МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Представителю трудового коллектива
ООО «Пермский абразивный завод»
М.И. Витер 614065, г. Пермь
Уважаемая Марина Ивановна!
В соответствии с письмом Первого заместителя председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Кареловой от 22 июня 2012г. № 3.2-25/1061 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с компетенцией рассмотрело Ваше обращение по вопросу совершенствования законодательства в части защиты заработной платы работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя и сообщает следующее.
1. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы предусмотрена разработка мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации.
По поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется мониторинг состояния просроченной задолженности по заработной плате.
По данным Росстата по состоянию на 1 июня 2012г., суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 1915 млн.рублей и по сравнению с 1 мая 2012г. не изменилась.
Отсутствие у организации собственных средств является основной причиной возбуждения в отношении такой организации производства по делу о ее банкротстве.
Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства и представивших сведения, на 1 июня 2012г. составила 653 млн. рублей (34,1%), из них 368 млн.рублей (56,4%) приходится на организации обрабатывающих производств, 118 млн.рублей (18,1%) — строительные организации, 65 млн.рублей (10,0%) — организации сельского хозяйства, 41 млн.рублей (6,3%) — организации транспорта.
2. В целях недопущения обострения социально-экономической ситуации в организациях, имеющих многомесячную задолженность по заработной плате, усилена административная и уголовная ответственность работодателей за полную невыплату заработной платы, в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 382-Ф3 «О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», что создает дополнительные механизмы защиты прав работников и позволяет снизить размер задолженности по заработной плате.
Государственными инспекциями труда проводятся проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда. В случаях нарушений руководители организаций привлекаются к административной ответственности в виде штрафов и дисквалификации, а также к уголовной ответственности.
3. С целью упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и других выплат, причитающихся работнику, принят Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Данные изменения позволят в случае невыплаты денежной компенсации при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат упростить процесс взыскания указанной денежной компенсации.
4. В качестве дополнительных мер гарантирования материальных прав работников в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя принят Федеральный закон от 1 мая 2012 г. № 39-Ф3 «О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенции № 173)».
В соответствии со статьей 3 Конвенции № 173 каждое государство-член МОТ, ратифицирующее Конвенцию, принимает обязательства, вытекающие из раздела II, которые предусматривают защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из раздела III, предусматривающие защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, или обязательства, вытекающие из обоих разделов. Выбор указывается в заявлении, сопровождающем ратификацию.
В этой связи в Федеральный закон от 1 мая 2012 года № 39-Ф3 о ратификации включен текст заявления о том, что Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конвенции № 173 принимает на себя обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии.
5. Учитывая, что треть просроченной задолженности по заработной плате приходится на организации, находящиеся в стадии банкротства, Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования порядка удовлетворения требований социальной категории кредиторов (первой и второй очереди)», предусматривающий усиление защиты прав работников путем наделения работников (их представителей) правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника-работодателя банкротом в случае наличия у такого должника невыплаченной задолженности по заработной плате, а также правом участия в собрании кредиторов и голосования по ключевым вопросам ведения дела о банкротстве. Кроме того, обеспечивается защита прав бывших работников, перед которыми не погашена задолженность.
В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Директор Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства
М.С. Маслова