Участники «круглого стола в Госдуме рекомендовали Правительству усилить работу по повышению доступности и качества сельской медицины

12 апреля Комитет по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению». Открывая дискуссию, председатель Комитета Сергей Калашников отметил, что в сельской местности живет 26% населения России. В последние годы принят ряд мер, призванных способствовать развитию здравоохранения на селе. «Эти меры неоднозначные: с одной стороны, передача полномочий в субъекты Федерации привела к сокращению числа сельских медучреждений. По сравнению с 2006 годом добираться до медучреждений стало в три раза дольше, и по времени, и по километражу. С другой стороны, принято решение стимулировать приток врачей в сельскую местность за счет выплаты 1 млн. рублей молодым медикам в возрасте до 35 лет. Целый ряд субъектов Федерации приняли решение доплачивать еще 1 млн. рублей, причем не только в сельской местности, но и в поселках городского типа численностью до 50 тысяч человек. Возник парадокс: если первый миллион налогом не облагается, то второй уже облагается. Депутат Геннадий Кулик отметил, что за последние годы с лица земли исчезли более 19 тысяч населенных пунктов. В очереди еще 23 тысячи, где число жителей составляет 10 человек. Процесс этот остановить не удается. Одна из причин — неудовлетворительное медицинское обслуживание. «Складывается впечатление, что организацию здравоохранения из крупных городов пытаются автоматически перенести и в сельскую местность. Это одна из стратегических ошибок», — сказал Г.Кулик. По его данным, по сравнению с 2000 годом количество районных больниц сократилось примерно на 100 единиц. Не во всех районах имеются так называемые ЦРБ. С 2000 года почти в пять с лишним раз — с 3,3 тысячи до 400 — сократилось число участковых больниц. В них было 85 тысяч коек, осталось 12,4 тысячи. Между тем, «целый ряд заболеваний, в том числе простудные, если на ранней стадии обнаружить, можно вылечить даже в сельской больнице». По мнению Г.Кулика, в сельской местности должны быть и стационарные медицинские пункты, и передвижные установки. Таких установок, по его словам, не хватает — всего одна-две на область. Заместитель руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края Георгий Гудков, отметив, что доля сельского населения пятимиллионного края доходит до 48%, главной проблемой назвал кадровый дефицит. В селе работают 3600 врачей, 13 тысяч медсестер. В Краснодарском крае выплаты в 1 млн. рублей получили 40 врачей, на рассмотрении еще 120 заявок. По решению губернатора средний медперсонал получает ежемесячные доплаты в 3 тысячи рублей. Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Олег Куликов считает, что подготовка сельского врача должна отличаться от подготовки врача городской практики. Это должны быть врачи многопрофильные, владеющие современными навыками диагностики, обеспеченные многофункциональным транспортом. Заместитель директора департамента Министерства здравоохранения и социального развития Елена Скачкова напомнила, что перед началом реализации программы модернизации здравоохранения Министерство вместе с субъектами Федерации брали обязательства по развитию инфраструктуры оказания помощи сельским жителям. «Большинство субъектов Федерации своих обязательств не выполнило. Вся необходимая инфраструктура ими создана не была, хотя все программы модернизации обеспечены финансами. На сельское здравоохранение было выделено 150 млрд. рублей», — сказала она. В числе таких обязательств — развитие выездных методов работы с сельским населением. Из тысячи планируемых выездных бригад было создано только 313. Другая проблема — нехватка сельских врачей общей практики. Из 18 тысяч необходимых врачей подготовлено около 8 тысяч, но на селе работают только четыре тысячи, остальные в село не едут. «Значит, населенный пункт и регион, отвечающий за привлечение кадров, не может их заинтересовать», — заключила представитель Министерства. В связи с этим, по ее словам, в 2012 году требования к субъектам Федерации будут усилены. Депутат Салия Мурзабаева обратила внимание на необходимость комплексного подхода к развитию сельских территорий и строгого выполнения федеральной целевой программы развития села. «Пока будет такая безработица, плохие дороги, отдельно взятую проблему сельской медицины не решить», — сказала она. Главный врач ЦРБ Зубцовского района Тверской области Татьяна Соколова сообщила, что через девять месяцев ее больница, обслуживающая в основном сельское население, может закрыться, потому что содержать ее невыгодно: госзаказ снизился, а значит у педиатров, анестезиологов, а также врачей — узких специалистов: окулистов, отоларингологов, инфекционистов — «никакой зарплаты не будет». Материально-техническая база фельдшерских пунктов, по ее словам, крайне низкая, со строительством новых модулей, стоимость которых доходит до двух миллионов рублей, муниципалитетам не справиться, нужны трансферты. Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев считает, что те деньги, которые выделяются, надо тратить с умом. «Нельзя все время модернизировать пятистенную избу. Сельское здравоохранение должно быть современным. В современном ФАПе через стену должно быть современное жилье для врача. Тогда он всегда будет доступен», — сказал депутат. Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина отметила, что на развитие сельского хозяйства тратится достаточно, но на социальное развитие села — очень мало. «В 2008 году эта цифра была сокращена до 7,7 млрд. рублей», — сказала она. Медицинские учреждения, по ее словам, территориально доступны только для 49% сельских жителей, для 40% — малодоступны, для остальных — недоступны вообще. «Сорок тысяч населенных пунктов практически не имеют дорог с твердым покрытием. Значит, население таких пунктов не может своевременно получить медицинскую помощь, — констатировала Н.Школкина. — Сеть станций скорой помощи вновь сокращается, возвращаясь к периоду 2008 года. Селу не хватает 26 тысяч врачей». Н.Школкина также указала на необходимость повышения доступности стоматологической помощи сельскому населению. Депутат Разиет Натхо обратила внимание участников дискуссии на отсутствие единой тарифной политики в медицине. «Мы пытались перевести ФАПы в систему ОМС, но нет методик, позволяющих оценить их работу. Если оценивать одно посещение сельского врача, как это оценивается в городской поликлинике, сельские врачи три рубля не заработают», — сказала депутат. По итогам обсуждения Правительству рекомендовано обратить особое внимание на вопросы улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, в том числе финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению. Предложено также ускорить принятие федеральной программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года.

INFOLine, ИА (по материалам Государственной Думы РФ)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031