ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (О КУЛЬТУРЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ)

Материалистическое диалектическое мышление – это не только вариант правильного мышления, но и регулярная тренировка психо-физиологических механизмов мышления. Мозг каждого человека уникален по особенностям его психической деятельности. Он неповторим по особенностям физиологии  сформировавшихся рефлексов и внутримозгового гормонального обмена. Каждый мозг обладает своим специфическим набором и количеством медиаторов – химических передатчиков нервного возбуждения от одних нервных центров к другим. Своеобразна даже анатомическая структура мозга. Но самое удивительное в том, что все физиологические и анатомические параметры мозга развиваются, совершенствуются в процессе специфической тренировки – обучения и самостоятельного мышления.

Аналогично тому, как тяжелоатлет благодаря атлетической гимнастике создаёт у себя самого крепкую рельефную мускулатуру, так и человек, привыкший  ежедневно напрягать свой мозг самостоятельным мышлением, как скульптор «лепит» анатомическую форму мозга с соответствующим психо-физиологическим содержанием.

Анатомическая структура мозга (макро,- и микроархитектоника) зависит от того как и о чём думать. Нейрофизиологи подтвердили научными исследованиями этот поразительный факт. Для того чтобы правильно сформировать свой мозг, необходима культура мышления. Для тела нужна культура движения, для мозга – культура мышления. Культура мышления определяет культуру чувств и эмоций, становится основой психологической саморегуляции, самообладания, искусства властвовать собой.

Эмоция – это элементарная оценочная реакция, субъективно переживаемая как «удовольствие-неудовольствие», с соответствующей субъективной оценкой: хорошо или плохо. Эмоция вызывается внутренним или внешним раздражителем и имеет жизненно-важное значение. Эмоция имеет двойственную природу, поскольку является психическим и биологическим (физиологическим) феноменом высшей нервной деятельности. Эмоция как приспособительная реакция рефлекторного характера обеспечивает моментальную оценку события в качестве вредного или безвредного (опасного или безопасного) для здоровья и жизни фактора, вызывает напряжение или расслабление приспособительных механизмов жизнедеятельности организма. Эмоция – связующее звено (единство) между психическим и биологическим.

Все психические и физиологические процессы  в организме человека, животного всегда порождают эмоции и ими сопровождаются. Эмоция – единственный вариант перехода от психического к биологическому, и наоборот. К психическим процессам и феноменам относятся: ощущение (непосредственное восприятие объективной реальности даётся нам в ощущениях), восприятие, представление, мышление и т.д. К физиологическим процессам относятся приспособительные реакции со стороны  внутренних органов, гормональные (гуморальные) воздействия на органы и обмен веществ. Эмоции всегда сопровождаются гормональными и другими  физиологическими изменениями в организме.

Непосредственно, с помощью волевых усилий, воздействовать на эмоции, то есть управлять ими, нельзя. Природа в процессе эволюции высшей нервной деятельности предусмотрела защиту от «дурака». Волевое воздействие на отлаженные эволюцией биологические механизмы жизнедеятельности непредсказуемо по последствиям и очень опасно для жизни. К сожалению, защита, иной раз, бывает недостаточно совершенной. Не так просто, оказывается, защититься от «дурака».

Воздействовать на эмоции, то есть управлять ими, возможно, но не прямо, а опосредованно, через некоторые физиологические и психические процессы, формирующие культуру эмоционального реагирования. Есть три источника эмоциональных реакций и состояний: внешний мир (мир объективной реальности); внутренний мир (внутреннее, субъективное пространство личности); физическое здоровье.

Характер индивидуального эмоционального реагирования, культура эмоций определяется сочетанием различных факторов из всех трёх источников одновременно. Варианты эмоционального реагирования чрезвычайно вариабельны и неповторимы. Целенаправленное изменение, формирование или сочетание факторов и источников эмоциональных реакций составляет основу эмоциональной культуры. Диалектический подход в том, чтобы не только изучить явление (мир чувств и эмоций), понять, объяснить, оценить  этот мир, но и изменить его к лучшему, выработать свой индивидуальный и совершенный вариант эмоционального реагирования.

Чувство – это высшая эмоция и более совершенная оценочная реакция, интегративное, обобщённое рядом психических процессов и феноменов психо-эмоциональное состояние. Чувство – та же эмоция, но более сложного и высокого уровня психической деятельности, то есть, выражаясь философским языком, эмоция в «снятом виде». Соотношение между эмоцией и чувством примерно такое же, что и, соотношение между чувством любви и удовлетворением наследственно (биологически) обусловленной половой потребности. Любовь – одухотворение плоти. Чувство – одухотворение эмоционального состояния, связанного с удовлетворением  той, или иной, потребности. В эмоции больше биологического и объективного, в чувстве больше социального, психологического и субъективного.

Для человека, пожелавшего научиться владеть собой, важно понять, что культура чувств определяет культуру эмоций. В свою очередь, культура чувств зависит от культуры мышления. В итоге, культура мышления, на основе полученных знаний и жизненного опыта, через развитие чувства определяет окончательный вариант эмоциональной оценки значимого события. Наиболее «продвинутым» и прогрессивным вариантом мышления, наиболее полно и научно отражающим объективные законы развития материального мира, является диалектическая логика, диалектическое мышление.

Диалектическое мышление – теоретическая и практическая основа психологической  саморегуляции, искусства властвовать собой. Как вычислить человека, неспособного «держать», то есть, контролировать свои эмоции? «Тот, кто не умеет правильно и грамотно выражать свои мысли, тот и мыслит  так же бессистемно и хаотично» — И.В.Сталин. Примитивные чувства и эмоции такого человека  не поддаются надёжному контролю. Недержание эмоций создаёт массу проблем для самого человека и окружающих его людей. Недержание эмоций хуже, чем недержание кала и недержания мочи.

Эмоции и чувства тесно связаны с потребностями (влечениями), которые весьма условно можно разделить на низшие и высшие. Влечения –  безусловно императивная часть человеческой личности, требующая обязательного и регулярного удовлетворения. Интенсивность эмоциональных реакций, облагороженных и одухотворённых чувством, является энергетическим потенциалом, который обеспечивает удовлетворение потребностей. Чувство заключает в себе высокую социальную, психологическую, нравственную  культуру, отличающую человека от животного.

К потребностям социально обусловленным, человеческим, к высшим потребностям относятся: познавательная потребность, потребность в эмоциональном контакте (в общении), потребность в Истине, в Вере, Смысле Жизни и Социальном Идеале. Ни одна из перечисленных потребностей не может быть удовлетворена полностью без диалектической логики и диалектического мышления.

К потребностям биологически обусловленным относятся те важные потребности, от удовлетворения которых зависит сам факт человеческого бытия – жизнь. Их трудно назвать низшими: потребность в пище, в воде, в тепле, безопасности, потребность в физическом и психическом комфорте. Этот  перечень можно продолжить. Казалось бы, уж к этим потребностям, совсем сложно приложить диалектическое мышление. Однако и эти потребности удовлетворяются не в вакууме, а в обществе, и потому испытывают социальное влияние.

Чувства и эмоции выражаются в отношении к объектам, событиям и явлениям. В отношении повторяющихся событий и явлений формируется эмоциональная установка – стереотипный характер эмоционального реагирования. Из множества отношений вырастает преобладающий общий индивидуальный эмоциональный фон личности с пессимистическим или оптимистическим отношением к жизни. Диалектическое мировоззрение – оптимистическое мировоззрение. Марксистско-ленинская философия  — философия индивидуального и социального оптимизма.

А.Я.Зуев, врач-психотерапевт, коммунист, член КПРФ, Ленинской парторганизации г. Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30