ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Доктор-психотерапевт Зуев Андрей Яковлевич с лекцией по политическому просвещению на тему: внутреннее пространство личности. Занятие третье.

Внутреннее пространство-время определяется внутриличностной системой всеобще-объективных и социально-обусловленных (субъективно-объективных) ценностных координат, в которых формируется  индивидуальная мировоззренческая концепция человека. В этой системе первостепенное значение имеют экзистенциальные (основополагающие) установки личности. От них зависит сама жизнь — существование индивидуального и коллективного бытия.

Они формируют высшие эстетические потребности людей: потребность в смысле жизни, потребность в общении и эмоциональном контакте, познавательную потребность. Они же очеловечивают потребности биологические, связывают простые насущные влечения, наделяя их высоким смыслом, с любовью и счастьем. Внутренний мир личности человека или Душа его – не что иное, как одухотворённость  биологической жизни. Это такое удивительное качество человеческой жизни, которое способно наделять всё-всё, что с ней связано, Высоким Смыслом целесообразного существования.

Всеобще-объективные координаты личности.

  1. 1. Социально-биологическое взаимодействие.

Всем известна важная роль эмоций («биологического») и чувств («социального») в нашей жизни. Ими пронизано каждое мгновение человеческого бытия. Они представляют собой оценочно-приспособительную реакцию, возникающую  в результате взаимодействия двух миров: внутреннего и внешнего. С положительными эмоциями связано ощущение психологического благополучия  и внутренней гармонии хорошо организованной психики.

Эмоции, чувства, влечения, мышление обеспечивают единство «биологического» и «социального»  в процессе жизнедеятельности и развития личности.  С одной стороны, эмоции связаны с физиологическими процессами, происходящими в организме, порождают их, и зависят от них. С другой стороны, они влияют на психические проявления личности и ими же вызываются. Разумеется, взаимовлияние и взаимосвязь «биологического» и «социального» осуществляется во встречных потоках физиологического и психического движения. По причине взаимодействия противоположностей (в том числе, эмоций и чувств) возникают и объективные противоречия (см. «Диалектическое противоречие и диалектический компромисс»).

2. Субъективно-объективное  взаимодействие (смысловая, сознательная координата личности). Её содержанием  является движение отражения, которое заявляет о себе в форме мировоззренческой концепции личности и особенностях эмоционального реагирования.

Эмоция – элементарная оценочная реакция. Эмоции объективны и иррациональны, поскольку содержат в себе исключительно биологический смысл, связанный с необходимостью выживания.  В их основе находятся всеобще-объективные законы движения и развития. В то же время, оценочная реакция эмоций и чувств зависит от индивидуального и  субъективного отношения к той или иной жизненной ситуации. Сущность человеческой жизни является в бытие через понятие. Она обнаруживает себя и в форме, и в содержании понятия, которое сопровождается оценочной реакцией – чувством или эмоцией.

Эмоции и чувства очень тесно связаны с влечениями (потребностями) и формируются под их  непосредственным влиянием. Для удовлетворения человеческих потребностей, биологических и социальных, необходима соответствующая (правдивая, достоверная, истинная, то есть, объективная) информация. В социальной среде влечения осуществляются в рамках культуры нравственных чувств, конечно, при условии достаточно высокой социализации биологического содержания конкретной человеческой жизни, при одухотворении реализуемых физиологических и эстетических потребностей.

  1. 3. Пространственно-временные  взаимоотношения.

Влечения, эмоции, чувства возникают и формируются преимущественно в биологическом и, по этой причине, индивидуальном пространстве личности, а наиболее полно проявляются и удовлетворяются в коллективном социальном пространстве. Это обстоятельство вызывает объективное противоречие, связанное с взаимодействием социальных пространств. Такое противоречие определяет борьбу эгоистических и альтруистических тенденций  внутри самой личности. Понятно, что это противоречие уничтожить нельзя, но можно разрешить диалектическим компромиссом.

Движение развития материи происходит по принципу: «от целого к целому». Биологическое начало в человеке, будучи целым, будет заявлять о себе в социальной материи бесконечно. С этим фактом не считаться нельзя. Житейская формула оптимального взаимодействия социальных пространств должна учитывать индивидуальные и коллективные интересы с преимуществом, однако, господствующего положения общественного бытия.

4. Взаимодействие и противоречие противоположных моментов эмоционально-чувственного становления личности.

Эмоциональное переживание, как и всякое движение, заключает в себе противоречие. Оно может быть положительным и отрицательным, и ощущается как удовольствие или неудовольствие. Между полярными проявлениями эмоций существует динамическое и неустойчивое равновесие. Не исключается даже амбивалентное (одновременное) наличие противоположных эмоциональных состояний.

В эмоциях и чувствах всегда присутствуют два момента становления: с преимуществом и ущербом для индивидуального и коллективного бытия. Неразрешённое объективное противоречие может иметь форму внутриличностного конфликта, в пределах внутреннего пространства личности, или межличностной конфронтации (межпространственного противоречия).

5. Диалектическое противоречие и диалектический компромисс.

5.1. Диалектическое противоречие.

5.1.1. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» в системе иерархического положения (подчинённости). С одной стороны, «биологическое» является ЦЕЛЫМ и, как целое, самостоятельным. С другой стороны, оно же является ЧАСТЬЮ ЦЕЛОГО, находясь в социальной форме движения материи,  имеет подчинённое положение по отношению к ней.   «Биологическое» в таком положении имеет признаки ЦЕЛОГО и ЧАСТИ ЦЕЛОГО одновременно. Это же касается всех предыдущих форм движения материи.

Указанное противоречие порождает массу других противоречий между «биологическим» и «социальным». «Социальное» отрицает «биологическое» как ЦЕЛОЕ, но, отрицая, удерживает его в качестве своей ЧАСТИ, сохраняя при этом своё бытие. Объективное противоречие между тем и другим будет всегда.  Оно всегда будет требовать дополнительных усилий со стороны «социального» для своего РАЗРЕШЕНИЯ.

5.1.2 Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по признаку смысла. «Жизнь вообще» смысла не имеет, а жизнь человека без смысла невозможна. «Социальное» вынуждено всё время доказывать своё преимущество перед «биологическим» с помощью смысла. Тем самым, утверждается более высокое качество жизни. При этом в самом «социальном» существует постоянная тенденция, разрушающая смысл. Вечное противоречие требует вечных усилий для  его постоянного разрешения.

5.1.3 Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по месту формирования человеческих потребностей и их наиболее полного удовлетворения. Все потребности формируются в «индивидуальном» и, в этом смысле, в «биологическом», а наиболее полно удовлетворяются в «социальном», то есть, в «коллективном». Отсюда возникает объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным».

5.1.4. Объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным». Оно выражается противоречием между императивным характером индивидуальных потребностей и необходимостью приоритетного обеспечения коллективных интересов. Удовлетворение индивидуальных потребностей в «коллективном» имеет второстепенное, подчинённое значение.  «Индивидуальное», при этом, очень сильно сопротивляется, пытаясь подчинить себе «коллективное».

Из этого обстоятельства, к примеру, вытекает противоречие между общественным характером производства материальных благ и частной формой их присвоения. Так может проявляться тенденция доминирования «биологического» в «социальном» в сочетании с безусловной необходимостью подчинения «социальному». Возникает объективное социальное противоречие между трудом и капиталом. Капитализм – это «звериный оскал» «биологического» в «социальном».

5.1.5. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» в качестве отражения действительности. В силу этого обстоятельства возникает несоответствие в развитии индивидуального и общественного сознания. Чаще всего, общественное сознание опережает индивидуальное, значительно реже бывает наоборот. Из-за неравномерности развития сознания возникает объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным».

5.1.6. Объективное противоречие между «объективным» и «субъективным» в индивидуальном сознании. Через это объективное противоречие может проявляться противоречие между «биологическим» и «социальным».  Надёжно усвоить и принять важное «социальное» (субъективно-объективное понятие истины) может только хорошее и качественное «биологическое».

Существуют различные варианты слабоумия и умственной лености, которые препятствуют усвоению «социального». В связи с этим, не каждому легко удаётся избавиться от ошибок, иллюзий, заблуждений и «привести ПОНЯТИЕ в соответствие с объектом». Возникает противоречие качества отражения: между заблуждением («субъективным») и ИСТИНОЙ («объективным»).

Это обстоятельство вызывает  противоречие «социального» и «биологического» в движении эмоционально-чувственного реагирования.  Оно выражается несоответствием  «цены» и «качества». Интенсивность биологической реакции, то есть, цена высоких энергетических затрат физиологических и эмоциональных проявлений, не всегда соответствует качеству (жизненно-важной значимости) социального стимула.

Объективное противоречие в чувствах и эмоциях происходит из субъективной оценки объективных обстоятельств, из-за несоответствия эмоционально-значимого понятия объекту в отсутствие способности отличать воображаемое от  действительного. Это объективное противоречие внутреннего пространства личности с неизбежностью вытекает из главного противоречия бытия, а оно состоит в том, что бытие есть и его нет. Его нет почему? Потому, что многие понятия не соответствуют объекту, они очень субъективны и не содержат в себе истину.   Некоторые понятия просто придуманы и являются результатом воображения, не соответствуют действительности и не выражают почти ничего. По этой причине, они, что есть, что их нет. Да, и понятие бытие придумано тоже.

5.2. Диалектический компромисс.

Диалектический компромисс достигается воспитанием культуры нравственных чувств. При этом нравственное чувство включает в себя эмоциональное переживание путём его снятия – диалектического отрицания. К примеру, чувство любви с его высокой одухотворённостью отрицает животную сексуальную потребность, которая в чистом виде отрицает в человеке его социальное содержание. Иначе говоря, любовь, отрицая биологическую сексуальную потребность, порождающую эмоции, включает её в себя, сохраняя её и себя в новом, одухотворённом знанием и смыслом, социальном качестве.

Человек по биологическому происхождению становится человеком по своей социальной сути только тогда, когда приобретает культуру общения, культуру поведения, культуру мысли и культуру чувства. Не все люди понимают простую истину, которая заключается в том, что культура нравственных чувств и эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям.

6.  Движение развития личности в диалектическом противоречии и диалектическом компромиссе.

Движение развития человеческой личности содержит в себе всеобще-объективное противоречие, происходящее из диалектической логики собственно противоречивого движения. Соответственно, развитие эмоций и чувств, может сопровождаться двумя противоположными тенденциями. Одна из них выражается нарушением биологических и социальных приспособительных механизмов, возникновением соматических и психосоматических болезней,  психических расстройств. Субъективно-объективное противоречие может завершиться формированием мистического сознания с эмоциональной неустойчивостью и непредсказуемостью переживаний, склонностью к невротическим реакциям. Этот вариант движения, противоположный развитию, приводит к регрессу, деградации личности.

Вторая тенденция проявляется становлением личности, возникновением внутренней гармонии в процессе  преодоления (разрешения) противоположных тенденций, с рождением нового качества жизни в результате диалектического компромисса. Этот путь превращает субъективное мнение в объективное знание, противоречивую правду — в истину, эмоциональную неуравновешенность — в покой и душевную гармонию.  Диалектический компромисс, основанный на знании диалектической логики и философии, требует развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Таким образом, эмоциональная культура, культура нравственных чувств определяется культурой мышления, то есть рациональным соотношением (соответствием) субъективного и объективного фактора в индивидуальной мировоззренческой концепции.

Экзистенциальные (ценностные) установки (координаты) личности.

  1. 1. Счастье и смысл жизни. Установка на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира.

Совершенная мировоззренческая концепция содержит в себе идею добра, устойчивую установку,  направленность личности на самосовершенствование и совершенствование окружающего её мира. В том и состоит смысл человеческой жизни. Он хорош тем, что бесконечен, неисчерпаем и, в то же время, достижим постоянно. Это обстоятельство исключает возникновение опасного психологического феномена – феномена «утраты или отсутствия смысла жизни».       Непрерывное осуществление смысла жизни, удовлетворение одноимённой высшей эстетической потребности делает человека счастливым.

  1. 2. Абсолютная идея: идея истины и идея добра. Установка на познание истины и активную жизненную позицию.

Счастливым может быть только тот, кто творит добро. Такова великая философская идея добра как часть абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля.

  1. 3. Осознание личной свободы.

В «Философских тетрадях» В.И. Ленин сделал интересную пометку: «Субъективность = свобода». Стремление человека к личной свободе неистребимо. Оно  становится главным политическим лозунгом революций, контрреволюций, причиной вооружённых конфликтов и национально-освободительных движений. Определение возможных границ субъективности означает и предполагаемый предел свободы.

Субъективность жёстко ограничена пределами бытия. Человек может быть максимально свободным в мыслях, поступках и заблуждениях лишь в той мере, в какой это возможно и совместимо с его жизнью, с его бытием.  Как только свобода достигает этих пределов, от неё не остаётся и следа. Бытие переходит в «ничто», в небытие. Тенденция «ущерба для бытия», в таком случае, никак не совмещается с жизнью.

Происходит переход противоположностей. Свобода превращается в насилие. Смерть с необходимостью, неизбежностью насилует и уничтожает жизнь. В народном просторечье верно подмечено: «За что боролись, на то и напоролись». Безграничная свобода (свобода без тормозов) или, по-другому, распущенность, порождающая курение, пьянство и наркоманию, неминуемо завершается разрушением здоровья, сужением временных границ несовершенного индивидуального бытия.

С другой стороны, человек, дисциплинирующий своё сознание знанием и истиной, добровольно и осознанно ограничивающий свою свободу пониманием объективной необходимости разумного поведения, значительно увеличивает пространство-время своего бытия. Через добровольное подчинение необходимости самоограничения со знанием дела достигается действительная, а не иллюзорная свобода.

Жизнь со Смыслом и Знанием, предполагает разум и мудрость в качестве главного и, может быть, единственного критерия действительной и абсолютной  свободы. Субъективность индивидуального бытия, конечно, порождает относительную свободу или иллюзию её, но только в жёстких рамках субъективно-объективного феномена истины. Просто субъективность, взятая сама по себе, без Знания и Высокого Смысла, никогда не может быть равнозначна свободе.

  1. 4. Первичная эмоциональная установка, диалектический вариант.

Житейская формула: «Жизнь хороша и плоха одновременно, и поэтому, особенно хороша».

В соответствии с всеобщими законами диалектики окружающий (и внутренний тоже)  мир изначально противоречив и негармоничен. Для тех, кто хорошо знает диалектическую философию, это обстоятельство не является печальным фактом. Напротив, истинное знание порождает активную жизненную позицию, индивидуальный и социальный оптимизм, уверенность в правильности мыслей и поступков, веру в социальный идеал, выдержку, мужество и терпение.

  1. 5. Саногенное мышление (мышление, рождающее здоровье).

14.04.2014 г. Доктор – психотерапевт Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Метки:  
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30