СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ СПбГУ М.В.ПОПОВА)

Философские позиции помогают разобраться в том, что происходит, главным образом, в том, что происходит сейчас. Правильный подход к пониманию происходящего – изучение движения простого к сложному. Эта лекция посвящена самой простой категории  философии. Нужно понять, как за этой простой категорией следуют другие простые и более сложные философские категории. Самые простые категории только по виду самые простые.

Мы как бы отвлекаемся от всего конкретного  и получаем самые общие и самые абстрактные категории. Такой абстрактной категорией является категория «ЧИСТОГО БЫТИЯ».  «ЧИСТОЕ БЫТИЕ» отвечает на вопрос: «что есть?». А что ещё? А больше ничего. Эта категория фиксирует сам факт БЫТИЯ. Если что-то есть, то это Бытие. Пока я что-то не познал, не раскрыл, даже не помыслил о нём – это «ЧИСТОЕ БЫТИЕ».

Пусть, может быть, на самом деле, это и «нечистое» бытие, но мы находимся в самом начале и ничего не успели изучить, тогда это для нас «ЧИСТОЕ БЫТИЕ». На вопрос, «что такое БЫТИЕ?», надо ответить просто: «оно есть». Вы ответили правильно. Вопрос о БЫТИЕ – самый главный вопрос. Разве не самое главное, знать, есть мы или нет, живые мы или не живые, есть у нас крыша над головой или нет, бомжи мы или не бомжи, есть хлеб насущный или нет хлеба насущного.

Кажется только, что вопрос о «БЫТИЕ» только теоретический. На самом деле это теоретическое выделение самого главного в нашей жизни: есть БЫТИЕ или нет БЫТИЯ. Бытие есть и всё. Это такая категория, в которой нечего раскрывать. НЕ — ЧЕ — ГО. Больше нечего сказать о БЫТИИ как таковом. Поскольку мы фиксируем мысль о том, что о нём нечего больше сказать, то мы логически приходим к выводу о том, что «ЧИСТОЕ БЫТИЕ», на самом деле, «НИЧТО». Но мы ничего не знаем и о  «НИЧТО», следовательно, «НИЧТО» не просто «НИЧТО», а «ЧИСТОЕ НИЧТО».

В нашем сознании произошёл логический переход от одного понятия к другому. Однако, «НИЧТО» есть полная противоположность понятию «ЧИСТОГО БЫТИЯ». Таким, образом, мы фиксируем диалектический переход «ЧИСТОГО БЫТИЯ» в «ЧИСТОЕ НИЧТО». Давайте рассмотрим «ЧИСТОЕ НИЧТО», но не так, как дети: поиграли «куклой» и бросили. Мы взрослые люди и можем удержать мысль. У нас есть дисциплина мысли, мы зрелые люди. Мы видим, как эта мысль на наших глазах превращается в другую. Может показаться странным, что мы всерьёз обдумываем «НИЧТО».

Но мы вскоре увидим, что это принесёт очень хорошие плоды. Мы обдумываем «ЧИСТОЕ НИЧТО» и это значит, что оно, пусть только в нашем разговоре, всё-таки есть. Но нам уже известно, что есть только БЫТИЕ. Следовательно, «ЧИСТОЕ НИЧТО», которого уже нет, сразу перешло в БЫТИЕ, но  не в «ЧИСТОЕ БЫТИЕ», поскольку мы теперь кое-что знаем о БЫТИЕ. Мысль уже не может остановиться. Мысль ходит по кругу. Происходит постоянное превращение БЫТИЯ в НИЧТО и НИЧТО в БЫТИЕ. Это вневременный логический переход, поскольку нет ничего быстрее мысли.

И вот уже появилась новая философская категория.   Она уже есть, а названия пока нет. Движение диалектическое не похоже на движение математическое. В математике вначале даётся теорема (её название) и потом мы её доказываем, а в диалектике сначала появляется (доказывается) мысль, а потом мы её называем. Вот такое движение из НИЧТО в БЫТИЕ и из БЫТИЯ в НИЧТО называется становлением.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ (мои мысли).

Моё материалистическое сознание не вполне устраивает вышеописанная логика доказательства ДИАЛЕКТИКИ БЫТИЯ по двум причинам. Первая причина заключается в том, что движение к Абсолютной Истине происходит только с одной стороны, с одного направления (идеального, субъективного, умозрительного конструирования). Вторая причина в том, что доказательство ДИАЛЕКТИКИ БЫТИЯ, пусть и на начальном этапе, строится на основании метафизической логики, которая в процессе доказательства, чудесным и странным образом, превращается в логику ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ.

Разумеется, моё сомнение в качестве приведённого доказательства никаким образом не отрицает само учение о диалектике. В самом деле, человеческое сознание исходя из, только лишь, непосредственного созерцания и наблюдения окружающей действительности, из непосредственного эмпирического опыта вряд ли способно вывести ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ окружающего мира. Необходимо движение к Истине с обеих сторон. Кроме того, диалектическая логика вовсе не исключает и не отрицает полностью формальную логику, она, отрицая её, включает (снимает) её в себя в качестве более совершенной философской системы. Казалось бы, случайные удачи и находки, на самом деле, никогда не бывают случайными, всегда есть причинно – следственная связь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНСПЕКТА.

Философская категория «СТАНОВЛЕНИЯ» — самая первая ИСТИННАЯ философская категория. Почему ИСТИННАЯ? Да потому, что в ней два противоположных движения, происходящие одновременно. Два противоположных движения в одном движении называются МОМЕНТАМИ. Не частями, не элементами, не кусками, а МОМЕНТАМИ. Части только у разрубленной туши, у трупа. Такого никогда не бывает у живого существа. В каждом живом движении (жизни)  всегда имеются два разнонаправленных движения (категория «СТАНОВЛЕНИЯ»): из БЫТИЯ — в «НИЧТО»,  из «НИЧТО»  — в БЫТИЕ.

Каждый рождающийся живёт, каждый живущий умирает. Живёт, значит, рождается и умирает одновременно. Самый верный способ никогда не умереть – никогда не родиться. Если кто-нибудь всерьёз не хочет  умереть, значит, он должен своими делами себя обессмертить. Человек смертен, а личность бессмертна. Переход НИЧТО в БЫТИЕ в категории «СТАНОВЛЕНИЕ» называется «ВОЗНИКНОВЕНИЕМ». Не  было и стало. Переход  БЫТИЕ в НИЧТО в категории «СТАНОВЛЕНИЕ» — «ПРЕХОЖДЕНИЕМ». Всё преходяще. Было и не стало. Печали и радости в жизни тоже преходящи. Нет ничего в природе и обществе, что бы, не поддавалось ПРЕХОЖДЕНИЮ.

Некоторые говорили, что мы построили в СССР социализм. Если его построили, значит, он начинает разрушаться. Всё построенное разрушается. Люди, которые это понимают, должны вести себя правильно, не радоваться и не успокаиваться от того, что социализм построен, а делать всё, чтобы он не разрушился. Если вы не организуете сознательно противоположное движение сохраняющее социализм, то вы потеряете то, что вы построили.

Все же думали, что можно не воссоздавать, что построено, что если отцы и деды социально ориентированное государство создали, то этим, ничего не делая, можно только пользоваться. Такая позиция была ярко выражена в концепции развитого социализма, с которой носились Брежнев и Горбачёв. У нас никаких противоречий и проблем нет.  Никакие проблемы не рассматривались. У нас уже всё развитое. И поэтому началось разрушение того строя, который был.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРЕХОЖДЕНИЕ – вот два МОМЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ. Эти два МОМЕНТА представляют собой ЖИВОЕ БЫТИЕ и ЖИВОЕ НИЧТО. ЖИВОЕ БЫТИЕ это бытие, которое переходит в НИЧТО. То, что есть, оно  разрушается, гибнет. Можно сказать, что в СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЕМ является ПРЕХОЖДЕНИЕ. (но и возникновение в становлении является бытием?) Нет никакого Бытия, которое было бы просто Бытием, есть только Бытие, переходящее в НИЧТО. Разность бытия и ничто в СТАНОВЛЕНИИ исчезает. А вот СТАНОВЛЕНИЕ есть только благодаря этой разности (различия). Значит и СТАНОВЛЕНИЕ исчезает.

СТАНОВЛЕНИЕ – это беспокойное единство МОМЕНТОВ. Исчезновение РАЗНОСТИ отрицает беспокойное единство. Когда говорится о единстве, всегда предполагается какое — то множество. Множество мнений пришло к единому мнению. При отрицании беспокойного единства мы приходим к простоте. Можно сказать, что беспокойное становление себя отрицает и становится СПОКОЙНОЙ ПРОСТОТОЙ. Вот такое СПОКОЙНОЕ И ПРОСТОЕ, является результатом «СНЯТИЯ» СТАНОВЛЕНИЯ.  «СНЯТИЕ» в философии определяется как ОТРИЦАНИЕ с УДЕРЖАНИЕМ.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ (мои мысли).

Если бы я никогда не был знаком с философией, не изучал её в медицинском ВУЗе, не увлекался ею всерьёз, то после всех вышеприведенных размышлений подумал бы, что схожу с ума. Я бы, наверное, решил, что у меня «сдвиг по фазе» (СХИЗИС — сдвиг, то есть, шизофрения). Тем более, что в психиатрии есть психопатологический (болезненный) феномен амбивалентности мыслей, чувств и эмоций, то есть одновременное переживание противоположных эмоциональных состояний: люблю и ненавижу одновременно.

В самом деле, оно, БЫТИЕ,   очень странное явление. Оно, то есть, то его нет, оно появляется и исчезает, оно содержит в себе одновременно два противоположных (разнонаправленных) движения. Оно, самоутверждаясь, отрицает  себя. Оно, очень беспокойное, на самом деле, абсолютно спокойно. Оно, содержащее в себе бесконечное и буйное движение, совершенно неподвижно. Из какой формальной житейской логики можно вывести это «чудовищное» понятие?

Хуже всего то, что БЫТИЕ, вместе со всеми его свойствами и законами, формально недоказуемое, оказывается в нашем понятии тесно связанным с Абсолютной Истиной. Здесь даже результат доказательства (БЫТИЕ) противоречит самому формальному доказательству и отрицает его, а ответ (законы диалектики) на вопрос появился раньше самого вопроса. Есть от чего прийти в полное смятение.

Вот почему очень мало желающих изучить «Науку логики» Гегеля и не так много людей, вполне освоивших диалектический метод мышления. БЫТИЕ (ОБЪЕКТ И РЕЗУЛЬТАТ доказательства) есть. Бытие совсем не интересует то, как мы пытаемся объяснить и его, и его законы. БЫТИЕ всегда раньше по времени всех наших вопросов и попыток его осмысления (доказательства). По этой причине, БЫТИЕ и ИСТИНУ, совсем не интересует качество доказательства (правильно или неправильно), если только, в самом главном, доказательство не противоречит ИСТИНЕ и БЫТИЮ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНСПЕКТА.

ОТРИЦАНИЮ С УДЕРЖАНИЕМ противостоит ЗРЯШНОЕ ОТРИЦАНИЕ (отрицание всего). Всякое правильное отрицание – это созидание. Что значит учёба? Это отрицание неполного знания и получение нового с удержанием части старого правильного знания. Если где-нибудь видится что-то отрицательное, надо всегда в нём постараться увидеть положительное, и наоборот. Революция – это не разрушение до основания всего, что было при низшей социально-экономической формации, а сохранение всего того доброго, что при ней было достигнуто.

То, что происходит на ближнем Востоке, революцией назвать никак нельзя. Там лишь происходит смена власти в стране в интересах крупного Западного капитала, прежде всего капитала США. Там всё реакционные перевороты с перераспределением власти в руки компрадорской буржуазии.

Конспект подготовил А.Я.Зуев, член КПРФ, Ленинской парторганизации г . Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Share

Отзывы

vkontakte.ru Иван Воронцов 21-05-2012, 12:36

Страшное это слово «компрадор».
По сути, это передовой отряд пятой колонны.
Предателя можно судить, посадить в тюрьму или просто повешать за содеянное.
Компрадора вы не можете даже обидеть, так как он тут же подаст на вас в суд и выиграет дело.
И повесят не его, а его амбиции и на вашу зарплату.
Человечество, словно спрыгнуло с ума, «чуть — чуть» сменив акценты.
«Революция – это не разрушение до основания всего, что было при низшей социально-экономической формации, а сохранение всего того доброго, что при ней было достигнуто».

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.

Кто такой сторонник КПРФ? Сторонник КПРФ – это человек, разделяющий идеи Коммунистической партии, небезразличный к тому, что сегодня происходит в России, интересующийся работой партии и готовый оказать посильную помощь. Что требуется от сторонника? Сторонник не имеет, каких либо обязательств перед партией, а потому каждый сам определяет степень своего участия. Кто-то ограничивается голосом на выборах различных […]

(далее ...)

Дорогие товарищи! Партия КПРФ, находясь на острие народного сопротивления грабительскому режиму, несёт в массы Правду о нынешней России, но, не имея достаточных средств, партия очень нуждается в вашей и моральной, и физической, и финансовой поддержке. Поддерживая КПРФ, вы помогаете делу спасения страны, а значит, и нашей республики, от засилья властвующих богатеев, разоблачению их подлой грабительской […]

(далее ...)

Как вступить в КПРФ Если Вы – совершеннолетний гражданин Российской Федерации, не состоите в другой партии, разделяете Программу КПРФ и признаёте её Устав, неравнодушны к судьбе нашей Родины и считаете капитализм несправедливым устройством общества, если Вы хотите бороться за коммунистические идеалы – Вы можете стать коммунистом!   Чтобы вступить в КПРФ, необходимо: Шаг 1. Связаться […]

(далее ...)