Масштабы перекосов впечатляют

Не так давно Д. Медведев выступил перед Госсоветом с пламенной речью об итогах своего президентства, в которой особый акцент сделал на улучшении социально-экономической ситуации в стране. Экс-президент, вернувшийся в «Белый дом» в качестве главы правительства, обрушил на головы слушателей ворох благополучных цифр. Однако они уже не гипнотизировали. Вместо этого вспоминалась старая песенка: «Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего».

С ФОРМАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ можно вроде бы согласиться, что ситуация на рынке труда должна вызывать оптимизм. В марте 2012 года уровень безработицы едва превысил отметку в 6,5%. Это существенно ниже 7,6% безработных, зафиксированных годом ранее. А если учитывать только тех, кто зарегистрирован на бирже труда, то безработица сократилась почти до микроскопических размеров: при таком подсчёте за год она упала с 2,2% до 1,8% экономически активного населения. На фоне охваченной долговым кризисом Еврозоны — это замечательный показатель.

В Старом Свете уровень безработицы достиг своего абсолютного исторического максимума в 10,8%. А в некоторых странах ситуация почти катастрофическая. В Португалии безработица превышает 14%, в Греции достигла 21,8%, а в Испании зашкаливает за 22,9%. Даже в США официальная оценка безработицы превышает 8,2%. А учитывающая неполную занятость и тех, кто отчаялся найти работу более одного года, оценка Министерства труда уже больше трёх лет стабильно превышает 15%.

Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что показатели отечественной официальной статистики весьма лукавые. Если согласиться с Международной организацией труда, что неправильно исключать из безработных тех людей, которые находятся в вынужденных неоплачиваемых отпусках или получают за свою работу оплату, не достигающую официального прожиточного минимума, то картина перестанет быть благостной, как её пытался нарисовать Д. Медведев. Ведь придётся учитывать 11% работников с откровенно издевательским уровнем оплаты труда, который не дотягивает даже до официального прожиточного минимума в 6,2 тысячи рублей. Уровень безработицы зашкалит за 17,5%.

А если сюда приплюсовать тех, кто находится в неоплачиваемых отпусках или вынужденно занят неполную рабочую неделю, то обнаружится, что масштаб безработицы в стране составляет 20% экономически активного населения. Это троекратно превышает политкорректную оценку Росстата в 6,5% и свидетельствует о провале проводимой в стране социальной политики.

ПОЛОЖЕНИЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ в стране тяжёлое по ряду причин. Во-первых, в России огромное число людей вынуждены работать неполный рабочий день, на неполную ставку или же находятся в частично и полностью неоплачиваемых отпусках.

Во-вторых, практически повсеместно нарушается трудовое законодательство, когда формально работник числится в организации, а фактически вынужден либо находиться в неоплачиваемом отпуске, либо работать неполный рабочий день на часть ставки. Особенно это распространено в обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах. Они с трудом сводят концы с концами в условиях роста тарифов монополий, коррупционных поборов и неподъёмных ставок по кредитам.

В-третьих, уровень оплаты труда в подавляющей части несырьевых секторов экономики остаётся унизительно низким: — у 55% российских работников заработная плата не дотягивает до 15 тысяч рублей, а 70% населения получают менее 20 тысяч рублей.

Согласно исследованию Института социологии РАН, около 60% граждан РФ можно смело относить к категории бедных и нищих слоёв населения, если в качестве критерия брать соотношение структуры официальной потребительской корзины и фактического уровня доходов и обеспеченности товарами первой необходимости. Но об этом ни нынешний президент, ни его предшественник, ни члены правительства не говорят. Между тем степень имущественной поляризации общества постоянно увеличивается.

Официальная статистика утверждает, что разрыв в уровне доходов 10% самых обеспеченных и 10% социально незащищённых слоёв населения выше 16-кратного, а с учётом скрытых доходов от собственности и предпринимательской деятельности этот показатель достигает 75—80 раз. Он многократно превышает предельно допустимый уровень имущественной дифференциации общества и не способен обеспечивать социально-политическую стабильность.

СЛОЖИЛАСЬ СОВЕРШЕННО УДРУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ с динамикой новых наймов и выбытием работников. По итогам 2011 года в российской экономике были взяты на работу около 9,8 миллиона человек, а выбыли более 10 миллионов. Следовательно, чистая потеря рабочих мест за год превысила 207,4 тысячи. Всего же за последние 6 лет накопленное превышение числа уволенных и выбывших сотрудников над притоком новых работников составило примерно 3,9 миллиона человек. Это 5% экономически активного населения страны.

Наибольшие потери понесли обрабатывающие производства и наукоёмкие отрасли. В обрабатывающей промышленности чистые потери рабочих мест превысили 2 миллиона. Особенно беспокоит массовая ликвидация рабочих мест в отраслях, занятых выпуском машин и оборудования (195,4 тысячи мест), электронного оборудования (201,5 тысячи), транспортных средств (289,8 тысячи). При таком положении разговоры о модернизации и инновационной экономике похожи на обман. Российские сырьевые и инфраструктурные монополии с гораздо большим желанием занимаются вывозом полученных сверхприбылей в офшорные юрисдикции, чем развитием производства и созданием новых рабочих мест.

Широко разрекламированные Д. Медведевым рост трудовой занятости и создание новых рабочих мест наблюдаются исключительно в спекулятивных секторах экономики, связанных с финансовыми операциями и перераспределением «нефтедолларовых» потоков, а также в государственном секторе, позволяющем коррумпированным чиновникам извлекать административную ренту. За период 2005—2011 годов чистый прирост новых рабочих мест в финансовой деятельности превысил 268,4 тысячи, в оптово-розничной торговле — 388 тысяч, на государственной службе прирост достиг 338 тысяч рабочих мест. Поэтому в принципе непонятно, каким образом нынешним властям удалось отчитаться о росте численности занятого в экономике России населения с 68,1 млн. человек в 2005 году до 70,5 миллиона в 2011 году.

Деградация экономики стимулирует приток в РФ выходцев из бывших союзных республик. Только по официальным данным, чистый приток мигрантов за 2005–2011 годы превысил 1,31 миллиона человек, а с учётом неучтённой и незаконной миграции он достиг 2,5–3 миллиона человек. Чистые потери российской экономики от оплаты труда граждан бывших союзных республик в 2011 году превысили 280 миллиардов рублей, а по итогам последних четырёх с половиной лет перевалили за 43,1 миллиарда долларов, или 13% федерального бюджета. При этом неквалифицированная рабочая сила из ближнего зарубежья вынуждена работать, как бесправные рабы.

О МАСШТАБАХ ПЕРЕКОСОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ свидетельствует уровень оплаты труда в разных отраслях. В добывающих секторах экономики и в сфере спекулятивных финансовых операций он в 5—6 раз превышает уровень оплаты труда в промышленности и наукоёмких производствах. Так, в финансовом секторе уровень заработной платы в 2,7 раза выше средней оплаты труда по России, в добыче энергоносителей – в 2,1 раза, в производстве нефтепродуктов — в 2,1 раза. В то же время в обрабатывающих производствах он ниже средней оплаты труда на 7%, в сельском хозяйстве — на 48%, текстильном производстве — на 54%, в образовании — на 32%, а в здравоохранении — на 23%.

У нас сложилась совершенно уникальная ситуация, когда и структура рабочей силы, вызванная скособоченностью экономики, и распределительные отношения направлены на разрушение страны.

Газета «Правда» © 2012

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

 
 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30