«Протон» опять не взлетел

Минувший понедельник был отмечен двумя знаковыми космическими событиями. Рано утром американский марсоход Curiosity («Любопытство») благополучно сел на Красную планету и даже передал первые снимки поверхности, а поздно вечером печально закончился запуск с Байконура российского «Протона-М» с двумя спутниками, один из которых был индонезийским. Учитывая недавнюю катастрофу с «Суперджетом», есть сильное подозрение, что эта страна надолго прекратит всякое сотрудничество с Россией в области высоких технологий. Но нас сейчас больше волнует другое: нет ли в случившемся вины пермских «протонщиков»?

Как сообщает Роскосмос, в очередной раз «Протон» подвёл разгонный блок «Бриз-М». Вместо того, чтобы проработать расчётные 18 минут, маршевая двигательная установка после третьего включения заглохла уже через 7 секунд. Соответственно, головной блок на переходной орбите обнаружен не был, и судьба спутников («Экспресс-МД2» и «Телком-3») теперь предрешена — сейчас они «болтаются» на аварийной промежуточной орбите, а потом, скорее всего, сгорят в атмосфере или упадут куда-нибудь в океан.

Оба спутника сделаны в России, но «Телком-3», созданный в ОАО «ИСС» имени М. Ф. Решетнева», был заказан индонезийской телекоммуникационной компанией Telekomunikasi для связи и телевещания на территории всего Индокитая. «Экспресс-МД2» совместно с итальянским подразделением ThalesAleniaSpace был разработан и сделан в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, что хотя бы немного утешает — ведь именно этот центр собирает и разгонный блок «Бриз-М». Как, впрочем, и всю ракету-носитель «Протон-М», для которой пермский «Протон-ПМ» делает только первую ступень.

Хотя честь пермских ракетостроителей осталась незапятнанной (первая ступень отработала штатно), в итоге пострадает вся технологическая цепочка, завязанная на производстве ракеты. Уже появились сообщения о возможной отставке генерального директора ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Владимира Нестерова, а на «Протоне-ПМ» вполне могут начать жалеть о том, что несколько лет назад вышли из состава бывших «Пермских моторов». Ведь любая задержка запусков (а запуски «Протонов» с блоками «Бриз-М» однозначно будут приостановлены) ударит по финансированию предприятия, что в условиях диверсифицированного производства было бы менее болезненно.

Однако жалеть уже поздно, «вертикаль» ГКНПЦ выстроена и продолжает укрепляться. В настоящее время центр обладает десятью филиалами, расположенными на территории шести субъектов РФ, и на него возложена роль головного разработчика надежды отечественного ракетостроения — семейства РН «Ангара». Что делает вероятность вмешательства государства в работу центра имени Хруничева ещё большей — слишком уж очевидна преследующая его полоса неудач.

Напомним, что и предыдущий запуск «Протона-М» с голландским спутником связи SES-5 не обошёлся без приключений. Первоначально он планировался ещё на 19 июня, но был перенесён на 7-е, а потом на 9-е июля из-за нарушений в работе системы рулевой машины первой ступени. Опять-таки к Перми это не имеет никакого отношения — искажения в работе датчиков произошли оттого, что при окончательной сборке ракеты рабочие могли уронить в баки посторонние предметы. А «Бриз-М», например, в прошлом году не смог вывести на расчётную орбиту аппарат «Экспресс-АМ4» — тогда причиной аварии стала ошибка в параметрах полётного задания.

Что будет дальше? Звоню в пресс-центр ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. И дважды после слова «Пермь» случается обрыв связи. Поэтому за них сказать ничего не могу. На Байконуре сейчас работает государственная комиссия, решающая судьбу спутников. Напомню, что год назад точно в такой же ситуации было принято решение затопить «Экспресс-АМ4» в Тихом океане. Будет хорошо, если следующий запуск «Протона-М» с российскими спутниками «Луч-5Б» и «Ямал-300», планировавшийся на 30 августа, состоится хотя бы в сентябре. В ОСАО «Ингосстрах», застраховавшем запуск и эксплуатацию на орбите спутника «Экспресс-МД2» на 1 миллиард 177 миллионов рублей, с ужасом думают, где взять деньги. Ну, а по престижу всей российской космонавтики, ещё не оправившейся после краха миссии «Фобос-грунт», нанесён ещё один чувствительный удар, особенно болезненный на фоне американских успехов. Со всеми вытекающими кадровыми последствиями.

Однако во всей этой здоровенной бочке дёгтя есть маленькая ложка мёда, причём исключительно пермского. И это не касается чистой как слеза репутации первой ступени «Протона-М» — в конце концов, кому она нужна без самой ракеты. Дело в другом — в негласной борьбе входящих в структуру ГКНПЦ имени В. М. Хруничева предприятий за как можно большую долю производства «Ангары». По словам коммерческого директора «Протона-ПМ» Михаила Целищева, несколько лет назад пермская доля не превышала 25 процентов. Сейчас, судя по имеющейся информации, она приближается к 50. А конечная и весьма амбициозная цель проекта «Инновационный территориальный кластер «Технополис «Новый Звёздный», продвигаемая руководством «Протона-ПМ», — сосредоточить в Новых Лядах ВСЁ производство семейства РН «Ангара». Согласитесь, что пока ситуация работает на пермяков.

Газета «Звезда» Алексей КЛОЧИХИН

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031