АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И «ГОЛАЯ» ПРАВДА (О КУЛЬТУРЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ)

Для достижения Великой Победы в самом широком понимании этого слова нужны стойкость, мужество, терпение, выносливость,  Смысл Жизни, непоколебимая  Вера в Социальный Идеал, безусловная уверенность в себе и правоте своей жизненной позиции.

Правда в её высоком философском значении называется Истиной (Абсолютной Истиной). ПРАВДА как достоверное мнение необходима для объективной оценки обстоятельств  реальной жизненной ситуации. Без ПРАВДЫ невозможно понять, каким путём двигаться дальше. Правда и Истина очень близки. Без Правды нет Истины. Однако имеется существенное отличие. Правда – категория формальной логики. Истина – категория диалектической логики     (философии). Правдивых мнений (даже противоречивых, с точки зрения формальной логики) может быть много, а Истина (Абсолютная Истина) одна.

К примеру, можно утверждать, что у каждого человека есть достоинства. Это правда. Можно также утверждать, что у каждого человека есть недостатки. Это, тоже правда. Истина состоит в том, что нет человека без достоинств и недостатков. Более того, недостатки часто становятся продолжениями достоинств, и наоборот. Личность человека развивается, совершенствуется благодаря  её противоположным  свойствам и тенденциям.

Внутри личности всегда идёт борьба, которая, к сожалению, не всегда приводит к гармонии и совершенству. Всё зависит от неповторимых сочетаний объективных и субъективных факторов вне личности и внутри её. Внутриличностный конфликт, с одной стороны, может быть причиной психической патологии: неврозов и психосоматических болезней. С другой стороны, он может сделать человека более совершенным и устойчивым к стрессу, значительно поднять уровень психического здоровья и качество жизни. Тут уж кому как повезёт. Истина состоит в том, что ни одному человеку в мире не удалось и никогда не удастся избежать внутриличностных  противоречий и конфликтов. Каждый человек должен понять, что это не хорошо и не плохо, это неизбежно.

Всё сказанное относится и  к каждой великой личности исторического масштаба. Эмоционально — оценочные суждения (хорошо или плохо) по отношению к конкретному человеку далеко не всегда соответствуют Истине, хотя и могут быть похожими на правду. В наше время есть историки-фальсификаторы, которые спекулируют на болезненных противоречиях прошедшего столетия или какой-либо исторической личности (Ленин и Сталин). Ссылаясь на огорчительные правдивые факты и события ушедшей эпохи (в рамках идеологического заказа буржуазной власти и буржуазной философии) эти «историки» насильно отрывают Правду от Истины, абстрагируясь от действительных обстоятельств прошедшего времени. В том и состоит «голая правда», на которой держится фальсификация истории и изощрённая ложь современной буржуазной философии.

Таким образом, необоснованно, вопреки Истине, преувеличиваются масштабы и последствия репрессий, прочих негативных явлений, имевших место в действительности. Истина в том, что наряду с репрессиями в отношении политической оппозиции  была и значительная консолидация общества. К началу Великой Отечественной Войны внутри страны была полностью разгромлена «пятая колонна». Это обстоятельство в значительной степени позволило обеспечить условия для победы над фашисткой Германией. Восприятие и осознание Истины, правильная оценка исторического развития нашей страны и мирового сообщества невозможны без диалектического материализма и диалектической логики.

Личные и семейные трагедии, социальные потрясения, к сожалению, постоянные спутники развития общества и исторического процесса.       Чрезмерное применение силы (насилие) огорчительно и нежелательно.  Чисто «по-человечески» хотелось бы навсегда избавить мир от насилия и жестокости. Только это утопия. Мир негармоничен и противоречив. Он плох и хорош одновременно. Надо научиться любить его таким, каков он есть, настойчиво стремясь, всё же, изменить его к лучшему. Иллюзии возможности идеального бытия, общества и человека опасны неизбежным разочарованием и апатией.

Хорошо бы научится тому, чтобы жить и радоваться жизни вопреки трудным жизненным обстоятельствам, любить Родину, уважать, принимать историю своей страны без излишних негативных эмоций. Эмоции и оценочные суждения не могут служить инструментом объективного анализа исторических событий. Громкий, истерично-эмоциональный спор может вспугнуть Истину. Очень опасный для общества социально-политический феномен («комплекс исторической вины») подавляет волю общественного сознания к совершенствованию и  преодолению трудной действительности настоящего общественного бытия.

Жестокая и специально «гипертрофированная» правда уже не является частью истины, это «голая правда» опасная для сознания человека и общества. «Голая правда» — это такая «правда», которую,  неподготовленному к ней сознанию, лучше всего совсем не знать. Избыточность информации, воспринимаемая бездумно (вне рамок стройной мировоззренческой теории), неподкреплённая позитивным жизненным опытом, бесполезна и даже вредна.  «Голая правда» —  это садизм и мазохизм одновременно.

Вспоминаю один случай из своей медицинской практики. Ко мне за консультацией обратилась знакомая женщина. Она показала мне рентгеновские снимки бедра и коленного сустава, попросила пояснить их значение. Изучая снимки, я обнаружил характерные признаки  саркомы бедренной кости – злокачественной опухоли из костной ткани. Это была правда, но страшная правда. Я не сказал ей правды, потому что, это была бы, жестокая, беспощадная «голая правда».

Она противоречила врачебной этике и деонтологии. Она причинила бы женщине невыносимые моральные страдания, душевную боль. Истина состоит в главном врачебном принципе: не навреди. Правду пришлось бы сказать, но не мне (я врач не по профилю), а лечащему врачу на несколько дней позже. Мы выиграли несколько дней душевного покоя и равновесия, сохранив, вопреки болезни, высокое качество её психической жизни.

Есть  в медицине (в жизни тоже) такое понятие как ложь во спасение. Правда бывает опасной, с ней, порой, надо обращаться умело и осторожно, в интересах человека и общества. Правда – оружие обоюдоострое. Жизнь, как всегда, распорядилась по-своему. Женщина погибла в автомобильной катастрофе, не зная страшной правды.

Из курса философии помнится, что, приближаясь к Абсолютной Истине, мы никогда не постигаем её по причине  неисчерпаемости окружающего нас мира. В этом самом смысле, обыкновенному человеку в повседневной жизни Абсолютная Истина абсолютно неинтересна, поскольку никак не связана с его жизнью. Хороша Абсолютная Истина, явившаяся не в  конечном  недостижимом результате, а в познавательном процессе (в сочетании с практической деятельностью), состоящем из  привязанных к месту, времени и обстоятельствам, множества Истин, то есть, Абсолютная Истина как результат перехода количества в качество.

В таком восхитительном варианте Абсолютная Истина становится конкретной и дискретной, состоящей из множества маленьких, понятных, достижимых и, потому, чрезвычайно привлекательных Истин. В поисках Абсолютной Истины было бы разумно и полезно с точки зрения психологической по отношению к ней  и  Смыслу Жизни занять позицию диалектического компромисса: она должна быть достижима постоянно и, в то же время, недостижима никогда.

Если мы утверждаем, что мир неисчерпаем, то из этого вовсе не следует вывод о том, что мир непостижим.  Очевидность факта познаваемости объективной реальности предполагает наличие Истины как явления и феномена отражения сознанием этой самой реальности. Конечно, есть большие претензии к качеству отражения, но факт остаётся фактом: Истина – явление тоже объективное. Через человеческое сознание реальный мир объективно отражает себя  и, быть может, даже любуется своим отражением.

Вариантов отражения окружающего нас мира множество, но Истина (познаваемость, постижимость и правота) – атрибут человеческого сознания. Истина – это отражение отражения в сравнении с действительностью, контроль качества отражения практической деятельностью и совершенной теорией познания действительности.

В сознании многих людей отражение событий общественного бытия в силу многих причин происходит по-разному. Следовательно, различается и качество отражения. Кто-нибудь из людей может оказаться ближе к Истине, может —  дальше от неё, то есть, быть прав или неправ. Правильные поступки, к сожалению, не всегда гармонично сочетаются с правилами и законами, действующими в человеческом обществе. Морально-нравственные установки совершенной личности в жизни могут противоречить таким правилам и законам. В таком случае, человек должен сделать решительный выбор, иногда, игнорируя возможные последствия.

Не всегда правильное отражение сознанием действительности вносит в феномен отражения иное качество: СУБЪЕКТИВИЗМ. По этой причине многие люди «с головой» погружаются в мир ошибок, иллюзий и заблуждений, которые никак не согласуются с Истиной. Таким образом, всегда недостаточно совершенное человеческое сознание – феномен субъективно-объективный. Это важное обстоятельство порождает диалектическое противоречие между субъективным и объективным в самом человеческом сознании.

Это изначальное противоречие порождает массу других противоречий в самом человеке, которые требуют изучения, осмысления и разрешения. Существуют противоречия: между социальным и биологическим; рациональным и иррациональным; сознательным и бессознательным; мыслительным и чувствительным; генотипическим и фенотипическим; жизнеспособным и умирающим; и т.д. При таком подходе к осмыслению человеческого бытия возможны неожиданные и нестандартные выводы, находки и решения.

К примеру, совсем иначе,  по отношению к человеку, может быть решён главный вопрос философии «о первичности бытия или сознания». При безусловном приоритете  первичности материи и вторичности сознания, по отношению ко всему миру в целом, возможен и необходим безусловный приоритет совершенного сознания  со СМЫСЛОМ ЖИЗНИ в самом человеческом бытие.

Диалектическая, материалистическая истина в том, что, с точки зрения строгой объективной науки, «ЖИЗНЬ ВООБЩЕ»  СМЫСЛА НЕ ИМЕЕТ, она просто есть как форма существования живой матери, а, с точки зрения психологической (субъективной) науки, ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ СМЫСЛА НЕВОЗМОЖНА. Формальная логика не выдерживает такого противоречия, диалектическая логика его спокойно воспринимает как Абсолютную Истину.

Таким образом, диалектически, в пользу материалистов в полном соответствии с Истиной разрешается, казалось бы, совсем непримиримое противоречие двух  фундаментальных идеологий: материализма и идеализма. Гениальная позиция теоретически подкованного «правдоискателя» состоит в умении пойти на компромисс с идейным противником без компромисса с самим собой.

После всех этих философских рассуждений самое время перейти к осмыслению житейского опыта. В повседневной жизни чаще всего используется формальная, а не диалектическая логика. Формальная логика – примитивная логика чиновников и бюрократов, логика подхалимов и рабов, логика угнетателей и угнетённых. Однако не следует забывать, что та же самая формальная логика ещё и математическая логика, логика скрупулёзных научных изысканий, логика великих открытий и достижений человечества. Следуя такой логике можно сделать вывод о том, что правота одного исключает правоту другого. Только мы знаем: так бывает не всегда.

Страницы: 1 2

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30