СОЦАЛЬНАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ (КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ СПбГУ М.В.ПОПОВА)

Начнём с самого простого, с материи. Материя – самое простое понятие. Как образуются самые простые понятия? Человек отвлекается от всего, то есть берёт не сумму вещей, людей и их действий, а берёт только то, что называется одним словом – ЕСТЬ. Не так, что оно есть отдельно от другого, а то, что можно взять как одно целое, ЕДИНОЕ. Материя – то единое, что есть. Вот и всё определение материи.

Ф.Энгельс говорил, что единство мира в его материальности. Но вот что это единое, что есть? У философов есть различные мнения и три варианта ответа на вопрос о том, что первично: материя или её отражение в нашем сознании (БЫТИЕ ИЛИ СОЗНАНИЕ).

Материалисты утверждают, что материя вначале развилась до живой материи, а затем от животного до человека, то есть, до уровня социальной материи и научилась через сознание отражать мир. Человек – есть животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Не часть материи, а свойство. Некоторые думали, что мозг вырабатывает сознание точно так же, как печень – желчь. Не только сознание человека отражает мир, а вся материя отражает мир (от камня круги на воде, от ботинка след на песке).

Философы – идеалисты утверждают, что есть Абсолютная Идея. Она себя себе противопоставляет, и развивается до материи, которая сама себя потом и отражает, развивается до человека, в сознании которого рождается Абсолютная Идея. Таким образом, Абсолютная Идея возвращается сама к себе. Диалектика — выдающееся открытие Гегеля и вклад его в развитие человеческого мышления. Но философская система Гегеля – идеалистическая система. Правда, «НАУКА ЛОГИКИ» Гегеля начинается не с «идеи» а с «бытия». Учение о «бытие» одинаково подходит для идеалистов и материалистов.

«Соллипсизм» — вариант идеализма (Беркли). Суть его в том, что всё, что есть – плод воображения («экзотическая» философская система). И это опровергнуть логически нельзя. Опровержением её является только практика. Все учёные, даже те, которые считают себя идеалистами, на самом деле, стихийные материалисты. Материализм – более рациональная и более простая философская система, чем идеализм, без идеального снизу (в начале философской концепции) и без идеального сверху (в конце).

МОЙ КОММЕНТАРИЙ (мои мысли).

Маркс, Энгельс, Ленин взяли из учения Гегеля не всё, а только диалектику. Но диалектика Гегеля и её «доказательная база» — гармонично взаимосвязаны только в самой идеалистической философской системе Гегеля. Существует явное противоречие между идеалистической (субъективной) «доказательной базой» и объективными законами диалектики материального мира. С позиции ИДЕАЛИЗМА, «доказательная база» Гегеля гармонична и совершенна. С позиции материализма «доказательная база» диалектики бытия не достаточно гармонична, она вызывает вопросы и сомнения.

«Доказательная база» диалектического развития мира в учении Гегеля, на первый взгляд, никак не связана с объективным материальным миром. Она у него, в высшей степени, идеальна, умозрительна, фантастична. Там есть порядок, но порядок придуманный, то есть субъективно – идеальный, тем более, неожиданна и удивительна связь этого идеального порядка с объективной действительностью.

Как могло случиться такое «чудо», что умозрительное «построение» совпало с объективной действительностью? Думается, что оно возникло не без влияния и воздействия объективного. Объективное бытие давно и настойчиво стучалось в человеческое сознание, которое, наконец, созрело до понимания законов объективного мира. Объект уже был и ждал, когда понятие появится и будет приведено в соответствие с объектом. Объективное проникает в субъективное. Оно становится его частью в форме Абсолютной Истины – диалектического учения (теории). Однако и субъективное проникает в объективное в форме человеческой деятельности (практики). В таком случае Идея становится материальной силой.

Необходимо было только совершенное сознание, которое проделало бы эту очень важную работу. И такое сознание появилось. Так Гегель навсегда вошёл в историю философии. То, что «некое доказательство» случайно или ошибочно приводит нас к правильному выводу (к Абсолютной Истине), вовсе не означает, что такое доказательство является единственным и абсолютно верным. Мы понимаем, что в этом случае, нам просто, «чудесным образом», крупно повезло. При этом, «доказательство» само по себе, уже не имеет значения.

Д.Менделеев с его периодической системой химических элементов шёл к открытию, к научной истине, в отличие от Гегеля от объективного мира, то есть, прямым, научным и верным путём. Но и ему нужна была удача. Путь к Абсолютной Истине идёт с двух направлений одновременно: от субъективного и от объективного. «Доказательную базу» Гегеля надо воспринимать критически, а ДИАЛЕКТИКУ Гегеля как Абсолютную Истину.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНСПЕКТА.

В развитие философии вкладывают свою долю труда представители всех направлений философии (идеалисты или материалисты). Важно, какой практический результат они получили, и как этот результат вписывается в более совершенную концепцию объективного мира. Критика философских трудов философов – идеалистов не заключается в их отвержении, а в определении их места в более совершенной философской системе. Тот же Гегель, как известно, объективный идеалист.

Идея отвечает на вопрос: «что делать?». Если у вас есть концентрация мысли на какой-то цели, а цель – это предвосхищение какого-то результата от деятельности, вот тогда вы начинаете двигаться к этой цели. Здесь первична идея, а результат вторичен. При преобразовании общества, при совершении революции сначала возникает Идея, а потом появляется результат. Вот это движение похоже на то, что прописано в идеалистических концепциях: Идея первична, а мир материальный, результат вторичен. Становление современного материализма, как материалистического, так и исторического связано с соединением диалектики с практикой, а созерцательный материализм Фейербаха (позиция стороннего наблюдателя) ничего не даёт.

Ленин говорил, что умный идеалист лучше глупого материалиста. Для Идеи есть, конечно, материальное основание, она корениться в экономических интересах, но, всё – таки, вначале появляется Идея, а потом она реализуется. Если речь идёт о преобразовании мира, то надо взять те противоречия, которые связаны с преобразованием мира и его осознанием. В конце книги «Наука логики» Гегеля две идеи: первая идея — отражение мира (теоретическая Идея), вторая идея (практическая) – его преобразование (Идея добра). Соединение теоретической и практической идеи даёт Абсолютную Идею или Идею Истины.

У материи есть различные уровни движения. Материи без движения нет. Движение – способ её существования. Мы различаем механическое, химическое движение материи, органическое (органическую форму движения материи – биологическую), социальное движение материи. Социальная форма движения материи включает в себя все предыдущие виды движения материи. Сущность человека может быть понята только с пониманием общественных отношений. Это социальная форма движения материи. Чтобы понять сущность человека, надо разбираться в общественных отношениях. Этим и занимается социальная философия.

Общественное бытие – это самовоспроизводство общества, то есть воспроизводство людей и материальных благ. На первом этапе развития общества основным было воспроизводство людей и кровно — родственные отношения, а производство материальных благ было зачаточным. Затем на первое место вышло материальное производство. Оно играет теперь решающую роль, но кровно — родственные отношения никуда не исчезли и сохраняют своё значение.

Общественное бытие определяет общественное сознание. Оно (бытие) определяется тем, каково производство. Каковы господствующие мысли управляющего класса, таковы господствующие мысли всего общества. Мысли рабов и крепостных крестьян никого не интересовали до того момента, пока не начинались восстания. Но и мысли угнетаемых классов не выходили за пределы господствующих мыслей господствующего класса.

В буржуазном государстве господствуют мысли буржуазного класса, поэтому предопределено, что большинство населения будет поддерживать политику буржуазного класса. Результат выборов уже всегда заранее предопределён. Получается выбор без выбора: «Вы хотите честно выбрать буржуазную государственную власть или нечестно? Вы хотите честно или не честно выбрать буржуазную партию? Вы хотите честного господства буржуазного класса или нечестного господства буржуазного класса? Господство буржуазного класса определяется не выборами, а экономическими интересами господствующего класса. Вот так понимается основной вопрос философии применительно к обществу.

Конспект подготовил А.Я Зуев, член КПРФ, Ленинской парторганизации г. Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

vkontakte.ru Иван Воронцов 15-05-2012, 15:12

«В буржуазном государстве господствуют мысли буржуазного класса, поэтому предопределено, что большинство населения будет поддерживать политику буржуазного класса. Результат выборов уже всегда заранее предопределён. Получается выбор без выбора: «Вы хотите честно выбрать буржуазную государственную власть или нечестно? Вы хотите честно или не честно выбрать буржуазную партию? Вы хотите честного господства буржуазного класса или нечестного господства буржуазного класса? Господство буржуазного класса определяется не выборами, а экономическими интересами господствующего класса. Вот так понимается основной вопрос философии применительно к обществу».
Конспект подготовил А.Я Зуев, член КПРФ
Не в бровь, а в глаз господину Навальному и другим ныне жидовствующим в моей стране!

Сергей 15-05-2012, 16:21

Это как-раз к тем кто орет, что фракция проголосовала за Басаргина.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031