Ложь олигархов – индульгенция на грабёж. Экспертная оценка независимого экономиста Владислава Жуковского

На самом деле, нет ничего удивительного в том, что крупные российские олигархи, приближенные к тем или иным кремлёвским группировкам и центрам влияния, стараются всеми силами выкачать из государственного бюджета средства и добиться компенсации якобы непредвиденных и неожиданных убытков.

Судя по всему даже российские коррумпированные чиновники, которые смело закрывают глаза на то, что размер откатов и нецелевого использования бюджетных средств варьируется от 25 до 50% бюджетных трансакций, а себестоимость одного километра дорожного полотна (а также нефте- и газопроводов) в среднем в 2-3 раза превышает себестоимость в странах со схожими климатическими и географическими условиями, не смогли игнорировать откровенный бардак и беспредел в Сочи.

Безусловно, совершенно правильно, что курирующий «олимпийскую стройку» вице-премьер Дмитрий Козак отказался идти на поводу у российских олигархов и публично отверг возможность компенсации убытков частных инвесторов, которые понесли последние в связи с неправильно построенными финансовыми моделями и ошибочными бизнес-планами. Совершенно непонятно негодование Владимира Потанина, владельца холдинга «Интеррос» и по совместительству председателя наблюдательного совета Российского международного олимпийского университета (РМОУ), который по имеющейся в СМИ информации инвестировал свыше 2,5 млрд. долл. в олимпийские проекты и теперь настойчиво требует, чтобы государство компенсировало ему часть затрат, которые возникли в результате многократного пересмотра сметной стоимости проекта.

Шантаж олигархов

Другое дело, что ситуация на «олимпийской стройке», которая в последнее время обросла целым ворохом громких коррупционных скандалов, не является чем-то особенным для российской деловой практики. Как показывает опыт последних 15-20 лет частно-государственного партнёрства (ГЧП), совместные проекты властей и частного бизнеса, как правило, из действенного инструмента развития экономики и инфраструктуры превращаются в откровенную кормушку для обеих сторон, дающей возможность безнаказанно разворовывать бюджетных средства под видом выполнения государственного заказа и реализации социально значимых проектов. Самое страшное состоит в том, что с высокой долей вероятности мы увидим нарастающее давление российских олигархов на правительство, которые могут воспользоваться своим излюбленным и хорошо зарекомендовавшим себя в кризисных 2008-2009гг. оружием – ничем ни прикрытым шантажом властей.

Напомним, что 3,5 года назад, в разгар финансово-экономического кризиса, практически все крупные российские бизнесмены и сырьевые монополисты, до этого активно рассказывавшие сказки про свою эффективность и предпринимательские таланты, наперегонки побежали в очередь в правительство за льготными кредитами, шантажируя Кремль и Белый дом переходом крупнейших компаний из стратегически значимых секторов экономики в руки иностранных кредиторов. Также вполне открыто и без зазрения совести российские олигархи боролись за возможность попасть в список стратегически значимых предприятий для получения финансовой поддержки от государства, угрожая закрыть производства и выкинуть на улицу миллионы российских работников.

Неудивительно, что в 2008-2009гг. бесконтрольная раздача бюджетных 200-250 млрд. долл. привела к тому, что российская деиндустриализированная экономики трубы обвалилась сильнее всех в группе G-8, G-20, БРИКС и даже в группе стран-нефтеэкспортёров. Переток большей части из выделенных правительством 6,5 трлн. долл. на валютный рынок обеспечил 50% обесценение рубля, 10% обвал денежного предложения, а также спровоцировал сильнейший дефицит кредитных ресурсов в экономике и кризис ликвидности, в результате чего ставки по краткосрочным кредитам (на 7 дней) даже для крупнейших банков подскочили с 4,5-5% до 25-30%.

В таком случае не приходится удивляться тому, что в 1-м квартале 2009г. обвал ВВП России превышал 11,8%, промышленность падала на 18%, обрабатывающие производства сократили выпуск на 25-30%, наукоёмкие отрасли (станкостроение, машиностроение, автомобилестроение и т.д.) обвалились на 55-80%, инвестиции в основной капитал сжались на 24%, а более 67% предприятий стали убыточными.

Являясь, по сути дела, единым целым с правящей в стране компрадорской олигархией, российские власти были вынуждены пойти на поводу у крупного сырьевого бизнеса и банков – вместо оказания финансовой поддержки реальному сектору экономики, поддержания промышленных и аграрных предприятий, российские чиновники выделили более 6,5 трлн. рублей крупным приближенным к власти госбанкам и олигархическим структурам, которые те пустили либо на рекордные выплаты дивидендов, либо на спекулятивные валютно-финансовые операции.

По сути дела, совершенно ничто не мешает российским компрадорским бизнесменам и в этот раз пойти на аналогичный шаг, увязав возможность получения компенсации от государства за многократное завышение ими же самим сметных затрат и пересмотр финансового плана с вводом объектов олимпийской инфраструктуры в намеченные сроки. Принимая во внимание тот факт, что правительство России обещает провести первые испытательные соревнования и заезды на возводимых олимпийских объектах уже в начале октября, такой шаг видится весьма вероятным.

Таким образом, российские чиновники, критически значимая часть которых воспринимает государственную службу как источник личного обогащения и активно участвует в процессе хищения бюджетных средств на строительстве олимпийских объектов, сами поставили себя в тупик.

Необходим жёсткий финансовый контроль за выделяемыми ресурсами

На самом деле, решить возникшую проблему крайне просто – правительству следует согласиться в полном объёме компенсировать все убытки, которые понесли частные инвесторы. Но при одном условии – только в том случае, если российские «эффективные собственники» с «кристально чистой репутацией» согласятся провести комплексную проверку и независимый аудит всей сметной документации с раскрытием всех финансовых трансакций, предоставлением данных о себестоимости выполненных работ, проверкой контрагентов и подрядчиков и т.д.

И для этих целей требуется привлечь Счётную Палату (которая уже отчитывалась о масштабных хищениях на «олимпийской стройке» и срыве сроков ввода объектов в эксплуатацию), Главное Контрольное Управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление Минфина, УБЭП и т.д. В таком случае, я больше чем уверен, что российские частные инвесторы, умышленно занижавшие сметы затрат при рассмотрении заявок, а затем активно раздувавшими свои издержки для их последующей компенсации за счёт кармана налогоплательщиков, в течение нескольких дней признают свою безусловную ответственность за неправильно составленные бизнес планы и финансовые модели, а вопрос о компенсации их «убытков» автоматически закроется раз и навсегда.

Надо сказать, что когда в 1998г. после краха пирамиды ГКО-ОФЗ и саморазрушения политики компрадорского разграбления госсобственности и бюджета к власти при поддержке КПРФ пришёл патриотично настроенный кабинет Примакова-Маслюкова-Геращенко, российские естественные и псевдо естественные монополии попытались оказать на него давление, потребовав провести ускоренную индексацию тарифов на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки и т.д. Кабинет Примакова выслушал доводы монополистов о необходимости развития производства и согласился повысить тарифы при встречном требовании раскрыть структуру себестоимости оказываемых услуг, механизм ценообразования и компоненты так называемого инвестиционного тарифа. Этой простой и вполне рыночной просьбы стало вполне достаточно, чтобы Газпром, РЖД, РАЭ ЕЭС и прочие паразитирующие на теле государства монополии надолго забыли о своём желании поднимать цены на базовые услуги для населения и товаропроизводителей.

Но для этого нужно быть готовым ударить по рукам не только Интерроса, Газпрома, РЖД, Базового Элемента и прочих крупных сырьевых гигантов и монополистов, которые имеют колоссальную поддержку в высших эшелонах власти и, судя по всему, находятся в сговоре со своими покровителями в Кремле и Правительстве. Для того, чтобы умерить аппетиты российских олигархов и провести независимый аудит их финансово-экономической деятельности, нужно быть готовым наступить на карман крупным чиновникам и наказать виновных за то, что Олимпиада в Сочи уже не только стала самой дорогой олимпиадой в мире, но и превратилась в отмывочную станцую по перекачиванию бюджетных средств.

Аналогичные вопросы можно задать и по многим другим крупным инвестиционным проектам государства, начиная от многократного завышения сметных затрат при строительстве веток «Северного потока» и нефтяной трубы ВСТО и заканчивая подготовкой к саммиту АТЭС во Владивостоке, затраты на который за 4 года подскочили в 7 раз и превысили отметку в 600 млрд. рублей. Мало того, что часть объектов толком так и не ввели в строй, а проезд по «золотому» мосту на остров Русский перекрывали несколько раз даже во время приезда премьера Медведева, так ещё никто толком не может объяснить многократное превышение сметных расходов иначе, как масштабной коррупцией и расхищением бюджетных средств.

Родовая травма компрадорской олигархии

На самом деле, нет ничего удивительного в том, что крупные российские олигархи, имеющие колоссальную поддержку в высших эшелонах власти и прекрасно известные общественности ещё по незаконному разграблению государственной собственности во время фиктивных кредитно-залоговых аукционов 1995-1996гг. (что прекрасно с цифрами и фактами в руках показал бывший заместитель председателя Счётной Палаты Юрий Болдырев) и масштабному раздербаниванию бюджетных средств в рамках пирамиды ГКО-ОФЗ, потребовали компенсировать их надуманные убытки.

Насколько можно судить, это яркое проявление «родовой травмы» подавляющей части крупных российских капиталистов, которые построили свои бизнес-империи не благодаря предпринимательским способностям и талантам, а благодаря приближенности к компрадорской властной элите тех лет и хищническому разворовыванию государственной собственности: природных недр, государственных предприятий, финансовых ресурсов бюджета и т.д. Эти люди, гордо именуемые принадлежащими им же самим СМИ «капитанами бизнеса», не способны к созидательному труду, развитию производства, повышению эффективности бизнеса, созданию высокотехнологичной продукции и созданию добавленной стоимости.

Единственное, что они способны делать с блеском, так это заниматься паразитической распродажей невосполнимого минерального сырья, выстраивать многоступенчатые схемы по уклонению от уплаты налогов, урезать заработную плату и без того нищим рабочим, выбивать разного рода субсидии от государства и вывозить поступающие в страну нефтедоллары в оффшоры для демонстративного потребления в фешенебельных странах.

И это не просто слова: за период 2000-2011гг. только по официальным данным Банка России совокупный объём вывоза капитала в рамках сомнительных внешнеэкономических операций превысил отметку в 272,9 млрд. долл., что эквивалентно 85% федерального бюджета и 14,5% ВВП России в 2011г. Речь идёт о невозврате экспортной выручки, непоступлении товаров и услуг в счёт импортных контрактов и предоплаты по ним, фиктивных финансовых операциях и т.д.

Ещё 82,9 млрд. долл. составил вывоз откровенно криминальных активов и прибылей российских олигархов и коррумпированных чиновников, которые не смог классифицировать даже Банк России. Всего же совокупный объём вывоза капитала со стороны крупных российских предпринимателей, сырьевых олигархов и монополистов только за последние 11 лет оценивается в 500-550 млрд. долл., а с учётом фиктивных операций с импортом услуг, предоставлением кредитов аффилированным компаниям и уплатой дивидендов эта сумма превышает 750-850 млрд. долл. (порядка 50% ВВП России).

При желании, на эти средства можно было бы построить новую Россию, провести комплексную модернизацию находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры (износ свыше 80-85%), реализовать масштабное обновление изношенных на 60-70% основных фондов в обрабатывающей промышленности и возродить отечественное наукоёмкое производство, объёмы выпуска которого в 3-5 раз ниже отметок 1990г., износ мощностей не превышает 75%, а капитальные вложения в которое сжалось в 2-3 раза.

Ложь олигархов – индульгенция на грабёж

При этом российские олигархи, с огромным удовольствием проедающие остатки научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала российской экономики, доставшиеся её ещё от СССР, очень любят прикрывать свою собственную профессиональную непригодность, криминальную сущность и неспособность конкурировать на равных с иностранными корпорациями разговорами про низкую производительность труда российских работников и низкое качество их трудовых навыков.

При этом сами они не хотят говорить о том, что на протяжении последних 15-20 лет российские «эффективные собственники», ради создания которых Гайдар, Чубайс и прочие либеральные фундаменталисты окунули в нищету 85% населения и разрушили экономику в 90-е годы, занимаются элементарной хищнической эксплуатацией доставшейся им по сути дела за бесценок государственной собственности.

Об это наглядно свидетельствуют официальные данные Росстата и МВФ — за период 1990-2011гг. реальный объём накопления основного капитала в экономике России в виде нефинансовых инвестиций в модернизацию производства и обновление производственно-сбытовых мощностей сократился на 52%, тогда как потребление домашних хозяйств подскочило в 2,65 раз, а стоимостная оценка экспорта в постоянных ценах (т.е. с учётом инфляции) выросла в 1,51 раз. Одновременно с этим объём добавленной стоимости в производственном секторе в реальном выражении за последние 21 год сократился на 17,5%, что выглядит откровенно провально на фоне 58% прироста импорта.

Другими словами, приближенные к власти олигархи, которые так любят рассуждать о своих замечательных талантах и предпринимательских способностях, забывают сказать, что вместо реальной модернизации производства, расширения и обновления производственных мощностей, выстраивания вертикально-интегрированных цепочек создания добавленной стоимости и повышения конкурентоспособности производимой ими продукции и всей экономики России, они занимались элементарным проеданием доставшегося со времён СССР инфраструктурного, производственного и научно-технического наследства.

Согласно расчётам академика Дмитрия Львова и оценкам независимых экономистов (М. Ершова, М. Мусина, В. Катасонова, С. Губанова), более 73% всей добавленной стоимости в российской экономике создаётся благодаря эксплуатации так называемой природно-сырьевой ренты, извлекаемой российскими олигархами за счёт бесконтрольного выкачивания нефти, газа, металлов и прочего невосполнимого сырья. Ещё 22% прироста добавленной стоимости приходится на рабскую эксплуатацию трудовых ресурсов – свыше 70% населения имеют трудовые доходы ниже 20 тыс. рублей, а 60% граждан по данным Института Социологии РАН относятся к бедным слоям населения. И лишь 5% прироста ВВП обусловлено так широко разрекламированными в либеральных СМИ «менеджерскими талантами» российских олигархов и монополистов, контролирующих порядка 75-80% крупной собственности в российской экономике,63% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% всех прибылей экономики.

В этой связи не удивительно, что в России, несмотря на все разговоры про построение «рыночной экономики» и развитие «человеческого капитала», на протяжении всех лет либерального погрома экономики и социальной сферы удельный вес оплаты труда в ВВП колеблется в диапазоне 40-48% ВВП, тогда как в экономически развитых странах (США, ЕС, Япония и т.д.) превышает 75-80%, а 60% населения не могут позволить себе элементарно купить бытовую технику без кредита (европейский уровень бедности).

Владислав Жуковский, независимый экономист — специально для KPRF.RU

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031