СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ СПбГУ М.В.ПОПОВА)

СТАНОВЛЕНИЕ СНИМАЕТСЯ. В результате СНЯТИЯ появляется что-то спокойное и простое. Что? НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ. Это означает, что налицо БЫТИЕ, а НИЧТО не видно. Для примера: горит костёр, видно пламя, образуются угли, которые сверху подёргиваются пеплом. Жар у углей ещё более сильный, чем у пламени. Жар у пламени около 500 градусов, а у углей от 800 градусов до 1100. Сверху всё прикрыто пеплом и раскалённых углей не видно. Вот так можно представить себе НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ. НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ – результат СНЯТИЯ СТАНОВЛЕНИЯ. Поэтому СТАНОВЛЕНИЕ в нём есть, соответственно и «жар» есть. Точно так же в каждом человеке есть его родители. Вообще ВСЁ человечество в каждом человеке есть, вся история человечества. Вы являетесь результатом цепи событий, которые привели к вашему рождению, и в вас это всё содержится. Культура сегодняшняя в СНЯТОМ ВИДЕ содержит всю прежнюю культуру. Культура – это накопленный опыт человечества: материальный и духовный. Переход от одной общественно — экономической формации к другой можно назвать становлением новой формации. Было становление рабовладельческой общественно — экономической формации. Это была эпоха перехода от первобытно – общинного коммунизма к рабовладению. Было становление феодальной общественно — экономической формации. Это была эпоха перехода от рабовладения к феодализму. Затем было становление буржуазной общественно — экономической формации, то есть, переход от феодального государственного строя к капитализму. Наша эпоха – эпоха перехода от капитализма к коммунизму, эпоха пролетарских революций, эпоха диктатуры пролетариата. Это становление коммунистической общественно — экономической формации. Мы очень абстрактно рассматривали категорию СТАНОВЛЕНИЯ на прошлой лекции, но, на самом деле, нельзя объяснить и изобразить движение общества без этого самого СТАНОВЛЕНИЯ. Становление новой общественно — экономической формации это и есть, с одной стороны, эпоха, а, с другой стороны, революция. Революция – это переход от старого общества к новому, от старой формации к новой. Обратный переход – КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. Если мы возьмём историю буржуазной революции во Франции, то там сразу за революцией шла контрреволюция, а затем снова революция. Вот такие зигзаги в движении истории имеют место. Мы же с вами должны видеть логически: где же движение вперёд. Революции – это локомотивы истории, это есть движение вперёд. Поэтому, то, что там болтают про «ОРАНЖЕВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ», это никакая не революция, да и никакая не «оранжевая». Это применение приёмов организации реакционных режимов, то есть, фашизм на экспорт. Это дело Соединённых Штатов Америки, которые у себя внутри имеют демократию, а в отношении Югославии, Ирака, Ирана, Ливии хотели бы создать реакционные режимы, которые шли бы в кильватер США. Они уже нацелились на Сирию и Россию. Вот каких изменений они добиваются. Мы сейчас говорим о НАЛИЧНОМ БЫТИЕ. Я ещё одну абстрактную категорию ввожу. Если мы говорим о НАЛИЧНОМ БЫТИЕ, то оно РЕЗУЛЬТАТ СТАНОВЛЕНИЯ. В НАЛИЧНОМ БЫТИЕ есть СТАНОВЛЕНИЕ, оно скрыто, его не видно, но оно есть. А в СТАНОВЛЕНИИ есть и НИЧТО. Вот такое НИЧТО в СТАНОВЛЕНИИ НАЛИЧНОГО БЫТИЯ называется НЕБЫТИЕМ. НЕБЫТИЕ – это НИЧТО, которое есть в НАЛИЧНОМ БЫТИЕ. НЕБЫТИЕ, принятое в БЫТИЕ так, что КОНКРЕТНОЕ ЦЕЛОЕ имеет форму БЫТИЯ, называется ОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ НАЛИЧНОГО БЫТИЯ. Как новая категория применяется? Возьмите страницу, она какого цвета? Белая? Да? Но, если там не будет противоположного, чёрного цвета, то есть НЕБЫТИЯ, то в этой книге Вы ничего не прочтёте. Есть выворотная печать: на чёрном фоне белыми буквами пишут. Если Вы чёрное осветлите, то есть, на чёрном фоне будут какие-то буквы, то это и будет ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ. Гегель говорил, что светлое надо затемнить, а чёрное надо осветлить, тогда можно что-то различить. Если же сделать абсолютно чёрный или белый, абсолютно однотонный цвет, мы поймём, что «в абсолютном свете так же ничего не видно, как и в абсолютной тьме» — так писал Гегель. Если человек прочтёт все книги во всех библиотеках. Как Вы думаете, что будет у него в голове? Учёным он от этого не станет. Как говорят философы, «многознание уму не научает». Тот, кто много читает, тот просто начитанный человек. А вот библиограф знает, где и что находиться в какой книге. Умный человек тот, кто настолько способен и начитан, что может приходить к самостоятельным выводам. Наш курс нацелен на то, чтобы Вы не только читали, но и думали над понятиями, не пропускали понятия. Думали бы правильно и понимали, что если революция, то это переход от низшей к высшей формации, что это переворот во всех отношениях: и в экономических, и в политическом строе, в государстве, приход к власти более передового класса и низложение реакционного класса. Если же контрреволюция, это значит, пришли к власти представители прошлого класса. А если их, представителей каких-то прошлых классов, в мире уже нет? Как к власти могут прийти феодалы, если феодалов давно уже нет? А в сознании некоторых людей, живущих на ближнем Востоке, может быть КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. Сознание может быть и феодальным, и клерикальным, связанным с религией и запутавшимся в этой самой религии. Вот теперь мы говорим уже не о «ВООБЩЕ НАЛИЧНОМ БЫТИЕ». Всякое БЫТИЕ является определённым. Каждый человек имеет рост. Я возьму этот рост и буду рассматривать его отдельно от человека. Это будет его качество. Возьму УМ человека и буду его рассматривать. Человек движется, а я буду движение его рассматривать. То есть, я его ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ делаю специальным ПРЕДМЕТОМ РАССМОТРЕНИЯ. Как только я его изолирую, ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ становится КАЧЕСТВОМ. КАЧЕСТВО — это ПЕРВАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, изолированная сама по себе. Иногда люди, в том числе и аспиранты в ВУЗах, любят писать, что пользовались качественным анализом. Это пишется с каким-то «изыском», как будто это что-то большое и великое. На самом деле, это самое элементарное. Понятно, что рыбу Вы должны отличать от мяса, мясо от бревна, бревно от воды. Всякое бытие является ОПРЕДЕЛЁННЫМ БЫТИЕМ. В чём его ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, в том и его качество. Качество может быть характеризовано двояко: положительно и отрицательно. Можно сказать про человека, что он умный, а можно сказать, что он не дурак. Можно сказать про девушку, что она красива, а можно сказать, что она недурна. Я бы предпочёл, чтобы про меня сказали, что я умный. Любое КАЧЕСТВО может быть выражено и так, и этак. Если мы говорим о предмете в положительном плане, то это РЕАЛЬНОСТЬ. Если говорим в отрицательном плане – это отрицание. Но это одна и та же ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, только по-разному выражена. У нас некоторые говорят про РЕАЛИИ (« У нас есть современные реалии»). Такой категории в философии нет. Так говорят люди, которые где-то «стояли» около философии, рядом с философами стояли или ехали в трамвае вместе с философами. Такое выражение я слышал от больших политиков. Нет такой категории: «реалии». Категория реальности есть, и она связана с категорией отрицания. Если вы рассматриваете чью-то ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, то есть, качество, то, поскольку вы её рассматриваете, значит, она есть. Если она есть, то она БЫТИЕ. Видимость, что отдельно есть БЫТИЕ, а отдельно есть ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, на самом деле, только видимость. Есть только ОПРЕДЕЛЁННОЕ НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ. Всё, что мы видим и наблюдаем в обществе, это определённое наличное бытие. Например, нет «государства вообще», было государство рабовладельческое, позже появилось государство феодальное, затем – государство буржуазное и государство пролетарское (коммунистическое, советское). Нет «просто государства». Некоторые думают, что можно изучить законы «производства вообще». Нет законов по производству. «Производство вообще» — это абстракция. Есть производство рабовладельческое, феодальное, буржуазное, коммунистическое, которое вышло из капитализма. Каждое конкретное производство имеет СВОЮ СУЩНОСТЬ, свои ЗАКОНЫ, свою природу. Разговор о законах «просто производства», когда мы что-то делаем и что-то получаем или, как сейчас говорят, мы имеем ресурсы, их расходуем и получаем полезные вещи, это элементарное (пустое) изложение понятия ПРОИЗВОДСТВО. Если мы хотим углубиться в понятие «ПРОИЗВОДСТВО», то надо брать конкретное общество. Я могу про каждого, слушающего эту лекцию сказать, что у него есть скелет, у него есть мышцы, у него есть кожа, у него есть глаза. Хорошо, что я сижу вдалеке от тех, кто сидит за компьютером, слушает мою лекцию и не может запустить в меня табуреткой за то, что я буду такие «истины» изрекать. На самом деле каждый человек уникален, каждый человек – личность, и в нём есть то, чего нет в других людях. Тем не менее, каждый человек, какой бы личностью он ни был, представляет из себя ОПРЕДЕЛЁННОЕ НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ со СВОЕЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ. Один имеет один характер, другой – другой характер. Один – человек действия, другой любит тщательно обдумывать свои поступки. Но каждое ОПРЕДЕЛЁННОЕ НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ может быть названо «НАЛИЧНО СУЩИМ». Тем самым, Гегель подчёркивает, что одно и то же может выражаться как существительное и как определение. Привезли раненых. Раненый, это существительное или определение? Слово «раненый» отвечает на два вопроса: «Что (КТО)?» и «Какой?». Это НАЛИЧНО СУЩЕЕ или, просто, НЕЧТО. Когда мы говорим о чём-нибудь изменяющемся, то применяем категорию НЕЧТО. В категории НЕЧТО воплощено всё то, о чём мы говорили в предыдущих лекциях. В этой категории НЕЧТО впереди «нахально» сидит НЕ. В целом же категория НЕЧТО считается положительной. Согласитесь, что категория положительная, ведь НЕ и ЧТО не отдельно друг от друга. Тогда это было бы отрицанием. НЕЧТО объединяет в себе НИЧТО и ЧТО (БЫТИЕ). НЕ и ЧТО – противоположности, они внутри НЕЧТО не могут ужиться, тут драка неизбежна, но драка логическая, отражающая процесс борьбы, которая есть во всём. Слово НЕЧТО отражает неизбежный процесс борьбы, который всё время идёт в любом ОПРЕДЕЛЁННОМ НАЛИЧНОМ БЫТИЕ (во всяком процессе производства, в любом проявлении жизни). НЕЧТО есть, это значит, что НЕЧТО и есть НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ, то есть результат снятия СТАНОВЛЕНИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ означает, что кроме БЫТИЯ есть и НИЧТО. А где НИЧТО? НЕЧТО должно быть представлено как СТАНОВЛЕНИЕ, а оно у нас в БЫТИЕ. В БЫТИЕ НЕЧТО представлено неполно, оно должно быть представлено как СТАНОВЛЕНИЕ. Мы должны его представить как СТАНОВЛЕНИЕ. В таких случаях, в общественных исследованиях говорят, что НЕЧТО ЕСТЬ В СЕБЕ СТАНОВЛЕНИЕ. Это значит, что оно ещё не положено как СТАНОВЛЕНИЕ. Что значит В СЕБЕ? Это значит, что оно должно развернуться как СТАНОВЛЕНИЕ. Например, можно сказать, что капитализм есть в себе коммунизм, потому что производство в нём носит общественный (коммунистический) характер. Люди в целом работают на всё общество, и общество работает на них. Отношения людей носят общественный характер, а присвоение частное. Противоположность здесь имеется. Рабочие заинтересованы в низложении этого строя и построении другого строя, строя общественной собственности, а вместе с ним в этом заинтересованы все трудящиеся. Следовательно, можно сказать, что капитализм ЕСТЬ В СЕБЕ КОММУНИЗМ. Из капитализма неизбежно должен произойти коммунизм, что и произошло в соответствии с тем, что предсказывали, научно предсказывали Маркс и Энгельс. Они же не просто гадали. Научное знание – не просто религия. Они изучали капитализм, и из этого изучения капитализма вывели то СТАНОВЛЕНИЕ, которое есть в капитализме, и доказали, что неизбежно из капитализма будет рождён коммунизм. Ленин другую формулу вывел для низшей фазы коммунизма (социализма). Он рассматривал монополистический капитализм. Он сделал важный вывод, что «Единая капиталистическая монополия, но обращённая на пользу всего народа и потому переставшая быть капиталистической монополией, означала бы СОЦИАЛИЗМ». СОЦИАЛИЗМ – это не что-то высокое, великое, хорошее, а результат развития монополистического капитализма. Только эта самая монополия должна действовать не в интересах монополистов, не в интересах частных собственников, а в интересах всего народа, это и будет социализм. Социализм вырастает из современной экономики. Всё движется, всё изменяется. Всё изменяющееся надо рассматривать как равенство и как неравенство с собой. Сейчас я скажу, как это называется. Равенство с собой называется В СЕБЕ БЫТИЕ. Это странное такое название, кажется на первый взгляд. Оно даже пишется через чёрточку, как у Гегеля, В-СЕБЕ-БЫТИЕ. Неравенство с собой – это БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО. К примеру, у нас есть политики, которые представляют собой БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО. Они живут в России, ненавидят свою страну и всё время думают о том, как помочь США. Они и есть БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО. Они у нас, это наши люди, наши в смысле того, что они у нас находятся. Но они даже страну свою называют не нашей страной, а этой страной. Они всю жизнь могут тут и прожить. Эти люди и есть БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО. Но они соединены с нами, они у нас, здесь. Они выступают по радио, проводят митинги. Мы не можем сказать, что это не наши граждане, но они временные здесь, хотя и могут всю жизнь здесь прожить. А есть В-СЕБЕ-БЫТИЕ, это равенство с собой. Язык хорошо отфильтровывает, что не походит и сохраняет то, что подходит. Вот говорят: «Вы сейчас не в себе?». Это значит, вы не равны самому себе. Или: «Придите в себя и тогда начинайте говорить». Что значит прийти в себя? Это значит стать равным самому себе. Если я буду кричать и возмущаться по поводу того, что вы не можете мою лекцию понять, то вы мне скажете: «Придите в себя и не надо выходить из себя». Быть В СЕБЕ, значит, быть равным себе самому. ИЗМЕНЕНИЕ касается БЫТИЯ и ОПРЕДЕЛЁННОСТИ. Кроме тех двух моментов (РАВЕНСТВА С СОБОЙ и НЕРАВЕНСТВА С СОБОЙ), которые мы уже различили, нужно понимать, что это единство. В неравном есть равенство, а в равном есть неравенство. А нельзя ли взять равенство с отрицанием этого неравенства в самом этом равенстве? У каждого человека есть что-то внутреннее, своё, что его хорошо характеризует и есть его недостатки. Он борется с ними, значит, он их отрицает. Раз он их отрицает, тем самым, к этим недостаткам он выходит вовне. Вот такой момент сохранения себя через отрицание самого отрицания называется В-НЁМ-БЫТИЕ или просто В. Короче излагать, по-моему, просто нельзя, мы уже до буквы дошли. Что значит в бочке? Это значит не вне бочки. Что значит в доме? Это значит не за пределами дома. Слово В, это внутреннее по сравнению с внешним, вот оно что означает. Вот теперь я могу назвать такую категорию, до которой трудно додуматься, до его определения. Такого вы в словарях не найдёте. Это вы найдёте только в «Науке логики» Гегеля. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – ЭТО КАЧЕСТВО, КОТОРОЕ В СЕБЕ, В ПРОСТОМ НЕЧТО, И НАХОДИТСЯ В ЕДИНСТВЕ С ДРУГИМ МОМЕНТОМ ЭТОГО НЕЧТО С В-НЁМ-БЫТИЕМ. Сейчас переведу. Что значит в СЕБЕ? Это КАЧЕСТВО, которое сохраняется. Если вы умный человек, то у вас этот ум не пропадает. Вы и сегодня умный и завтра умный. Красные пришли – умный, белые пришли – умный. Есть социализм – умный, нет социализма – всё равно не дурак. Это относится к ВАШЕМУ В СЕБЕ, к вашему равенству с собой, а не улетучивается. Если человек коммунист, он не перестаёт быть коммунистом от того, что пришёл Ельцин к власти. Если он перестал быть коммунистом, когда Ельцин пришёл к власти, значит, он и раньше не был коммунистом, это не было его ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, это была его ФОРМА, потому что он карьерист и хотел пробраться наверх. Он поэтому пошёл в правящую партию. Сегодня он идёт в Единую Россию, если завтра будет другая правящая партия, то в ту побежит. Поэтому и говорят, что не партия, которая получила власть, а партия власти, а не у власти. Вообще-то надо бы говорить, у власти, какая партия сейчас. Чиновники, как стадо, перебегают из одной партии в другую вне зависимости от того, как она называется, лишь бы она была у власти. Мы же помним, как происходило это всё движение. Вот это КАЧЕСТВО, которое НАХОДИТСЯ В СЕБЕ и оно находится в единстве с В-НЁМ-БЫТИЕ. Если я человек порядочный, а вы меня столкнуть хотите с этого порядочного пути, то я буду упираться В-НЁМ-БЫТИЕ, в том смысле, что я за свою порядочность держусь, я сопротивляюсь, я противлюсь переходу в другое. То есть не так, что вот будто бы так сложилось: ветер дунул и я уже непорядочный. Когда мы говорим об ОПРЕДЕЛЕНИИ, то понимаем, что это устойчивая ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, которая сохраняется в изменениях. Как бы вас не изменяли, а вы всё равно остаётесь человеком. А есть люди, которые не могут удержать в себе это качество, тогда это не их ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Вот видите, какое интересное ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Но строго выраженное, оно на первый взгляд непонятно. КАЧЕСТВО, КОТОРОЕ В СЕБЕ В ПРОСТОМ НЕЧТО и СУЩНОСТНО НАХОДИТСЯ В ЕДИНСТВЕ С ДРУГИМ МОМЕНТОМ этого НЕЧТО С В-НЁМ-БЫТИЕМ.

Конспект подготовил А.Я.Зуев, член КПРФ, Ленинской парторганизации города Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Share

Отзывы

Дмитрий 16-04-2015, 20:14

Спасибо за конспект лекции! Почему бы не сделать более доступными конспекты лекций Попова М.В.? Только благодаря поисковика и почти случайной фразе я вышел на эту статью…
А как попасть на другие лекции?

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.

Кто такой сторонник КПРФ? Сторонник КПРФ – это человек, разделяющий идеи Коммунистической партии, небезразличный к тому, что сегодня происходит в России, интересующийся работой партии и готовый оказать посильную помощь. Что требуется от сторонника? Сторонник не имеет, каких либо обязательств перед партией, а потому каждый сам определяет степень своего участия. Кто-то ограничивается голосом на выборах различных […]

(далее ...)

Дорогие товарищи! Партия КПРФ, находясь на острие народного сопротивления грабительскому режиму, несёт в массы Правду о нынешней России, но, не имея достаточных средств, партия очень нуждается в вашей и моральной, и физической, и финансовой поддержке. Поддерживая КПРФ, вы помогаете делу спасения страны, а значит, и нашей республики, от засилья властвующих богатеев, разоблачению их подлой грабительской […]

(далее ...)

Как вступить в КПРФ Если Вы – совершеннолетний гражданин Российской Федерации, не состоите в другой партии, разделяете Программу КПРФ и признаёте её Устав, неравнодушны к судьбе нашей Родины и считаете капитализм несправедливым устройством общества, если Вы хотите бороться за коммунистические идеалы – Вы можете стать коммунистом!   Чтобы вступить в КПРФ, необходимо: Шаг 1. Связаться […]

(далее ...)