Будьте честными перед собой. В Госдуме делили и перераспределяли сотни миллиардов

Средства всплыли в конце года, и минфин впопыхах разбросал их по расходным статьям. Ритуал, заведенный Кудриным, продолжает его преемник министр А. Силуанов.

Щедрые вливания от минфина получили «дочки» ВЭБа (Внешэкономбанк) – 25 млрд, Фонд прямых инвестиций – 62 миллиарда. Крохи достались селу – 2,3 млрд, социальной сфере – 6 млрд, на помощь бюджетам регионов выделено 7,6 миллиарда. Дополнительные средства получит небезызвестная корпорация «Фонд ЖКХ». Решено больше уделить внимания Дальнему Востоку. На развитие его дорожной инфраструктуры отпущено 10 миллиардов. На другие дальневосточные программы, по мнению минфина, деньги будут браться через Фонд прямых инвестиций и ВЭБ. Эта схема вызвала резкую критику дальневосточника Сергея Штогрина (КПРФ). Он представляет в Госдуме Хабаровский край и Еврейскую автономную область. Для чего нужны банковские посредники в виде ВЭБа и разных фондов, удивлялся депутат. Есть же недавно созданное министерство по развитию Дальнего Востока. В его распоряжение и нужно направить средства, которые без посредников пойдут на конкретные программы. Что не удастся освоить в этом году, перейдет на будущий. Но уже то, что минфин за полтора месяца бросился делить и перераспределять солидные бюджетные суммы, воспринимается Госдумой уже с раздражением. Эту практику завел Кудрин, который привык править бюджетные статьи в течение всего планового года. В результате дополнительные средства или не успевали осваивать, или растаскивали кто как мог. Во многом на этой практике, считают специалисты, и взращивалось воровство. Коммунисты задавали министру финансов А. Силуанову вопрос: как он расценивает раскрытые факты разворовывания государственных средств в «Оборонсервисе» – называется уже сумма свыше 5 млрд рублей, на подготовке саммита АТЭС – 15 млрд, на ГЛОНАСС – 6,5 миллиарда? Силуанов ответил, что был шокирован… Но какой толк от сильных эмоций министра? Он не мог не понимать, что бюджетное планирование должно быть точным и понятным, расходование средств должно быть открытым и подконтрольным парламенту, общественности. Тогда растаскивание бюджета по карманам будет невозможным. В России же правительственные либералы закрыли все бюджетные процессы от глаз людских; депутатам оставлена функция механического голосования за то, на что укажет минфин, замкнувший на себе и планирование, и распределение. Контроль из реального стал виртуальным. Примерно то же сказал о бюджетной работе минфина и глава Счетной палаты С. Степашин: «ошибки прогнозирования макроэкономических показателей», «невысокое качество бюджетного планирования», «неточные расчеты доходов от приватизации – ожидали получить 300 млрд рублей, а получили всего 50 млрд», «снижает прозрачность бюджетного процесса и народно-хозяйственный эффект». Степашин призывал минфиновцев «быть честными перед собой» и признаться, что за оставшиеся до конца года дни «трудно по-настоящему рачительно распорядиться дополнительными ресурсами». На инвестиционные нужды направляется большая часть перераспределяемых доходов, но как раз «по этой статье средства осваиваются наименее ритмично». Он усомнился в правильности минфиновского решения пополнить за счет бюджета уставные капиталы различных акционерных обществ. И предупредил, что с такими приоритетами – банки и фонды на первом месте – минфин рискует завалить социальные указы президента от 7 мая. Депутат С. Калашников не церемонился с терминами: посредничество банков и фондов в получении бюджетных денег на запланированные расходы он назвал «воровской схемой». Наглядные доказательства его слов страна видит в эти дни. Депутаты обратили внимание на то, как заваливают указы президента. В. Путин требовал развивать спорт, а подраздел «Массовый спорт» сокращается на миллиард 105 миллионов за счет снижения софинансирования по проекту «Вовлечение в регулярные занятия физкультурой и спортом социально незащищенных слоев населения». «Сокращается то, что должно сделать спорт массовым». Отмечалось: «Этим законопроектом вносятся изменения в 74 подраздела, но не так давно, в июне, уже вносились изменения в 77 подразделов. И что получается? Сейчас по «Общегосударственным вопросам» расходы снижаются на 15,8 млрд, а в июне они были увеличены на 41 млрд; по «Национальной обороне» сейчас снижение на 19 млрд, а в июне увеличивали на 17,9 млрд; «Безопасность и правоохранительная деятельность» – снижаем на 23 млрд, а недавно увеличивали на 18 млрд; «Национальная экономика» – было увеличение на 242 млрд, потом снизили на 38 млрд». Депутатов поражает логика действий правительства. Как показала думская полемика, «логику» минфина отказываются понимать многие. Единоросс А. Макаров, он же телешоумен и адвокат, оправдывал минфин тем, что появились дополнительные деньги, – разве ж это плохо? Но почему они появились в конце года, когда эти деньги легче разворовать, чем освоить по назначению? Между А. Макаровым и О. Дмитриевой («СправРоссия») вспыхнула перепалка относительно прогнозирования бюджета. О. Дмитриева напомнила, что она предлагала альтернативный проект бюджета на 2012 год. Сейчас видно, что он значительно точнее, чем минфиновский. Но Макаров вместе со всей «Единой Россией» автоматически голосует за вариант минфина, не давая никакого шанса быть услышанным иному мнению. Единороссы не желают признавать своих партийных ошибок, которые в совокупности с минфиновскими выдают регулярно на-гора сырой бюджет, который не исполняется, успешно разворовывается, и никто не несет за это ответственности. В этом году едва на 20% будут исполнены федеральные целевые программы, ряд расходных статей, касающихся здравоохранения. Но минфин об этом даже не вспоминает. Чем не перестает козырять финансовое ведомство, так это резервы, куда отправляется значительная часть нефтегазовых доходов. В Резервном фонде накопилось 2 трлн 801,4 млрд рублей, или 4,6% ВВП. В Фонде национального благосостояния – 2 трлн 763,2 млрд рублей, или 4,5% ВВП. Общий объем «подушек безопасности» – более 9% ВВП. «Мы их не будем проедать, – пояснял А. Силуанов, – …если не хватает, то заимствуем… немного заимствуем, всего семь миллиардов долларов». Однако вопрос Тамары Плетнёвой (КПРФ) поставил министра в тупик. «Значит, получив зарплату, я должна положить ее на сберкнижку, а жить на занятые деньги? То есть поступать так, как минфин строит финансово-бюджетную политику в стране?» А. Силуанов вскинулся в удивлении. А потом задумчиво произнес: «По поводу книжки – хороший вопрос… Но мы же не все доходы откладываем. Мы только часть откладываем. А насчет займов…» Министр замялся, пытался жестами что-то изобразить, но не смог. В ходе всего обсуждения слышались возгласы: «Что мы обсуждаем?» В стране несколько бухгалтерий: радужная – у минфина и реальная – у аудиторов, депутатов от оппозиции и честных экономистов. Непрозрачный, непродуманный, неточный, окруженный паразитирующими банками-посредниками, неэффективный – так характеризовался большинством выступающих думцев минфиновский законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 года и 2014 годов» по уточнению параметров бюджета на 2012. Но это не помешало единороссам и жириновцам дружно проголосовать за его принятие (294) не только в первом чтении, но и в целом. КПРФ – единственная думская фракция, которая консолидированно высказалась против такого закона. В рядах справроссов мнения разошлись. Несмотря на то что от имени фракции прозвучала критическая оценка минфиновской дележки бюджетных средств, десять их депутатов уклонились от голосования, а некоторые даже проголосовали за. Без ответа со стороны минфина осталось требование, высказанное Счетной палатой и рядом депутатов о введении парламентского контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. Но руководящие либералы, расплодившие коррупцию и воровство, не созрели еще для того, чтобы допустить народных представителей до контроля казны. Она остается по-прежнему беззащитной перед нечистыми на руку прохиндеями.

Парламентская хроника Галины ПЛАТОВОЙ

Цена билета на Олимпиаду Госдума приняла (за – 396) в первом чтении законопроект об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Минспорта загодя спешит создать некоторые заслоны жульничеству, которое может развернуться вокруг продажи билетов на соревнования и зрелища. По предварительным оценкам минспорта, в дни Олимпиады ежедневно спортивные объекты будут посещать более 75 тысяч зрителей. Всего на сочинской Олимпиаде состоится 186 стартов в пятнадцати видах спорта. Около 60% билетов будут иметь повышенный спрос. Международный олимпийский комитет уже установил в соответствии со своими полномочиями цены на продажу билетов. Минимальная цена составит 500 рублей в горном кластере и тысячу рублей – в прибрежном. Максимальная цена билетов на финальные старты составит 2 тысячи 880 рублей в горном и 6 тысяч 500 рублей в прибрежном кластере. Цена билета на церемонии открытия – от 6 тысяч рублей. Коммунисты сочли завышенной цену билетов от 6 тысяч рублей, учитывая, что народ в России, да и непосредственно в Сочи, небогатый. Наш корр.

Газета «Советская Россия»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031