ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ПОНЯТИЯХ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ и КАТЕГОРИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Разговор о СМЕРТИ при ЖИЗНИ кажется людям неуместным.  С понятием СМЕРТИ в сознании людей чаще всего связаны отрицательные эмоциональные переживания. СМЕРТЬ — это, конечно, плохо.  Это правда, но не истина. Истина в том, что смерть самыми крепкими узами связана с жизнью. Без жизни нет смерти, без смерти нет жизни. Люди всегда мечтали стать бессмертными, изобретали «эликсир молодости». Между тем, единственный способ не умереть – совсем не родиться. Жизнь – это достаточно высокоорганизованная биологическая (органическая) форма движения материи. Жизнь – способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Никакого другого смысла в существовании органической формы движения материи нет. «ЖИЗНЬ ВООБЩЕ» смысла не имеет. Она или есть, или нет.  Такое истинное знание предполагает эмоционально безразличное отношение к жизни и смерти. Оно наблюдается в живой природе постоянно и повсеместно. Смерть одних существ является непременным условием сохранения и развития жизни других. В животном мире формируются длинные пищевые цепи, сохраняющие жизнь всего животного мира. Убийство в животном мире не является преступлением. Многие люди совершенно спокойно, без «УГРЫЗЕНИЙ СОВЕСТИ» убивают животных, мясо которых употребляется в пищу. Такое «жестокое» отношение к животным и в человеческом обществе не является преступлением. Человек, в какой-то части целого, будучи животным, является представителем самой высокоорганизованной, социальной формы движения материи. Это накладывает свой отпечаток на отношение к   жизни  и смерти в человеческом обществе.  Социальная форма организации материи породила одну из высших, эстетических потребностей человека – потребность в СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. По этой причине, не только жизнь, но и СМЕРТЬ приобрела СМЫСЛ. Смерть становится эмоционально значимым понятием и очень нежелательным явлением. Жизнь в сознании людей приобрела большую значимость, чем её объективная сущность. Возникло явное противоречие в самом человеке между двумя формами движения материи: жизнь без смысла и жизнь со смыслом.  Противоречие легко разрешается диалектическим компромиссом: «ЖИЗНЬ ВООБЩЕ» смысла не имеет, но ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА без СМЫСЛА НЕВОЗМОЖНА. Из этого противоречия можно вывести важный для жизни и самообладания практический результат: нужно ценить жизнь, дорожить жизнью не дрожа за неё. Надо спокойно, без лишних негативных эмоций, ненужных переживаний,  относиться к возможной смерти, понимая её неизбежность, принимая её как необходимость. «Господи, дай мне сил: принять то, что я никогда не смогу изменить;  изменить то, что я могу изменить; дай мне ума-разума отличить одно от другого». СМЕРТЬ со СМЫСЛОМ воспринимается спокойно и даже ( в это трудно поверить) с радостью. К примеру, уход из жизни глубоко верующих людей. Никогда не нужно бояться смерти, если понимать её как НИЧТО (НЕБЫТИЕ). НИЧТО, само по себе, навредить человеку не может. Смерть и человек не встречаются никогда. Пока человек жив – смерти ещё нет. Как только приходит смерть – нет уже человека. Кроме того очень полезно знать о том, что ЛИЧНОСТЬ человека (если она действительно ЛИЧНОСТЬ) бессмертна. ЖИЗНЬ (наличное и определённое БЫТИЕ) включает в себя СМЕРТЬ (НИЧТО или НЕБЫТИЕ), сохраняя себя как единое живое целое. В жизни, как и в любом явлении материального мира, происходят два противоположных движения. Одно движение разрушительное (прехождение БЫТИЯ в НИЧТО). Другое движение созидательное (возникновение БЫТИЯ из НИЧТО). Соответственно этим движениям, человек рождается, крепнет и живёт, старится, дряхлеет и умирает одновременно. В организме человека в огромном количестве гибнут красные и белые кровяные тельца, отмирает множество других клеток, обеспечивая целому организму жизнь. Одновременно разрушаются и восстанавливаются ферменты и гормоны, повреждаются и восстанавливаются внутренние органы. Таким образом, СМЕРТЬ, вернее переход от БЫТИЯ в НИЧТО преследует живой организм в течение всей жизни и является неизбежным соучастником движения возрождения (ВОЗНИКНОВЕНИЯ – кат. фил.) и поддержания ЕЁ. Для человека и общества страшно и опасно не само НЕБЫТИЕ (НИЧТО), а переход от БЫТИЯ в НИЧТО, усиление тенденции перехода БЫТИЯ в НИЧТО, когда ЧЕЛОВЕК превращается в НИЧТОЖЕСТВО, а общество деградирует (регресс и реакция). Более того, благодаря призраку СМЕРТИ, на контрасте оттеняющего ЖИЗНЬ, она приобретает особенное КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЁННОГО НАЛИЧНОГО БЫТИЯ. Мы называем его СЧАСТЬЕМ.

«Есть упоение в бою, У бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в Аравийском урагане Средь дуновения чумы. Всё-всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслаждения» — А.С.Пушкин. Нужны ли человеку его ЗДОРОВЬЕ и ЖИЗНЬ? Вопрос может показаться странным. Для меня, врача с 35 – летним стажем работы, этот вопрос сейчас актуален так, как никогда ранее. Я с сожалением наблюдаю, как многие люди пренебрежительно и безобразно относятся к своей жизни и здоровью. Проблема в том, что эти люди точно так же относятся к жизни и здоровью других людей.  «Если тебе самому не нужны твои жизнь и здоровье, они не нужны больше никому». Порочный круг замыкается. В средствах массовой информации любят говорить о медицине высоких технологий. При этом, не хотят говорить, скорее всего, не понимают сами, что медицине ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ должна соответствовать ВЫСОКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА населения,  культура потребления медицинской, психологической и психотерапевтической помощи. Объективная потребность в такой помощи есть, а культуры потребления нет. Показатели здоровья населения в такой ситуации ухудшаются постоянно и повсеместно. В сознании большинства людей нет понимания того, что такое ЗДОРОВЬЕ, что такое ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, что такое ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. А это, прежде всего, ПРИНЦИП ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Это особенная система ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВОЯ СОБСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ. Это ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ и САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (мышление, рождающее здоровье). Все знают одну правду: «В здоровом теле – здоровый дух».  Не все знают правду другую: СОВЕРШЕННОЕ СОЗНАНИЕ рождает, поддерживает, умножает ЗДОРОВЬЕ. Истина  в том и другом одновременно. Вот и получается, что ЗДОРОВЬЕ – это ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, прежде всего, результат КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. Здоровье – это не столько медицинское понятие, сколько категория социальной философии, социальной психологии и социальной психотерапии. Зачем человеку жизнь и здоровье, если у него нет самого главного: СМЫСЛА ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА? Без ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ жизнь человека регрессирует до уровня органического движения материи и, следовательно, утрачивает главное  качество человеческого бытия — смысл. Вслед за СМЫСЛОМ вскоре утрачивается  ЖИЗНЬ. Основная задача социальной философии в том, чтобы навести порядок в сознании людей, а их расплывчатые понятия о здоровье, счастье и смысле жизни привести в СООТВЕТСТВИЕ с ОБЪЕКТОМ. Всем известно, что ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ определяет ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Общественное бытие включает в себя САМОВОСПРОИЗВОДСТВО человеческой жизни и производство материальных благ в рамках конкретной общественно-экономической формации. Если мы хотим уточнить в своём сознании какое-нибудь понятие, то есть найти Истину, мы должны понимать, что отражаемый объект уже есть и ждёт, когда сознание сформулирует вопрос как запрос жизненной практики, и, чуть позже, даст ответ, приведя понятие в соответствие с объектом. Так постигается Истина. Самая большая трудность, иной раз, состоит в том, чтобы обнаружить сам объект, который есть. Какой объект выбрать, чтобы связать его с понятием СМЫСЛА ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНЫМ ИДЕАЛОМ? В качестве такого объекта логично рассмотреть ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ. Смысл жизни (социальный идеал) в рамках общественного бытия должен удовлетворять следующим важным требованиям. Во-первых, он должен быть дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности (идеей, ставшей материальной силой). Во-вторых, он должен быть истинной диалектической категорией, то есть, содержать в себе противоречие. В-третьих, он должен быть ориентирован на ИДЕЮ ДОБРА, то есть предполагать активную жизненную позицию, нацеленную на прогрессивное изменение общественного бытия. В-четвёртых, он должен быть достижим постоянно, каждое прожитое мгновение жизни и, в то же время, не заканчиваться никогда. Много лет тому назад, ныне покойный Патриарх Московский и  Всея Руси Алексий Второй, на вопрос о Смысле Жизни ответил: «Смысл моей жизни в САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МЕНЯ МИРА». Смысл жизни — в совершенствовании  каждого человека, как части   общественного бытия.  Социальный идеал —  в совершенствовании общественного бытия  в целом. Карл Маркс, будучи ещё совсем молодым, определил своё понимание СЧАСТЬЯ как борьбу. В самом деле, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, движение противоречивое, оно требует готовности к длительной и упорной борьбе со своей противоположностью, которая тоже упорно борется. СМЫСЛ ЖИЗНИ (СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ) – это и движение,  преобладание прогрессивной тенденции в движении ( из НИЧТО в БЫТИЕ) и борьба (БЫТИЯ с НИЧТО) одновременно. СЧАСТЬЕ – это и движение, и борьба, и результат (прогресс и революция) одновременно. Коммунизм – это, конечно, и цель, и Счастье, но не конечный результат развития общества. Бесполезно стенать и сокрушаться по поводу «негармонично» устроенного (противоречивого) мира. Нужно принять его таким, каков он есть. По существу, у человека нет иного выбора, кроме того, чтобы принять жизнь и её совершенствование  как борьбу. СЧАСТЬЕ в качестве ОПРЕДЕЛЁННОГО НАЛИЧНОГО БЫТИЯ обязательно содержит в себе борьбу противоположных движений (тенденций), а также,  БЫТИЕ и НИЧТО. СЧАСТЬЕ и СМЫСЛ ЖИЗНИ конкретного человека, конечно, не в борьбе, которая и так является необходимостью, а в результате борьбы, в прогрессивном движении – самосовершенствовании и совершенствовании окружающего его мира. То же самое относится к обществу в целом. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ состоит в СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ и ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. Применительно к обществу, в котором мы живём, это означает  необходимость активной жизненной позиции в борьбе с доморощенной контрреволюцией в период перехода от капитализма к коммунизму. С одной стороны, это прогрессивное движение является эпохой, с другой стороны, революцией. Никто не сможет затаиться и переждать революцию, поскольку никому никуда не уйти от общественного бытия. Оно, общественное бытие, достанет каждого. С приходом к власти контрреволюции в нашей стране в 1993 году для многих людей мир «рухнул», «перевернулся». Многие из них оказались отброшенными на обочину общественного бытия: потеряли работу,  стабильный доход, здоровье, уверенность в завтрашнем дне, утратили (или никогда не имели?) Смысл жизни и Социальный Идеал. Естественным следствием  контрреволюции явилось регрессивное изменение общественного бытия и общественного сознания. Страна столкнулась с невиданным ранее страшным массовым социально-психологическим феноменом «ОТСУТСТВИЯ ИЛИ УТРАТЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ». Этот феномен выражается в резком ухудшении показателей здоровья, снижением рождаемости и продолжительности жизни, значительным сокращением численности населения, в росте числа самоубийств, в наркомании и пьянстве. Контрреволюция в общественном бытие в обязательном порядке сопровождается геноцидом российского, прежде всего русского населения.  Всемирная Организация Здравоохранения определила здоровье как социально-политическую категорию, указав, что ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие физических дефектов и болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Современное Российское общественное бытие разрушает (закономерное явление) общественное сознание и общественное здоровье.

А.Я.Зуев, врач-психотерапевт, коммунист, член КПРФ, Ленинской парторганизации города  Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031