Независимый экономист Владислав Жуковский: Новый бюджет России поставит крест на модернизации

Нынешний бюджет в принципе нереализуем из-за неадекватности базовых макроэкономических предпосылок.

В качестве базового сценария власти заложили среднегодовые темпы роста российской экономики в размере 4,2% на протяжении 2013-2015гг., а темпы роста инфляции в размере 5,5% в 2013г. и по 5% в 2014-2015гг. В связи с тем, что озвученные цифры в принципе не достижимы уже сейчас можно говорить о том, что бюджет на ближайшие 3 года является фикцией и попыткой выдать желаемое за действительное. Рассматриваемый Думой бюджет нежизнеспособен изначально в силу неверных оценок макроэкономической ситуации и провалится уже в середине 2013г.

Притом что темпы роста российской экономики обвалились с 4,9% в первом квартале 2012г. до едва заметных 2,3% в октябре даже на фоне стабильно высоких цен на нефть. К концу года МЭР ожидает увидеть в самом лучшем случае менее 3,5%, а в 2013г. рост не превысит 3,7%. МВФ понизил прогноз роста российской экономики до 3,8%, а Всемирный Банк и Еврокомиссия даже в случае сохранения высоких цен на нефть ожидают увидеть в России темпы роста менее 4%.

Одновременно с этим годовые темпы роста инфляции на фоне произвола монополистов, коррупционных поборов, удорожания кредитов и завышения цен на товары со стороны перекупщиков подскочили с 2,5-3% в первые месяцы 2012г. до 6,5% по итогам октября. Совершенно очевидно, что заложенный в бюджет прогноз по инфляции на ближайшие 3 года в размере 5-5,5% является в чистом виде маниловщиной и не имеет никакого отношения к действительности. При реальной «социальной инфляции» для 70% населения с доходами ниже средней заработной платы по стране в размере 12-17% это означает, что и без того сокращающееся финансирование экономики, социальной сферы и ЖКХ сожмётся дополнительно на 27-30%.

Антисоциальный бюджет – залог обнищания населения

На фоне непрекращающихся рассуждений правящих властей о «безусловном исполнении социальных обязательства» происходит беспрецедентное с середины 1990-х годов урезание расходов на науку, образование, здравоохранение и социальную поддержку населения. Власти продолжают целенаправленно перекладывать социальные расходы на плечи и без того нищего в большинстве своём населения, реализуя курс на скрытую приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг.

Даже с учётом многократно заниженной в целях политкорректности и экономии бюджетных средств прогнозной инфляции в 2013-2015гг. расходы федерального бюджета в целом сократятся на 11,8%. Финансирование национальной экономики сожмётся на 17,9%, образования – на 21,7%, культуры – на 13,1%, СМИ – на 44,2%, здравоохранения – на 43,2%, охраны окружающей среды – на 10,2%, а находящейся в аварийном состоянии ЖКХ с износом свыше 80% — на целых 43,8%.

Продолжение политики «монетизации льгот» и скрытой приватизации бюджетной сферы уже привели к тому, что даже базовые услуги дошкольного, школьного и высшего образования, а также культуры, отдыха и здравоохранения стали недоступной роскошью для 60% населения России, которых Институт Социологии РАН относит к бедным и нищим слоям населения. Принятие поправок в ФЗ-83, введение образовательного стандарта вкупе с урезанием бюджетного финансирования социальной сферы провоцирует рост платности социальных услуг и падение качества жизни населения.

Бюджет утраченной конкурентоспособности и упадка

Совершенно непонятно, о какой модернизации экономики и равной конкуренции России на мировом рынке (особенно после втягивания на Титаник ВТО) может идти речь при нынешних приоритетах бюджетной политики. Правящие власти втянули Россию на Титаник ВТО под разговоры

В течение 2013-2015гг. правительство намерено сократить расходы на национальную экономику с 2,54% до 2% ВВП, на науку и образование – с 0,91% до 0,69%, на здравоохранение — с 0,74% до 0,44%, на ЖКХ – с 0,21% до 0,12%, на физическую культуру и спорт – с 0,08% до 0,04%, на социальную политику – с 5,96% до 5,5%, а на охрану окружающей среды – с 0,04% до 0,03%.

Кроме того, в рамках статей на поддержку национальной экономики власти планируют урезать реальные расходы (с учётом официальной инфляции) на сельское хозяйство на 6,3%, на транспорт – на 39,1%, на связь и информатику – на 48,8%, на общеэкономические вопросы – на 31,8%, на водное хозяйство – на 24%, на лесное хозяйство – на 10,3%, тогда как финансирование ТЭК сократится аж на 98,8%. Притом что под неутихающие разговоры о модернизации и инновациях бюджетное финансирование исследований космического пространства подлежит урезанию на 15,7%, а прикладные научные исследования не досчитаются аж 32,6%.

Ещё ни одной стране в мире не удалось провести технологическое перевооружение производства, модернизировать экономику и избавиться от «сырьевого проклятия» за счёт урезания бюджетных расходов на развитие научно-технического потенциала, . Успешный опыт США, стран Европы, Японии, «азиатских тигров» и, безусловно, Китая говорит о том, что только наращивание государственных расходов на развитие человеческого капитала вкупе с ограничением коррупционного беспредела и ужесточением контроля за расходованием бюджетных средств способно дать толчок модернизации и инновациям.

Но отнюдь не бездумное накопление средств на чёрный день, которые со временем превращаются в гробовые деньги – борясь за стабильность и спокойствие, нужно понимать, что самое спокойное место находится именно на кладбище. И именно туда правящие власти, насколько можно судить по их поступкам, ведут отечественную экономику. Неудивительно, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20-лет псевдорыночных преобразований обвалились в 3-20 раз, доля высокотехнологичной продукции в структуре промышленного производства сжалась с 45-50% до 7%, а удельный вес России в мировом производстве наукоёмких товаров упал с 6,5-7% до 0,3%.

Повышение обороноспособности и национальной безопасности – очередной миф

Даже широко разрекламированное повышение расходов на обороноспособность и национальную безопасность, ставшую лозунгом правящих властей и партии покойной тишины, оказалось фикцией и банальным блефом. За ближайшие 3 года с учётом официальной оценки инфляции реальные расходы на национальную оборону, парализованную судорогой коррупции и масштабными хищениями, подлежат урезанию на 10,4%, тогда как бюджетное финансирование обеспечения национальной безопасности будет сокращено на 11,4%. В связи с чем удельный вес расходов по обоим направлениям подлежит урезанию с 1,51% до 1,29% ВВП и с 2,39% до 2,01% ВВП соответственно.

Громкие коррупционные скандалы в Министерстве обороны, хищение свыше 6 млрд. рублей (третья часть бюджета всей программу) на программе ГЛОНАСС, непрекращающиеся долгие годы срывы гособоронзаказа наглядно демонстрируют, что даже эти деньги не доходят до ВПК и военных. По экспертным оценкам

Бюджет спекулянтов и ростовщиков

Складывается устойчивое впечатление, что правительство и Минфин осознанно и без всяких на то оснований втягивают Россию в долговую кабалу, превращая бюджет в инструмент перераспределения национального богатства и средств налогоплательщиков в пользу ростовщиков и спекулянтов.

Согласно предложенному проекту бюджета в течение ближайших 3 лет расходы федерального бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга подскочат с 426,6 до 513,7 млрд. рублей, тогда как ещё в 2011г. на процентные платежи и погашение тела кредита выделялось менее 262,7 млрд. рублей. По этой причине доля средств, перераспределяемых правительством в карманы спекулянтов и банкиров, подскочит с 0,48% до 0,62% ВВП.

Правительство втягивает Россию в долговую кабалу, планируя увеличение внешних и внутренних заимствований на 55-70%, в условиях, когда у Минфина на счетах в коммерческих банках и Банке России без дела лежит практически 7 трлн. рублей. Этих средств вполне достаточно, чтобы почти 7 месяцев правительство могло вообще не собирать никакие налоги и при этом в полном объёме финансировать все взятые на себя обязательства.

Россия всё плотней садится на нефтяную иглу

Все разговоры про снижение сырьевой зависимости оказались блефом и хорошо продаваемым предвыборным пиаром – Россия продолжает оставаться сырьевой колонией Запада и рынком сбыта для продукции глобальных корпораций, в результате чего больше половины всех расходов

В бюджете предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013г. составит 9,7% ВВП, в 2014г. — 8,7% ВВП, а в 2015г. — 8,5% ВПП. Аналогичные заявления российскими чиновниками делались и ранее, что не помешало ненефтегазовому дефициту бюджета превысить отметку в 9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в кризисном 2010г. Тогда как ещё в 2000-2005гг. в России наблюдался ненефтегазовый профицит бюджета в размере 0,7% ВВП. По итогам 2012г. этот показатель должен составить не менее 9,5% ВВП или практически половину всех расходов, что ставит всю российскую бюджетную систему, а с ней социальные расходы и планы по модернизации в критическую зависимость от цен на нефть и биржевых игр глобальных спекулянтов.

Ещё накануне кризисного обвала 2008г. правительство планировало ограничить предельно допустимую величину ненефтегазового дефицита федерального бюджета на уровне 3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г. без учёта нефтегазовых доходов дефицит составил 6,4% ВВП, а в разгар кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что ещё в 2007г. ненефтегазовый дефицит не превышал отметку в 3,7%.

«Бюджетное правило» – крест на модернизации

В течение «тучных нулевых» вместо ускоренного развития несырьевых секторов экономики, возрождения наукоёмких производств и обрабатывающей промышленности высоких переделов, что позволило бы существенно снизить избыточную зависимость бюджета в целом и уровня жизни подавляющей части населения от цен на нефть, российские власти предпочитали проедать нефтедоллары. Вместо стимулирования отраслевой диверсификации экономики и создания дополнительных источников бюджетных доходов, кремлёвские чиновники и правительство всё плотней подсаживали и продолжают подсаживать российскую экономику на «нефтяную иглу».

Даже сейчас, в условиях обострения глобальной конкуренции и сползания мировой экономики в рецессию, вместо наращивания и без того неадекватно низких расходов на фундаментальную науку, НИОКР, образование, здравоохранение, высокотехнологичную промышленность, АПК и ЖКХ власти вводят «бюджетное правило». Которое под лозунги о «бюджетной стабильности» будет ещё сильнее обескровливать отечественную экономику трубы, провоцируя дальнейшую деградацию производства и загнивание несырьевой промышленности.

Опыт 2000-2011гг. прекрасно продемонстрировал, что накопление резервов «на чёрный день» в ущерб финансированию отечественной экономики и развитию научно-технического потенциала лишь усиливает структурные перекосы в экономике и технологическую отсталость. Закономерным результатом финансовой политики «валютного хомяка» стало то, что в ходе кризиса 2008-2009гг. экономика России обвалилась сильнее и глубже стран G-8, G-20, БРИКС и группы стран-нефтеэкспортёров.

Идейные наследники «кудриномики» намерены продолжать изымать 3-5% ВВП из отечественной деиндустриализированной «экономики трубы» и вывозить их за рубеж, финансируя модернизацию не в России, а у стратегических конкурентов – США, ЕС, Японии и т.д. При этом Минфин по-прежнему вместе с Банком России планирует размещать средства налогоплательщиков под 1,5-2% в долговые бумаги США и ЕС, а затем российские банки и компании будут занимать за рубежом российские же деньги под 7-8%.

Только в 2011г. потери Российской экономики от «ножниц процентов» превысили 35-40 млрд. долл., а Банк России оценивает чистые инвестиционные потери российской экономики в одном только 2011г. в размере 50,7 млрд. долл. — 1,5 трлн. рублей или совокупные расходы правительства на науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт, СМИ и ЖКХ. Всего же за период 2000-2011г. чистый отрицательный результат (убыток) России от уплаты процентов, дивидендов, ренты и прочих доходов на капитал иностранным кредиторам и оффшорным акционерам превысил отметку в 303,1 млрд. долл. Вкупе с чистым вывозом капитала частным сектором (298,3 млрд. долл.) и вывозом капитала государством по линии накопления валютных резервов (459,9 млрд. долл.), чистые финансовые убытки России от хронического нежелания правительства финансировать отечественную экономики и создавать мощную национальну. инвестиционно-банковскую систему превысили 1,061 трлн. долл. Это эквивалентно 3 годовым бюджетам России в 2011г. и 60% ВВП страны.

Нежелание ограничить воровство, коррупцию и боязнь ударить по рукам олигархов душит экономику

По-прежнему только по прямому методу практически 60% доходов бюджета обеспечивается за счёт нефтегазовых платежей. С учётом косвенных эффектов от просачивания нефтедолларов в экономику на долю нефтегазовых доходов приходится не менее 75% всей доходной части бюджета.

Российские власти в угоду коррумпированным чиновникам и компрадорской олигархии наотрез отказываются от демонтажа позорной налоговой системы, при которой бедные платят за богатых. Россия является единственной крупной экономикой в мире, где на практике применяется регрессивная по своей сути шакала налогообложения населения. Совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для 80% населения с доходами менее 33 тыс. рублей составляет 43% — 30% социальные платежи и 13% в виде НДФЛ. Тогда как в силу наличия верхней границы отсечения, а также активному использованию разного рода дивидендных схем, вывозу капитала в оффшоры и регистрации фирм-однодневок 1% населения России (олигархи и коррумпированные чиновники), концентрирующий свыше 85% крупной собственности в России, платят не более 10-13%.

Кроме того, власти по-прежнему наотрез отказываются от пересмотра НДС и рассматривают его в качестве фундамента бюджетной системы наряду с экспортными пошлинами и НДПИ. Притом что именно НДС как налог на добавленную стоимость больнее всего бьёт по наукоёмким отраслям промышленности, блокирует модернизацию и усиливает примитивизацию производства. Тогда как добывающий сектор экономики и производства низких переделов, связанные с хищнической распродаже природно-сырьевой ренты и проеданием нефтедолларов, меньше всего страдают от него.

По-прежнему сохраняется неприемлемая ситуация, при которой налогообложения труда (13%) превышает налогообложение каптала (9%), что способствует ещё большей имущественной поляризации общества и расширяет пропасть между бедными и богатыми.

Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031