ВНУТРЕННИЙ МИР ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

Доктор-психотерапевт Зуев Андрей Яковлевич с лекцией по политическому просвещению на тему:  пространство-время и внутреннее (социальное) пространство личности. Занятие второе.

В психологии есть такое понятие как внутренний мир или внутреннее пространство личности. Что это такое, и какое оно имеет отношение к пространству физическому? Для начала хотя бы то, что весь  внутренний мир, все  эмоции, переживания и мысли находятся в ограниченном физическом пространстве – в человеческой голове. На самом деле, связь между внутренним миром и миром «вещей» значительно глубже и существеннее.

Во-первых, пространство всегда связано со временем. А.Эйнштейн объединил пространство и время в единое понятие – пространство-время. Во-вторых, пространство-время – понятие  производное от другого понятия, которое называется  движением материи. В третьих, пространство-время по существу является формой движения материи и, потому, зависит от движения и определяется движением. Оно даже изменяется в зависимости от характера (формы) движения.

Можно попытаться заинтересовать читателя обобщением, выводом, результатом нового философского исследования, осуществлённого методом диалектической логики, по принципу доказательства математической теоремы. Вот, пожалуй, с этого и начнём.

Пространство-время – единое понятие и как всякое понятие имеет значение только тогда, когда наделяется Смыслом, что случается только в БЫТИЕ. Поэтому оно есть, но его может не быть.  Действительным содержанием понятия пространства-времени является движение. В сущности никакого пространства-времени нет, а есть диалектика движения «вещей» — диалектика движения материи. Движение первично, а пространство-время вторично. Каждому движению соответствует своё пространство-время, которое развивается и усложняется вместе с материей и тогда уже не вполне соответствует пространству-времени условному, физическому.

Пространство-время – понятие  относительное, отвлечённое, абстрактное и, вместе с тем, конкретное. Оно, будучи субъективным и объективным одновременно, как и всё гениальное, парадоксально.  Время может безвозвратно уходить в прошлое и, при этом, постоянно находиться в  настоящем, кроме того, ещё и содержать в себе  будущее. Оно, время, может ускорить и замедлить своё течение, даже изменить направление, двигаясь из прошлого в будущее. Оно, сохраняя свою самостоятельность, независимость, может подчиняться субъективной человеческой воле, которая определяется СМЫСЛОМ (ИСТИНОЙ).

Философское теоретическое исследование имеет значение только тогда, когда его результат самым решительным образом влияет на  действительность социального бытия. Всегда стоит важная задача, определяющая необходимость прочной связи полученного  знания с конкретной практической деятельностью,   сегодняшней жизнью, с  индивидуальным и коллективным  бытием.

 

1. Первое необходимое знание, вытекающее из философской «теоремы», состоит в том, что продолжительность человеческой жизни не имеет однозначной связи с тем физическим временем, которое предположительно определяет её среднестатистическую границу.

2.  Во вторых, движение социальной жизни имеет иное пространство-время, отличное от аналога физического. По этой причине, для оценки социального  пространства-времени нужны иные, дополнительные критерии, отражающие не только его условное количество, но и  качество.

3. Продолжительность жизни человека зависит от множества конкретных движений, векторы времени которых могут быть направлены в противоположные стороны. Жизнь со знанием (со Смыслом) может усилить тенденцию движения с преимуществом для бытия и, тем самым, замедлить течение жизни, увеличить её продолжительность. Продолжительность жизни человека должна измеряться не только физическим временем, но, прежде всего, её качеством.

4. Продолжительность биологической и социальной жизни, вне зависимости от физического времени, определяется количеством значимых событий в единицу социального времени –  одну  человеческую жизнь. Значимым событием нужно считать событие (движение) с преимуществом для бытия, вектор времени которого направлен против вектора прехождения (приближения старости и небытия).

5. Живя правильно (со Смыслом), человек получает возможность увеличивать количество значимых событий, управлять продолжительностью жизни,  биологическим и социальным временем.

6. При действительной и объективной возможности произвольно управлять временем своей жизни, иметь более продолжительную жизнь, человеку, в силу субъективных и объективных причин, не всегда удаётся превратить возможность в действительность.  Между прочим, надо ещё иметь очень большое желание, выдержку и терпение, чтобы  сохранить, накопить и приумножить  здоровье, продлить свою собственную жизнь. Для этого нужны: мощная мотивация, саногенное мышление,  дополнительный стимул к преодолению трудной действительности – Смысл Жизни.

 

С учётом того, о чём сказано выше, можно приступить к изложению доказательной базы, основанной на современных знаниях и применении диалектического материалистического метода философии. В общей и специальной теории относительности Эйнштейн теоретически обосновал нестабильность, изменчивость пространства-времени, которое  зависит от массы, скорости и количества движения (энергии) материи. Вблизи массивных объектов изменяется (искривляется) геометрия пространства-времени. Оно деформируется также при больших скоростях движения материального объекта, сокращая его длину по ходу движения и замедляя течение времени в самом объекте.

Таким образом, мы имеем теоретическое обоснование и практические доказательства изменения и, следовательно, возможности развития пространства-времени. Нам остаётся выяснить то, как изменяется оно в движении развития в той или иной форме движения материи. Развитие, как нам известно, происходит в направлении от «простого»  к «сложному», от «всеобщего» к «конкретному». В философии выделяют три простых формы движения: собственно движение, изменение и развитие.  Кроме того, есть движения более сложные, которые образуют новые формы, взаимодействуют между собой и, соответственно, вступают в противоречие.

К сложным вариантам движения можно отнести пространство-время, движение отражения, движение диалектического противоречия и компромисса, известные формы движения развивающейся материи. Атрибутом движения, производным от движения материи, является пространство-время, которое, по сути, само является формой движения. Движение, при этом, первично, а пространство-время – вторично. Не то чтобы, материя, развиваясь, движется в пространстве-времени, а пространство-время инициируется, появляется и развивается с движением материи.

Движение – величина векторная. В физической форме движения материи  вектор движения находится в трёхосной системе координат, «тянет» за собой пространство вверх-вниз, вправо-влево, вперёд-назад, и формирует объём. В социальной форме движения материи вектор движения перемещается в  четырёхосной системе координат и может быть направлен вовнутрь, образуя внутреннее пространство-время. Это и есть внутренний мир или внутреннее пространство личности. Таким образом, мир этот, является результирующим вектором сразу нескольких простых и сложных форм движения материи, снятых социальным бытием: движения изменения и развития, движения противоречия и компромисса, движения отражения и пространства-времени.

Во внутреннем мире человека соответственно сложным формам движения можно выделить несколько важных координат. Первая из них – социально-пространственная или коллективно-индивидуальная составляющая  внутреннего пространства личности. Втораясубъективно-объективная  или смысловая (сознательная) координата, определяющая высшие эстетические потребности и, связанные с ними экзистенциальные установки личности. Её содержанием  является движение отражения, которое заявляет о себе в форме мировоззренческой концепции личности. Третьяэволюционно-революционная (социально-биологическая) координата, характеризующая единство, гармонию психического и физического состояния (развития) здоровой личности (общества). Четвёртая противоречиво-компромиссная координата становления и развития личности.

Утверждают, что мы живём в четырёхмерном мире, имея в виду объёмную (пространственную) систему координат, которая движется по оси времени. Движение, отражение и пространство-время ещё более усложнились в социальной форме движения материи, то есть приобрели конкретные, специфические черты. Человечество как-то незаметно переместилось из четырёхмерного мира в пятимерное социальное бытие.

Таким образом, человек живёт не в одном мире – мире объективных вещей, а в двух мирах сразу: в мире внешнем (всеобще-объективном) и мире внутреннем (субъективно-объективном). То есть, оба пространства и их время тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, вступая в противоречие, имея, при этом, всеобще-объективную природу.

Понятие личности как и бытие – понятие избыточное, но, однако, очень удобное для дальнейшего полярного анализа человеческого феномена индивидуального бытия – внутреннего мира. Во внутреннем пространстве личности, которое очень сильно отличается от пространственно-временных характеристик физического пространства-времени, существует система координат, в которой самым актуальным моментом становится парадоксальное знание. Суть этого знания проявляется в анализе объективного диалектического противоречия, в феномене истины.

Во  внутреннем мире, первичность материи и вторичность сознания меняются местами. Здесь не только «бытие определяет сознание», но и, что вернее, сознание определяет бытие. Оба эти утверждения правильны, а в совокупности составляют истину. К примеру, «в здоровом теле – здоровый дух», но и «здоровый дух» — саногенное мышление – организует здоровье тела. В бытие форма становится всё более содержательной, а производственные отношения превращаются в мощную производительную силу.

Здесь «субъективное», одновременно будучи «всеобще-объективным», стремясь к истине и постигая её, является дополнительным материальным стимулом дальнейшего развития индивидуального и коллективного бытия.       Здесь время и пространство подчиняются сознательной «субъективной» воле. Что быстрее всего на свете? Конечно, человеческая мысль, которая, находясь во времени и пространстве, существует вне времени и пространства. Человек может произвольно, по  своему   желанию,  в действительности ускорить или замедлить  течение времени.  Это не сказка, а  факт.

Понятие пространства-времени имеет смысл  только лишь в  социальном бытие. Стремление придать ему значение  «объективно-всеобщего» бессмысленно и ненаучно. Мы же знаем, что материя вечна во времени и бесконечна в пространстве. Для «всеобщего» безразлично значение «конкретного», пространство-время которого ограничено.

В результате качественного скачка более сложная форма движения (пространства-времени) снимает, то есть, включает в себя предыдущую путём отрицания отрицания. Получается своеобразный «эффект матрёшек», вложенных одна в другую. Конкретное (сложное) явление оказывается, при этом, в самом центре матрёшечного царства, будучи ограниченным в своей свободе всеобщими законами, пространством-временем всех более простых форм движения материи.

С другой стороны, более совершенная, новая, сложная форма движения (пространства-времени),  с позиции целого,  уже известным способом преодолевает ограничения, выходя (никогда не выходя) за рамки всеобщих законов и предшествующих вариантов движения (пространства-времени), приобретая ещё большую свободу.  «Конкретное» содержит «всеобщее» в себе, борется с ним и выходит, находясь в рамках «всеобщего», за его пределы.

В социальной материи движение образует три варианта социального пространства: социальное коллективное, социальное индивидуальное и промежуточное – виртуальное. Разумеется, во всех трёх вариантах представлены пространства, соответствующие более простым формам движения развивающейся материи: физической, химической и биологической. Все они взаимодействуют между собой в рамках единого целого – социального пространства-времени – и, по этой причине, с необходимостью вступают в противоречие.

Социальное время  — сложное время, оно сложено из времён простых: эволюционного времени; биологического времени, определяющего биологический возраст людей; физического времени, характеризующего паспортный возраст человека; собственно социального времени. Каждое из перечисленных времён имеет свою скорость движения, отличающуюся от скорости движения времени физической материи.

Что-либо привычное  – не всегда от этого познанное. Житейское представление о времени очень субъективно и мало что даёт жизненной практике. В таком понимании оно оказывается отвлечённым от сущности, от действительной жизни, от мира «вещей». На вопрос о том, что такое время, при взгляде изнутри БЫТИЯ, можно было бы сказать, что оно есть, и оно течёт. Однако такой ответ даёт лишь характеристику бытия и движения в нём, ничего не проясняя по поводу самого времени.

Хотелось бы получить ответы на ряд вопросов. Время течёт куда? Когда оно течёт, его становится больше или меньше? В процессе течения оно расходуется или накапливается? Если время уходит, это хорошо или плохо? Время перетекает из будущего в прошлое навсегда или способно возвращаться из прошлого в настоящее и будущее, то есть менять направление своего движения? Каким объективным (всеобщим) критерием можно измерить время? Что соответствует понятию времени в самой СУЩНОСТИ?

Разумеется, ответы на эти вопросы  имеются в диалектике СУЩНОСТИ, которая  могла бы проявиться и уже проявляется в диалектике БЫТИЯ. Решение задачи оказывается очень простым, если приходит понимание того, что никакого времени в СУЩНОСТИ нет вовсе, а есть движение, движение изменения и движение развития. Вне движения не может быть никакого времени. Уточнить понятие времени можно только через диалектику движения.

В сущности нет времени, там во времени нет необходимости. Оно есть только в бытие. В сущности есть движение, много движений. В бытие время характеризует различие движений, соотношение их продолжительности и скорости. Время, бегущее из будущего в прошлое – плод фантазии субъективного сознания, обозначающее конечность и ограниченность бытия.       Принято считать, что всякое движение совершается во времени и пространстве. Непривычно, трудно представить себе парадоксально  обратное, то, что именно движение содержит в себе пространство-время.

Каждое движение имеет свою продолжительность, то есть, своё собственное течение времени в соответствующем ему пространстве. Оно может зависеть или не зависеть от того, случайным образом принятого, физического времени, которое использует человечество. Кроме того, каждое движение может взаимодействовать с другими движениями, влияющими на его пространство-время. Внутреннее время бытия течёт и расходуется, тем самым, обозначая  конечность процесса индивидуальной жизни. Однако течение времени может быть замедлено или ускорено другими движениями и обстоятельствами.

Если мы говорим о движении развития, то имеем в виду, что процесс этот бесконечен как бесконечно и движение изменения. В движении изменения как-то изменяется и внутреннее время. Появляется новое время, которое обязательно связано со старым по принципу: и А и не А, то есть, новое время является старым и не является им. В одном и том же движении изменения новое время одновременно является старым или по-другому – настоящее одновременно является прошлым, хотя им и не является.

Движение изменения и развития включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Течёт не время, «течёт» движение изменения. Принцип движения изменения, как известно, выражается той же математической формулой: и А, и НЕ А. В этой формуле содержится прошлое, настоящее и будущее. Можно, конечно, оставить её для настоящего, а формулу для будущего чуть-чуть усложнить, к примеру, (и А, и НЕ А)2, или (и А, и НЕ А)3, и так до бесконечности. Однако суть движения изменения останется прежней и будет всегда обозначаться первоначальным вариантом.

Таким образом, прошлое всегда присутствует в настоящем, а настоящее в будущем, к примеру, БЫТИЕ ДЛЯ ИНОГО. Иначе говоря, эволюционное (прошлое) время никуда не исчезало, оно представлено в настоящем, но в другом формате движения, в формате ускоренного движения индивидуального развития (онтогенеза). Скорость этих движений различается в сотни миллионов раз, а вектор движения времени направлен в будущее из прошлого и настоящего (из БЫТИЯ ДЛЯ ИНОГО).

Времени, на самом деле, в СУЩНОСТИ нет, а есть сочетание и соотношение движений, продолжительность которых, в  свою очередь, сверяется с произвольно выбранным физическим движением. По этой причине нет ни прошлого, ни будущего, а есть конкретное настоящее, то есть, конкретное соотношение движений здесь и сейчас. Конкретное движение содержит в себе следствие и причину, прошлое и будущее своего развития. Во времени настоящем содержится время прошлое и время будущее. Для БЫТИЯ важен лишь результирующий вектор движений с преимуществом или ущербом для него. От этого и зависит течение времени, которое выдумано и не существует в действительности.

Направление движения времени определяется субъективно-объективной оценкой настоящего движения исходя из его значения для БЫТИЯ: преимущества или ущерба. Соответственно время может иметь два значения: положительное и отрицательное. Оно может течь разнонаправленно, отражая векторы движений и их значение для БЫТИЯ. Время жизни как бы расходуется, возникая из будущего,   перетекая через настоящее в прошлое.

Это наивное представление об утекающем  времени, по существу, отражает объективную тенденцию «ущерба для БЫТИЯ», связанную с энтропией – мерой хаоса, разрушающего  упорядоченное движение. В отлаженный эволюцией механизм сложного, совершенного, упорядоченного, высокоорганизованного движения жизни в процессе жизнедеятельности вкрадываются неточности и ошибки. Это приводит к нарастанию негативных тенденций и дезорганизации, созданного эволюцией механизма биологической жизни. Скорость (интенсивность) разрушения порядка в движении жизни, в итоге, определяет продолжительность индивидуальной жизни, соотнесённую с привычным физическим временем.

Условной единицей физического времени, которая имеет значение только в БЫТИЕ, считается продолжительность вращения (движения) Земли – полного оборота её вокруг собственной оси. Эта единица времени связана с движением, но выбрана произвольно. Такой единицей можно измерять продолжительность другого движения, то есть, количественное соотношение двух сравнимых движений, но невозможно измерить  качественное различие двух сложных движений.

Понятно, что между количеством и качеством имеются отношения меры при условии существенной связи. Рассмотренное физическое время и его количество никак не может быть связано с качеством конкретного социального движения (продолжительностью социальной жизни), но оно может быть относительной мерой продолжительности самого движения вне зависимости от его качества. А вот продолжительность конкретного движения уже точно находится в отношениях меры с качеством этого движения. Только это совсем другое, внутреннее время движения материального объекта. Физическое время, конечно, привносит в анализ явления какую-то объективность, но в известных пределах. Оно – частный случай более общего понятия пространства-времени.

Каждому движению соответствует своё внутреннее время, течение которого может соответствовать или не соответствовать (и уж точно, не зависеть)  условному физическому времени. В движении ИЗМЕНЕНИЯ и РАЗВИТИЯ в результате взаимодействия различных движений и их времён усложняется форма движения материи, изменяется, усложняясь, время, скорость и направление его течения. Количество внутреннего времени движения ИЗМЕНЕНИЯ и РАЗВИТИЯ способствует возникновению нового качества. Следует с большой осторожностью использовать физическое время для измерения и определения внутреннего времени развивающегося социального объекта. Для этого нужен другой подход – диалектический метод полярного анализа сложного движения и его времени.

Биологический возраст человека может быть больше или меньше паспортного значения. Следовательно, в зависимости от жизненных обстоятельств, биологическое время способно замедлять или ускорять своё движение. Онтогенез биологического и социального бытия отдельной личности стремителен по отношению к движению реального физического времени. За девять месяцев внутриутробного развития человеческий организм успевает достичь того результата, на который эволюция всего человечества потратила сотни миллионов лет.

Скорость движения социальной жизни столь велика, что течение времени в ней самой значительно замедлилось. Этот факт вполне согласуется со специальной теорией относительности А.Эйнштейна, применённой к  движению общественной формы материи. Скорость движения социальной материи можно определить количеством значимых событий, происходящих в единицу социального времени. При этом, за единицу времени в социальной форме движения материи, вполне обосновано, можно принять одну человеческую жизнь, которая имеет неоднозначную связь с паспортным возрастом и физическим временем.

Парадокс социальной жизни состоит в том, что жизнь человека, насыщенная событиями с большим Смыслом, кажется ему пролетающей стремительно и, потому, незаметно. Это противоречие объясняется вредной привычкой измерять продолжительность социальной жизни не Высоким Смыслом её, не количеством значимых событий, а быстро бегущим физическим временем.

В процессе анализа социального движения явно просматривается увеличение скорости его, интенсивности жизни, количества событий с важным смыслом в единицу времени. Создаётся впечатление ускорения движения развития, при котором череда событий переходит в настоящий водоворот. Медленное начало движения переходит в быстрое изменение и развитие. Философская метафора спиралевидного движения развития материи приобретает признаки спиралевидной воронки водоворота событий. Может быть, уже пора дополнить философскую диалектическую теорию развития ещё одним универсальным  всеобщим принципом: от «медленного» к «быстрому»?

Каждому человеку с момента его зачатия определён некий временной потенциал продолжительности его индивидуальной жизни, измеряемый физическим временем. Это потенциальное количество времени, отпущенное на биологическую и социальную жизнь. В зависимости от различных условий и обстоятельств количество жизненного времени может расходоваться быстрее или медленнее. По этой причине биологический возраст человека может не совпадать с возрастом паспортным.

Если запас времени жизни расходуется быстро, то биологический возраст увеличивается скорее, чем затраченное количество физического времени, а биологическое время ускоряет своё течение. Может быть всё совсем наоборот. Однако мы помним, что время — величина относительная и производная от движения. Поэтому и время – величина векторная. В биологическом и социальном объекте время течёт в двух направлениях сразу, а общая скорость движения биологического и социального времени получается в результате сложения разнонаправленных векторов движения времени.

Разумеется, потенциал жизненного времени в соответствии со всеобщей тенденцией прехождения однажды будет исчерпан до нуля. Однако на разных отрезках биологического и социального бытия течение биологического времени может замедляться  и даже менять своё направление. Что такое замедление? Это то же ускорение, только с обратным знаком. С этого момента направление движения времени можно считать изменившимся. Таким образом, время, вопреки устоявшемуся пониманию, движется не только от  будущего к прошлому через настоящее, но и от  прошлого по направлению к потенциальному  будущему. Само время  в системе координат течёт (увеличивается) слева-направо, а расходуется справа-налево (из будущего в прошлое). Вот так: уменьшается и увеличивается одновременно.

К примеру, в самом начале движения прехождения, с момента зачатия социально-биологического объекта, в котором преобладает тенденция возникновения, происходит накопление жизненного потенциала. При этом, результирующее течение биологического и социального времени в сравнении с настоящим физическим временем так сильно замедляется, что по значению и результату становится равным эволюционному времени. Все понимают, что  эволюционно-революционный процесс (развитие) вместе с вектором времени направлен из прошлого в будущее.

На развитие человечества до социальной материи  природе потребовались сотни миллионов лет физического времени, Онтогенез конкретного человека от одной клеточки до созревшего представителя социальной материи происходит за 9 месяцев внутриутробного развития. На этом этапе жизни течение (расход) биологического времени в сравнении со временем  физическим, замедляется   и, следовательно, время течёт в обратном направлении.

Замедление биологического и социального времени (увеличение продолжительности жизни) внутри социального объекта прямопропорционально скорости (интенсивности) жизненного процесса, его активной жизненной позиции. Скорость движения биологической и социальной жизни, в свою очередь, прямопропорциональна количеству значимых событий в жизни человека в единицу времени. Значимым событием можно назвать всякое событие, содержащее в себе явное преимущество для индивидуального и коллективного бытия, а за единицу социального времени можно принять одну человеческую жизнь.

К значимым событиям в жизни человека  и общества относится, в том числе, возникновение в сознании прогрессивной общественной идеи, которая, будучи материальной силой, движет локомотив истории – революционное изменение общества. Такая идея даёт возможность выдающейся личности, не смотря на ограниченность её бытия, выйти за пространственно-временные рамки его и навсегда остаться в  истории (то есть во времени настоящем) человечества. Учение Маркса, Энгельса, Ленина всесильно и бессмертно, потому что оно верно. Их личность бессмертна. Таким образом, личность физически смертна и социально бессмертна одновременно.

Эволюция животного мира заводит механизм обратного индивидуального отсчёта времени, отпущенного на человеческую жизнь, примерно на 80-100 лет условного физического времени. На отлаживание этого механизма движением эволюции затрачены сотни миллионов лет. Заводится этот механизм за относительно короткое время – время внутриутробного развития человеческого плода. Таким образом, создаётся возможный потенциал времени жизни конкретного человека, выраженный в физическом времени, который, к сожалению, реализуется не всегда. Скорость эволюционного движения (времени) в единицах физического пространства-времени и онтогенетического развития (времени) различается в сотни миллионов раз, а скорость «прихода» — накопления потенциала жизни – и скорость «расхода» жизни в социальной материи отличаются в 80-100 раз.

Соотношение времени «накопления первоначального капитала» и периода расходования его составляет примерно 1 к 80 или 1 к 100. С этого же момента «песочные часы, расходуемого времени жизни  неумолимо отмеривают перетекаемое «песочное  время»   индивидуального бытия из будущего (возможного) через настоящее в прошлое. Вектор движения прехождения биологической жизни (как и вектор его внутреннего времени) изменить нельзя. Однако можно ускорить или замедлить течение самого внутреннего времени биологического объекта.

Дело в том, что на каких-нибудь участках движения жизни возникают и взаимодействуют различные движения с разнонаправленными векторами времени. По этой причине, биологическое время может отставать от физического или значительно обгонять его, вызывая несоответствие возраста паспортного возрасту биологическому. Так, к примеру, эволюционное время, содержащееся внутри совершенного механизма движения возникновения новой жизни, будучи одновременно и прошлым, и настоящим течёт навстречу времени движения прехождения и на этапе движения возникновения побеждает его, накапливая временной потенциал начинающейся жизни.

Отсюда следует важный вывод: утраченное здоровье вернуть нельзя. Его можно сохранить, накопить и приумножить пока есть физиологические резервы здоровья и хорошо работают механизмы замедления старения, то есть, расхода жизненного времени. Для дальнейшего сохранения жизни надо разумно распорядиться своей судьбой, стремясь сохранить баланс между «доходами» и «расходами». Впрочем, природа, по-видимому, предусмотрела ограниченность индивидуального бытия и, тем самым, обеспечила бесконечность эволюционного развития.

11.04.2014 г. Доктор – психотерапевт Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30