ВСЕОБЩЕЕ, ОБЪЕКТИВНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ

Доктор-психотерапевт Зуев Андрей Яковлевич с лекцией по политическому просвещению на тему: «материя, бытие, сущность».  Занятие первое. Продолжение N 1.

Почему анализ понятий «объективное» и «субъективное» мне представляется очень нужным мероприятием? Я думаю, это та ниточка философского клубка знаний, потянув за которую можно раскрутить весь клубок. Всем людям хочется владеть важным знанием. Им хочется знать правду, определить достоверность информации и, главное, найти ИСТИНУ.  Надо определиться с тем, чему верить можно и чему никак нельзя. Интригу диалектической философии закручивают изначально некоторые проблемы философии с вытекающими из них вопросами.

  1. Что такое БЫТИЕ? Оно есть, или его нет?
  2. Зачем диалектической логике потребовалось понятие «БЫТИЕ» и «НИЧТО»?
  3. Как примирить АКСИОМЫ с НАУЧНЫМ ЗНАНИЕМ?
  4. Как найти ИСТИНУ, если ЗНАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО?

Понятие «СУБЪЕКТИВНОГО» выражает феномен отражения в социальной форме движения материи. Как и любое другое понятие, оно не имеет отношения к материи в целом и всякой другой форме движения материи. Оно касается только человеческого сознания и социального БЫТИЯ. Это понятие заключает в себе указание на несовершенство сознания, его неспособность всегда полно и качественно отражать реальный мир.

При этом сам феномен отражения не является специфичным, проявляющимся только лишь в социальной материи. Он является универсальным феноменом любой иной формы движения материи. Таким образом, объективно-всеобщий феномен отражения  содержит в себе «субъективное» как особенное, конкретное, соответствующее социальному бытию. «Субъективное» обусловлено «объективным» и существует благодаря объективному — социальному.

С другой стороны, оно, «субъективное», развиваясь и усложняясь, стремиться к качественному отражению действительности  через феномен истины и потому вновь становится объективным. По этой причине, бытие субъективное становится действительной материальной силой, способной изменять окружающий мир. Мы наблюдаем диалектический переход противоположностей из одной в другую: бытия объективного в бытие субъективное, и обратно. Граница между бытием субъективным и бытием объективным оказывается не абсолютной, а относительной.

С. И О. есть только в БЫТИЕ, Они придуманы сознанием как инструмент  или приём для наиболее полного отражения действительности, как механизм контроля качества отражения путём самоанализа и рефлексии.  О., которое ранее было «всеобщим», перешло в С.  только лишь относительно БЫТИЯ. Это связано с развитием материи и, соответственно, с усложнением феномена отражения. Прежнее «объективно-всеобщее» превратилось в С., при этом, будучи всё равно «объективным», в связи с развитием материального мира до социальной материи. Социальным бытием заданы более сложные критерии качества отражения,  более высокие требования к отражению действительности.  В связи с этим качество отражения стало иметь особенное значение (смысл) и разделилось на О. и С. Их соотношение в понятиях определяется количеством (и качеством) накопленных знаний.

Простые формы отражения действительности перестали удовлетворять новым требованиям к качеству отражения и соответствовать запросам практической деятельности. «Субъективное» – результат противоречия (несоответствия) между возможным и действительным. «Возможное» не всегда становится действительным, а действительное не всегда совпадает с возможностями. Мнение не каждый раз возвышается до знания. Понятие не всегда соответствует объекту. Изменения в БЫТИЕ не успевают за переменами в СУЩНОСТИ. По той же причине БЫТИЕ — СУЩНОСТЬ опережает сознание. Вот почему «объективно-всеобщее» стало «субъективным». С., будучи одновременно «объективным», в итоге дальнейшего развития  БЫТИЯ,  становится  ещё более «объективным». С. переходит в О.

Переход противоположностей (С. и О.) – процесс бесконечный и одновременно разнонаправленный. С преимуществом для бытия (преобладание «объективного»): накопление знаний, научно-технический прогресс, прогрессивная (революционная) идеология, формирование индивидуальной мировоззренческой концепции на научной основе. С ущербом для бытия (преобладание «субъективного»): распространение псевдонаучных теорий, необоснованных мнений и суждений, проявление глупости и агрессивного невежества.

В самой СУЩНОСТИ, на самом деле, не содержится ничего субъективного, кроме БЫТИЯ в СНЯТОМ ВИДЕ. Здесь есть только «объективно-всеобщее». Его так много, что даже нет никакой необходимости говорить об «объективном». С. и О. в отношении к СУЩНОСТИ — понятия бессмысленные и беспредметные. Всякое отражение, как универсальный феномен материального мира, явление «объективно-всеобщее». По этой причине  С. всегда объективно.

Борьба «субъективного» с «объективным». С. И О. постоянно взаимодействуют между собой и, по этой причине, вступают в противоречие: борьба идей, противостояние идеологий, когнитивный диссонанс. Противоречие С. и О. может выражаться через противоречие возможного и действительного (мнение не всегда возвышается до знания), нового и старого, мнения и знания, формы и содержания, социального и биологического, индивидуального и коллективного. Различие между мнением и знанием приводит к противоречию между хорошим и лучшим, к борьбе между менее хорошим и более хорошим. Знание, как и мнение, конечно, тоже понятие. Как понятие, оно субъективно, но всё же ближе к истине, содержит в себе больше объективного а, в истине, переходит в объективное.

«Объективное противоречие» вне рамок БЫТИЯ было бы правильнее назвать «всеобщим противоречием». Понятие «объективного» не может появиться раньше понятия «субъективного», поскольку последнее (понятие) связано с сознанием, которое как движение отражения специфично для бытия, для социальной материи. Объективное противоречие выявляется в БЫТИЕ с точки зрения стороннего наблюдателя, который гипотетически находится вне БЫТИЯ и СУЩНОСТИ, однако же, и  в БЫТИЕ, и СУЩНОСТИ одновременно. Всеобщее противоречие развивается от «простого» к «сложному». Оно, развиваясь, усложняется и, усложняясь, развивается, конкретизируется и приобретает специфические черты.

Всё развивается  от «всеобщего» к «конкретному». «Всеобщее» становится объективным только в субъективных рамках конкретного бытия. Проще говоря, «объективного» без «субъективного» не бывает вовсе. Противоречие субъективного и объективного вырастает из всеобщего противоречия. Одно противоречие в процессе развития материи наслаивается  на другое, образуя слоёный пирог. На всеобщее противоречие наслаиваются противоречия физической формы материи, потом противоречия химической, биологической и, наконец, социальной материи, где всеобщее противоречие проявляется в конкретных и специфических формах. Имеются в виду социально-классовые противоречия, противоречие между О. и С., «биологическим» и «социальным».

Диалектический компромисс О. и С. Качество (определённость, категория) «субъективного» связано с недостаточно совершенным сознанием, нечётким и неистинным отражением  действительности. Категория «объективного» связана с сущностью (реальной действительностью, «диалектикой вещей»). «Объективное» СНИМАЕТ «субъективное» через категорию истины и тогда С. становится частью О., развивая и совершенствуя его. Таким образом, через отрицание с удержанием, достигается диалектический компромисс. Идея, при этом, приобретает способность изменять мир, будучи уже объективной материальной силой.

Между С. И О. есть существенная (причинно-следственная) связь, порождающая узловую линию отношений меры. Большое число индивидуальных субъективных мнений, возникающих постоянно, способствует возникновению прогрессивных идей и знаний. Огромное количество индивидуальных, субъективных и бесконечных попыток объяснить мир порождает объективный феномен истины (ИДЕЮ ИСТИНЫ по Гегелю). Таким образом, С. Переходит в О. скачкообразно, а количество субъективных вариантов отражения действительности этому способствует.

На взаимодействие О. и С. распространяются закономерности соотношения содержания и формы.       Субъективное бытие существует только лишь как форма объективного феномена отражения социального бытия, реальной материальной действительности. Содержанием объективного феномена отражения является ИСТИНА, через которую просвечивает СУЩНОСТЬ, то есть, материальная действительность, материя в движении, «объективно-всеобщее», в том числе, общественное бытие. Субъективное бытие (скорее мнение, нежели понятие), как форма, есть часть содержания (ИСТИНЫ).

Форма («субъективное») —  часть объективного бытия (содержания), но часть непостоянная, изменчивая. Она, иногда, ненадёжна  как мнение, суждение, иллюзия, заблуждение, ошибочное заключение или решение. Однако часть эта, хотя и избыточно свободная, «своевольная», всё-таки организует  содержание —  социальное бытие.    Взаимодействие субъективного и объективного бытия подчиняется тем же диалектическим закономерностям, что и взаимодействие формы с содержанием.

26.05.2014 г. Доктор – психотерапевт Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного местного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Метки:  
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30