Депутат Геннадий Сторожев: Мой Кизел — по праву город трудовой славы!

Я как коммунист не часто соглашаюсь с решениями Пермского краевого Законодательного Собрания (КЗС), в подавляющем большинстве случаев, безропотно продвигающего антинародные предложения буржуазно-олигархической федеральной власти. Примеры — поддержка повышения пенсионного возраста, или поправок в Конституцию, обнуляющих президентские сроки Путина и создающих условия для его пожизненного президентства.

Но есть решение КЗС, которое я полностью и с душевным волнением, поддерживаю. Это — подписание обращения к федеральной власти с просьбой присвоить звание Города Трудовой Славы моему родному шахтёрскому Кизелу. Городу, в котором я родился и прожил восемнадцать счастливых лет. Городу, в котором похоронен мой незабвенный, безвременно ушедший из жизни отец. Городу, о котором я с любовью храню детские и юношеские воспоминания, и с которыми хотел бы по памяти, не прибегая к документальной проверке их, поделиться сегодня здесь. Пишу здесь только о Кизеле, центре Кизеловского угольного бассейна, не затрагивая другие шахтёрские города, Губаху и Гремячинск.

Как и многие шахтёрские города, Кизел состоял из шахтёрских посёлков, названных по имени шахт, вокруг которых они располагались: «Володарка» по названию шахты им. Володарского, «Ленинка» — по названию шахты им. Ленина, «Комсомолка», «Девятая Делянка», «Владимирка», «Рудничный» и т.п. Почти в каждом посёлке, при нехватке жилья обязательно был Дворец культуры или клуб, как центр общения и отдыха жителей, особенно в посёлках более новых шахт Коспаша, который был одно время даже самостоятельным административным городом. Там же были и поселковые больницы, школы, крупные магазины. Запомнилось, что в Кизеле в то время очень популярным было слово «Донбасс», так как тон в угледобыче в годы войны в Кизеле задавали эвакуированные с восточной Украины шахтёры, которые после освобождения Донбасса потянулись домой, а вслед за ними и некоторые вышедшие на пенсию коренные кизеловцы-шахтёры. Понятно, что с потерей Донбасса, нехватку угля необходимо было восполнять из запасов Кизеловского бассейна, далеко не самого крупного из имевшихся на тот момент в стране. Труд был героическим и не менее опасным, чем на фронте. Но и зарплата и снабжение, и моральные почести были соответствующие.

Жители Кизела трудились для фронта не только на шахтах. В цехах Центральной обогатительной фабрики (ЦОФ), которую в войну и послевоенные годы называли в народе «танкозавод», действовали производства военной техники и боеприпасов. В городе работали госпитали. Именно это даёт Кизелу право называться Городом Трудовой Славы.

Проживая в глубинке, на периферии, люди не чувствовали себя заброшенными. Прекрасно работали школы, из которых выходили известные сегодня всему краю ученики. Например, мы сидели за одной партой с генералом милиции, бывшим начальником Пермского краевого УВД, В.Герценом, теперь, к сожалению, уже ушедшим из жизни. Нашим одноклассником был и ставший позднее редактором «Уральской кочегарки» и тоже ушедший уже из жизни Г.Кривоносенко, прививший мне вкус к чтению В одном классе с моим любимым братом, проживающим теперь в Ижевске, учился его товарищ, председатель Пермского центра Уральского отделения РАН, академик В.Матвеенко. В одной из школ Коспаша учился солист ленинградского оперного театра им. Кирова народный артист РСФСР Ю.Марусин. В Кизеловском горном техникуме, который прошли все руководители среднего звена кизеловских шахт, учился чемпион мира по борьбе В.Гулюткин. В Кизеле жил и работал феноменальный штангист, чемпион мира Г.Четин. Уровень школьного образования был высок. Помню, как на уроках химии нас, кизеловских школяров, вывозили на химические заводы «Метил», имение химика Саввы Морозова, где работали в своё время поэт Б.Пастернак и учёный, руководитель лаборатории по сохранению тела В.И.Ленина, академик АМН Збарский, и Березниковский азотно-туковый завод. С теплотой вспоминаю своих школьных товарищей по кизеловской политехнической школе № 11 им. А.М.Горького, Т.Денисова, Л.Племянникову, Н.Кузнецову, в дальнейшем директора нашей родной школы, которой тоже нет сегодня с нами. Помню и Кизеловский драматический театр, (теперь работает в г. Чайковский) где главным художником работал широко известный сегодня в Перми художник Ю.Лапшин, а спектакли театра в то время были ничем не хуже спектаклей Пермского драмтеатра. Для полноты картины упомяну, что на первенство страны по футболу в классе «Б» играла кизеловская команда «Шахтёр». Ну и нельзя не сказать, что первым избранным губернатором Пермской области был руководитель одной из кизеловских шахт и председатель кизеловского горисполкома Г.Игумнов, о котором тепло отзываются многие кизеловцы.    Жаль, что по иронии судьбы именно он стал участником закрытия шахт кизеловского бассейна, проводя чубайсовскую политику. Упоминаю здесь об этом потому, что именно преждевременное закрытие шахт, которые могли бы работать ещё 100 лет по запасам угля, погубило Кизел, без надежды возродить его при теперешней власти.

Тем более, следует отдать городу Кизелу, хотя бы сегодня, по праву заслуженные им в славном прошлом, почести, присвоив ему звание «Город Трудовой Славы»!

Первый секретарь Ленинского райкома КПРФ г.Перми,
депутат Пермской городской Думы, к.т.н., доцент, кизеловец Г.А.Сторожев

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30