СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ СПбГУ М.В.ПОПОВА)

Товарищи, мы начинаем краткий курс лекций по социальной философии. Почему краткий? Потому что есть желание у очень многих побыстрее освоить то, что совершенно необходимо знать в сегодняшней жизни, добиться понимания сложных вопросов, опираясь на теорию, а не на мнения, суждения, догадки, додумки и т.д. Хочется обосновать свои позиции, хочется получить основу для принятия решений. Почему социальная философия?

 

 

Потому что речь идёт не о «философии вообще», а о философии применительно к обществу, поскольку есть ещё философия природы и ею занимаются другие люди и для других целей. Для этого рассматриваются вопросы физики, химии и других естественных наук. Нас же с Вами будет интересовать СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, то есть философия применительно к обществу.

Философия – это любовь к мудрости. Говорят, что мудрый человек отличается от умного тем, что умный человек найдёт выход из трудного положения, а мудрый туда просто не попадёт. Мудрый – это такой умный, который знает то, что позволяет ему не попадать в такие ситуации, из которых трудно выходить. А почему? Да потому, что философия такая наука, что изучает ВСЕОБЩЕЕ. Социальная философия отличается от истории.

История изучает не только всеобщее, она изучает особенное, единичное, конкретное, она изучает не только логику движения вперёд, но и совершенно конкретное проявление общих законов. Социальная философия изучает то, что есть во всём: в обществе, в природе, в мышлении. Но мы будем ТО, ЧТО ЕСТЬ ВО ВСЁМ, рассматривать применительно к обществу. Рассматривать всеобщее важно, поскольку ошибиться во ВСЕОБЩЕМ, означает, сделать КРУПНУЮ ОШИБКУ, а ошибиться в конкретном – значит, сделать маленькую ошибку.

Изучение социальной философии позволяет не делать больших ошибок. Это, конечно, не гарантия защиты от каких-то мелких ошибок. В жизненной практике требуется ещё додумывать, изобретать, проявлять инициативу, проявлять смекалку, иметь опыт. Если нет основы, нет знаний об общих законах природы, общества и мышления, то неудачными будут все наши действия.

Стремления к действиям сейчас появляются очень у многих, накал общественных страстей в обществе увеличивается. Важно выбрать правильное направление для приложения сил. Каков же метод социальной философии? В словарях обычно пишут: способ – это метод, а метод –это способ или инструмент, или средство. Вот так и идёт одно определение за другим. Я дам определение метода, которое дал известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Он написал книгу «Наука логики», в этой книге изложена систематически диалектика. Другой такой книги нет. Диалектическое понимание мира, как противоречивого мира, в котором идёт борьба противоположностей, в котором есть противоречия, как мира, в котором эти противоречия разрешаются борьбой, в котором борьба абсолютна, а единство только относительно – вот такое понимание диалектики, её систематическое изложение получило в единственной книге «Наука логики» Гегеля.

Она всегда вдохновляла учёных, теоретиков и борцов, потому что, по выражению Ф.Энгельса, «Наука логики» Гегеля – кратчайший и прямой путь к изучению диалектики. Он писал, что это «КОМПЕНДИУМ» диалектики. «КОМПЕНДИУМ», означает: кратчайший путь, прямая дорога.

Гегель определял метод непонятно. Метод – есть осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого (исследуемого) предмета. В чём САМОДВИЖЕНИЕ? Самодвижение любого предмета (общества, государства, класса, деятельности тех или иных политиков) имеет своё внутреннее противоречие. Надо понять, какие внутренние противоречия есть в этом предмете. Это трудная и очень сложная задача.

Если мы определили, что за противоречие движет этим предметом, тогда мы должны осознать форму самодвижения. Если мы эту форму самодвижения найдём и осознаем, то и получим МЕТОД. Метод неотрывен от содержания. Нельзя микроскопом забивать гвозди. ПОНЯТЬ, с точки зрения диалектики, значит выразить в понятиях. Если я в понятиях выразить не могу, а думаю, что понимаю, то моё понимание находиться на уровне собаки: кажется, что она всё понимает, но выразить не может, и ЗНАНИЕ передать никому тоже не может.

Знание передаётся с помощью языка в понятиях. А язык – это форма существования мысли. Никаких мыслей без языка не бывает. Некоторым людям кажется, что они могут мыслить и без слов. На самом деле, слова и язык – форма выражения мыслей. Однако, это не единственная форма постижения мира. Есть ещё более ранняя книга Гегеля – «Феноменология духа». Там говориться о том, что есть три формы постижения мира.

Одна форма постижения мира РЕЛИГИОЗНАЯ. То есть, наши земные дела представляются как дела СВЯТОЙ СЕМЬИ на небе. Кажется, что некоторые святые люди, действовавшие на земле, преподобны богам. Можно рассматривать и иначе, что боги почему-то преподобны людям. Они очень похожи на людей, достаточно посмотреть на иконы.

Вторая форма постижения мира – постижение в образах. Яркие примеры: живопись, музыка. Если человек смотрит на картину, он не нуждается в словах. Если человек слушает музыку, то у него могут быть самые разные мысли в голове, а музыка передаёт настроение. Музыка может влиять на эмоции и чувства людей. Эти две формы постижения мира являются предварительными, то есть, не самыми главными. Высшей формой постижения мира является постижение мира в понятиях или его научное постижение.

Философия изучает всеобщие законы МЫШЛЕНИЯ, ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. Можно начать с изучения законов мышления и, таким образом, постичь всеобщие законы природы и общества. Вот почему изучение науки логики, то есть, движения понятий, противоположности понятий, перехода одних понятий в другие, позволяет понять то, что есть в природе и обществе.

Почему так? Потому что язык отражает только ВСЕОБЩЕЕ. Если вы скажете слово «дерево», то примените колоссальное абстрактное обобщение. Дерево – это и стол, и мебель, и ель, и дуб, и лес. Простое слово «стол» тоже обобщённое понятие (стол обеденный, канцелярский, детский и т.д.). Это всё колоссальная работа мысли людей многих поколений, которая в языке уже есть. В человеческом языке картина мира как бы запечатлена.

Если покопаться в языке и внимательно посмотреть на связь понятий, то эта связь понятий одинакова во всех развитых языках. Надо посмотреть на связь понятий в самом языке. Какие-то понятия более общие, какие-то менее общие, они переходят из одного в другое. Мы там можем обнаружить то, что есть в реальной действительной жизни.

Язык появился в результате деятельности миллиардов людей в течение многих сотен и тысяч лет. Он уже накопил в себе огромное ЗНАНИЕ. Изучая движение понятий, то есть, логику, можно, тем самым, получить ВСЕОБЩЕЕ ЗНАНИЕ ОБО ВСЁМ. Поэтому возможно такое движение в социальной философии, такой подход, когда мы со стороны логики подходим к пониманию социальных процессов.

Конечно, её недостаточно, этой самой логики. Нельзя ограничиваться изучением мира только со стороны языка, но этот подход даёт очень важные, очень существенные стороны и МОМЕНТЫ, что мы вскоре и увидим. Надо сказать, что примерно 2000 лет человечество ограничивалось формальной логикой. Формальную логику все знают, все изучают математику. Все знают, что в математике либо А, либо не А, третьего не дано. Не может быть, чтобы один и тот же предмет был и А и не А. Есть даже доказательство от противного, если что не так, то отвергается предпосылка, с которой начали.

Диалектическая логика снимает это ограничение. Для диалектической логики обязательным является наличие двух противоположных суждений: и А, и не А одновременно. Приведу пример ИЗМЕНЕНИЯ человека. Изменяясь, совершенствуясь, человек, равен и неравен самому себе. Если он становится другим, то ему надо менять паспорт и фамилию. Изменяясь, он должен оставаться тем, кто он есть, то есть он должен быть равен самому себе. С другой стороны, изменяясь, человек уже не равен самому себе. Верно и то и другое. Только так можно объяснить изменение.

Нет ничего такого, чтобы не изменялось, ни в небе, ни на Земле, ни в «Духе». ВСЁ И РАВНО, И НЕ РАВНО САМОМУ СЕБЕ. Если, изучая социальную философию, человек остаётся равным самому себе, то тогда одно из двух: либо лектор никак не может понятно всё объяснить, либо ученик никак не может ничего понять. В таком случае учёба впрок не идёт. То, о чём я сказал, характерно для диалектического подхода. Если человек хороший, это что значит? Значит, у него есть недостатки. В нём есть не только положительное, но и отрицательное.

Если человек хороший, то это означает: что-то положительное характеризует его как целое, а недостаток отрицает это целое, то, что противоположно этому целому. Раз, поскольку, это противоположно целому, значит, человек должен победить свой недостаток или, по крайней мере, держать его в «узде». Нельзя представлять себе так, что недостаток, с которым я борюсь, ждёт, пока я его поборю. Ничего подобного, он тоже борется.

Бывают случаи, когда человек перерождается, если те недостатки, которые в нём есть, берут верх. Всё сказанное относится не только к человеку, это относится к государству. Всякое государство имеет бюрократизм. Люди думают, что мы можем победить бюрократизм, если развернём активную борьбу. По этому поводу В.И.Ленин писал очень хорошо. Он говорил, что БЮРОКРАТИЗМ – это не нарыв, который можно вскрыть, а болезнь, которую можно и нужно долго лечить, потому что это государственная болезнь.

Если вы имеете людей, стоящих над народом, которые являются чиновниками, то у них есть свои особые интересы и они не могут не проявляться. Чиновник обеими руками держится за кресло. Если он карьерист, то одной рукой держится за своё кресло, а другоё рукой ухватился за вышестоящее кресло. Он говорит: «видите, я не могу Вам помочь, у меня руки заняты». Секретарши у них такие, которые говорят: «Вы приходите завтра. Я же вам сказала, что приходите завтра, а вы каждый раз приходите сегодня».

Бюрократизм – явление неизбывное. Пока есть государство, будет и бюрократизм. Плачут наши руководители по поводу коррупции. Дмитрий Анатольевич говорит, что у нас за время моего президентства, как выяснилось, так всё сложилось здорово в результате борьбы с коррупцией, что из 6-и миллионов, которые в государственном бюджете, 1 миллион уходит на «откаты». Коррупционеры забирают одну шестую часть нашего бюджета. Спрашивается, это связано с плохим устройством государственной системы?

Это связано с тем, в каком обществе мы живём. Мы живём при капитализме. Если раньше, при коммунизме, на первое место ставились интересы общества, то сейчас это осуждено и считается неправильным. Поскольку на первое место надо ставить интересы свои собственные, то и чиновники ставят свои интересы на первое место, и военные ставят свои интересы на первое место, и т. д. Получили какое-то тёплое местечко и его надо освоить, чтобы получить капитал.

Противоречия есть во всём, во всех явлениях общественной жизни. Самое главное, что мы должны усвоить из краткого курса социальной философии то, что надо рассмотреть те противоречия, которые есть в социальной жизни, изучить их.

Конспект подготовил А.Я.Зуев, член КПРФ, Ленинской парторганизации г . Перми.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031