Разговор о СМЕРТИ при ЖИЗНИ кажется людям неуместным. С понятием СМЕРТИ в сознании людей чаще всего связаны отрицательные эмоциональные переживания. СМЕРТЬ — это, конечно, плохо. Это правда, но не истина. Истина в том, что смерть самыми крепкими узами связана с жизнью. Без жизни нет смерти, без смерти нет жизни. Люди всегда мечтали стать бессмертными, изобретали «эликсир молодости». Между тем, единственный способ не умереть – совсем не родиться. Жизнь – это достаточно высокоорганизованная биологическая (органическая) форма движения материи. Жизнь – способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Никакого другого смысла в существовании органической формы движения материи нет. «ЖИЗНЬ ВООБЩЕ» смысла не имеет. Она или есть, или нет. Такое истинное знание предполагает эмоционально безразличное отношение к жизни и смерти. Оно наблюдается в живой природе постоянно и повсеместно. Смерть одних существ является непременным условием сохранения и развития жизни других. В животном мире формируются длинные пищевые цепи, сохраняющие жизнь всего животного мира. Убийство в животном мире не является преступлением. Многие люди совершенно спокойно, без «УГРЫЗЕНИЙ СОВЕСТИ» убивают животных, мясо которых употребляется в пищу. Такое «жестокое» отношение к животным и в человеческом обществе не является преступлением. Человек, в какой-то части целого, будучи животным, является представителем самой высокоорганизованной, социальной формы движения материи. Это накладывает свой отпечаток на отношение к жизни и смерти в человеческом обществе. Социальная форма организации материи породила одну из высших, эстетических потребностей человека – потребность в СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. По этой причине, не только жизнь, но и СМЕРТЬ приобрела СМЫСЛ. Смерть становится эмоционально значимым понятием и очень нежелательным явлением. Жизнь в сознании людей приобрела большую значимость, чем её объективная сущность. Возникло явное противоречие в самом человеке между двумя формами движения материи: жизнь без смысла и жизнь со смыслом. Противоречие легко разрешается диалектическим компромиссом: «ЖИЗНЬ ВООБЩЕ» смысла не имеет, но ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА без СМЫСЛА НЕВОЗМОЖНА. Из этого противоречия можно вывести важный для жизни и самообладания практический результат: нужно ценить жизнь, дорожить жизнью не дрожа за неё. Надо спокойно, без лишних негативных эмоций, ненужных переживаний, относиться к возможной смерти, понимая её неизбежность, принимая её как необходимость. «Господи, дай мне сил: принять то, что я никогда не смогу изменить; изменить то, что я могу изменить; дай мне ума-разума отличить одно от другого». СМЕРТЬ со СМЫСЛОМ воспринимается спокойно и даже ( в это трудно поверить) с радостью. К примеру, уход из жизни глубоко верующих людей. Никогда не нужно бояться смерти, если понимать её как НИЧТО (НЕБЫТИЕ). НИЧТО, само по себе, навредить человеку не может. Смерть и человек не встречаются никогда. Пока человек жив – смерти ещё нет. Как только приходит смерть – нет уже человека. Кроме того очень полезно знать о том, что ЛИЧНОСТЬ человека (если она действительно ЛИЧНОСТЬ) бессмертна. ЖИЗНЬ (наличное и определённое БЫТИЕ) включает в себя СМЕРТЬ (НИЧТО или НЕБЫТИЕ), сохраняя себя как единое живое целое. В жизни, как и в любом явлении материального мира, происходят два противоположных движения. Одно движение разрушительное (прехождение БЫТИЯ в НИЧТО). Другое движение созидательное (возникновение БЫТИЯ из НИЧТО). Соответственно этим движениям, человек рождается, крепнет и живёт, старится, дряхлеет и умирает одновременно. В организме человека в огромном количестве гибнут красные и белые кровяные тельца, отмирает множество других клеток, обеспечивая целому организму жизнь. Одновременно разрушаются и восстанавливаются ферменты и гормоны, повреждаются и восстанавливаются внутренние органы. Таким образом, СМЕРТЬ, вернее переход от БЫТИЯ в НИЧТО преследует живой организм в течение всей жизни и является неизбежным соучастником движения возрождения (ВОЗНИКНОВЕНИЯ – кат. фил.) и поддержания ЕЁ. Для человека и общества страшно и опасно не само НЕБЫТИЕ (НИЧТО), а переход от БЫТИЯ в НИЧТО, усиление тенденции перехода БЫТИЯ в НИЧТО, когда ЧЕЛОВЕК превращается в НИЧТОЖЕСТВО, а общество деградирует (регресс и реакция). Более того, благодаря призраку СМЕРТИ, на контрасте оттеняющего ЖИЗНЬ, она приобретает особенное КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЁННОГО НАЛИЧНОГО БЫТИЯ. Мы называем его СЧАСТЬЕМ.
«Есть упоение в бою, У бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в Аравийском урагане Средь дуновения чумы. Всё-всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслаждения» — А.С.Пушкин. Нужны ли человеку его ЗДОРОВЬЕ и ЖИЗНЬ? Вопрос может показаться странным. Для меня, врача с 35 – летним стажем работы, этот вопрос сейчас актуален так, как никогда ранее. Я с сожалением наблюдаю, как многие люди пренебрежительно и безобразно относятся к своей жизни и здоровью. Проблема в том, что эти люди точно так же относятся к жизни и здоровью других людей. «Если тебе самому не нужны твои жизнь и здоровье, они не нужны больше никому». Порочный круг замыкается. В средствах массовой информации любят говорить о медицине высоких технологий. При этом, не хотят говорить, скорее всего, не понимают сами, что медицине ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ должна соответствовать ВЫСОКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА населения, культура потребления медицинской, психологической и психотерапевтической помощи. Объективная потребность в такой помощи есть, а культуры потребления нет. Показатели здоровья населения в такой ситуации ухудшаются постоянно и повсеместно. В сознании большинства людей нет понимания того, что такое ЗДОРОВЬЕ, что такое ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, что такое ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. А это, прежде всего, ПРИНЦИП ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Это особенная система ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВОЯ СОБСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ. Это ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ и САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (мышление, рождающее здоровье). Все знают одну правду: «В здоровом теле – здоровый дух». Не все знают правду другую: СОВЕРШЕННОЕ СОЗНАНИЕ рождает, поддерживает, умножает ЗДОРОВЬЕ. Истина в том и другом одновременно. Вот и получается, что ЗДОРОВЬЕ – это ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, прежде всего, результат КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. Здоровье – это не столько медицинское понятие, сколько категория социальной философии, социальной психологии и социальной психотерапии. Зачем человеку жизнь и здоровье, если у него нет самого главного: СМЫСЛА ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА? Без ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ жизнь человека регрессирует до уровня органического движения материи и, следовательно, утрачивает главное качество человеческого бытия — смысл. Вслед за СМЫСЛОМ вскоре утрачивается ЖИЗНЬ. Основная задача социальной философии в том, чтобы навести порядок в сознании людей, а их расплывчатые понятия о здоровье, счастье и смысле жизни привести в СООТВЕТСТВИЕ с ОБЪЕКТОМ. Всем известно, что ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ определяет ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Общественное бытие включает в себя САМОВОСПРОИЗВОДСТВО человеческой жизни и производство материальных благ в рамках конкретной общественно-экономической формации. Если мы хотим уточнить в своём сознании какое-нибудь понятие, то есть найти Истину, мы должны понимать, что отражаемый объект уже есть и ждёт, когда сознание сформулирует вопрос как запрос жизненной практики, и, чуть позже, даст ответ, приведя понятие в соответствие с объектом. Так постигается Истина. Самая большая трудность, иной раз, состоит в том, чтобы обнаружить сам объект, который есть. Какой объект выбрать, чтобы связать его с понятием СМЫСЛА ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНЫМ ИДЕАЛОМ? В качестве такого объекта логично рассмотреть ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ. Смысл жизни (социальный идеал) в рамках общественного бытия должен удовлетворять следующим важным требованиям. Во-первых, он должен быть дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности (идеей, ставшей материальной силой). Во-вторых, он должен быть истинной диалектической категорией, то есть, содержать в себе противоречие. В-третьих, он должен быть ориентирован на ИДЕЮ ДОБРА, то есть предполагать активную жизненную позицию, нацеленную на прогрессивное изменение общественного бытия. В-четвёртых, он должен быть достижим постоянно, каждое прожитое мгновение жизни и, в то же время, не заканчиваться никогда. Много лет тому назад, ныне покойный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, на вопрос о Смысле Жизни ответил: «Смысл моей жизни в САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МЕНЯ МИРА». Смысл жизни — в совершенствовании каждого человека, как части общественного бытия. Социальный идеал — в совершенствовании общественного бытия в целом. Карл Маркс, будучи ещё совсем молодым, определил своё понимание СЧАСТЬЯ как борьбу. В самом деле, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, движение противоречивое, оно требует готовности к длительной и упорной борьбе со своей противоположностью, которая тоже упорно борется. СМЫСЛ ЖИЗНИ (СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ) – это и движение, преобладание прогрессивной тенденции в движении ( из НИЧТО в БЫТИЕ) и борьба (БЫТИЯ с НИЧТО) одновременно. СЧАСТЬЕ – это и движение, и борьба, и результат (прогресс и революция) одновременно. Коммунизм – это, конечно, и цель, и Счастье, но не конечный результат развития общества. Бесполезно стенать и сокрушаться по поводу «негармонично» устроенного (противоречивого) мира. Нужно принять его таким, каков он есть. По существу, у человека нет иного выбора, кроме того, чтобы принять жизнь и её совершенствование как борьбу. СЧАСТЬЕ в качестве ОПРЕДЕЛЁННОГО НАЛИЧНОГО БЫТИЯ обязательно содержит в себе борьбу противоположных движений (тенденций), а также, БЫТИЕ и НИЧТО. СЧАСТЬЕ и СМЫСЛ ЖИЗНИ конкретного человека, конечно, не в борьбе, которая и так является необходимостью, а в результате борьбы, в прогрессивном движении – самосовершенствовании и совершенствовании окружающего его мира. То же самое относится к обществу в целом. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ состоит в СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ и ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. Применительно к обществу, в котором мы живём, это означает необходимость активной жизненной позиции в борьбе с доморощенной контрреволюцией в период перехода от капитализма к коммунизму. С одной стороны, это прогрессивное движение является эпохой, с другой стороны, революцией. Никто не сможет затаиться и переждать революцию, поскольку никому никуда не уйти от общественного бытия. Оно, общественное бытие, достанет каждого. С приходом к власти контрреволюции в нашей стране в 1993 году для многих людей мир «рухнул», «перевернулся». Многие из них оказались отброшенными на обочину общественного бытия: потеряли работу, стабильный доход, здоровье, уверенность в завтрашнем дне, утратили (или никогда не имели?) Смысл жизни и Социальный Идеал. Естественным следствием контрреволюции явилось регрессивное изменение общественного бытия и общественного сознания. Страна столкнулась с невиданным ранее страшным массовым социально-психологическим феноменом «ОТСУТСТВИЯ ИЛИ УТРАТЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ». Этот феномен выражается в резком ухудшении показателей здоровья, снижением рождаемости и продолжительности жизни, значительным сокращением численности населения, в росте числа самоубийств, в наркомании и пьянстве. Контрреволюция в общественном бытие в обязательном порядке сопровождается геноцидом российского, прежде всего русского населения. Всемирная Организация Здравоохранения определила здоровье как социально-политическую категорию, указав, что ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие физических дефектов и болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Современное Российское общественное бытие разрушает (закономерное явление) общественное сознание и общественное здоровье.
А.Я.Зуев, врач-психотерапевт, коммунист, член КПРФ, Ленинской парторганизации города Перми.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.