Владислав Жуковский, независимый экономист: Налоговая система душит несырьевой бизнес и население России

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013», совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет – прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%,

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый финансово-экономический и производственно-технологический центр в рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%, а в «азиатских тиграх» Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, которые благодаря реализации продуманной научно-технической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики сумели вырваться из средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств, фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не перешли к политике «управляемого хаоса» и не окунули регион в кровавую бойню также демонстрировали весьма высокие темпы роста экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России практически в 2 раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах и не в предвыборных речёвках, а на деле занимается модернизацией экономики, развитием научно-технического потенциала, стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе современного и новейшего технологических укладов, налоговая нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в высоко технологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры достигает 80%.

Если удивляться весьма низкой налоговой нагрузке на Кипре (23,0%) и в Люксембурге (21%) не имеет смысла (т.к. именно статус налогового рая и оффшорной гавани помогает им привлекать крупные потоки иностранного капитала, в том числе российских сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и криминала), то предельно низкая, стимулирующая производство налоговая ставка в Грузии в размере 16,5% вызывает неподдельный интерес.

При всей степени неадекватности уже бывшего политического руководства Грузии и откровенно навязчивых русофобских настроениях местных элит, «ставленникам Пентагона» и «птенцам» Кондолизы Райс всё-таки удалось в разы повысить эффективность и прозрачность системы государственного управления, снизить масштабы коррупции и дать стимул развитию частной инициативе. Также существенно ниже фискальный пресс и в других бывших республиках СССР – в Армении не превышает 38,8%, в Казахстане – 28,6%, в Молдавии -31,2%, в Азербайджане – 40%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах нефти, чья экономика и бюджетная система, как и в России, находится в критической зависимости от динамики цен на углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на экономику в 3-5 раз ниже, чем в российской деиндустриализированной «экономике трубы». Так, эффективная ставка налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии -14,5%, в Бахрейне — 13,9%, в Катаре — 11,3%, а в Кувейте едва достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе с сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и низкой численностью населения позволяют арабским монархиям, захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки на столь низких уровнях.

Однако опыт «азиатских тигров», на глазах превращающихся в новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и высокотехнологичными производствами современного технологического уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной системой социальной защиты населения чем в России, наглядно свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2 раза. Что автоматически дало бы сильнейший импульс процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по недоразумению относимых вместе с Россией к Группе БРИК, налоговая нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке налогообложения в 54,1% в России 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и 63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии руководство Поднебесной не просто официально признало риски системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников, резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка высшего руководящего состава на федеральном, региональном и муниципальном уровне – высокопоставленные чиновники и мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского воровства суммы в 10 млн. долл. Ежегодно в России разворовывается свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются гособоронзаказы, а дальше «отставок по собственному желанию» дело не идёт.

Авторы доклада указывают, что свои выводы они сделали на основании подготовленного Всемирным Банком доклада «Doing Business», в котором по статье «Уплата налогов» Россия продемонстрировала отличные результаты, переместившись сразу на 51 место — с 105 на 64-ое место. В целом же, в рамках рейтинга «Doing Business» Россия поднялась сразу на 6 позиций, заняв «почётное» 112-ое место.

Российские чиновники

Российские чиновники в лучших традициях «либерального угара» первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять о «необходимости жить по средствам», «затянуть потуже пояса», «секвестировать непроцентные расходы» и «повысить эффективность бюджетной системы» (т.е. переложить бремя социальных расходов с государства на и без того бедное в подавляющем большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы – собираемость налогов в России не превышает 70%, тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских государствах достигает 90-92%.

За счёт повышении собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн. рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения качества администрирования налогов (способно дать свыше от 1,5 до 2 трлн. рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов олигархами и криминалом.

Следует радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны естественных монополий и, прежде всего, Газпрома, который превратился во внутренний карман и «чёрную кассу» российских коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд. рублей, что позволит удвоить расходы на науку и образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении качества администрирования налоговых сборов. По оценкам Счётной Палаты только в 2011г. объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики «затянуть пояса» и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет.

По вполне понятным причинам ни слова не говорится и необходимости радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Людоедская социальная политика

Одновременно с этим в России по-прежнему продолжает реализовываться откровенно людоедская и противоречащая планам модернизации экономики налоговая политика, в рамках которой 60% бедного населения Россия оплачивает безбедное существование 15-20% наиболее обеспеченных граждан, удачно встроившихся в паразитическую модель «экономики трубы» и проедания нефтедолларов.

Под руководством нынешних властей в угоду коррумпированным чиновникам и компрадорской олигархии Россия стала, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, претендующей на звание социально ответственного государства и самостоятельную роль на мировой арене, в которой де-факто действует регрессивная шкала налогообложения граждан.

В рамках существующей налоговой системы фискальная нагрузка на бедные слои населения в разы превышает нагрузку на наиболее богатую часть общества, что лишь провоцирует дальнейшее обнищание россиян, расширение имущественной пропасти и рост социальной напряжённости. Современная Россия стала страной, в которой 85% населения России, которых накануне больших государственных праздников именуют «народом» и чьи доходы не дотягивают до средней заработной платы по России (26,5 тыс. рублей), оплачивают роскошную жизнь и демонстративное потребление абрамовичей, дерипасок, усмановых, а также прочих олигархов, коррупционеров и обслуживающего их персонала.

Для 60% населения России, которые Институт социологии РАН относит к бедным и нищим слоям населения с официальными доходами менее 15 тыс. рублей в месяц, средняя нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43%. Из которых 13% приходится на подоходный налог (НДФЛ), а ещё 30% составляет льготная ставка по социальным взносам, установленная на период до конца 2012г. В 2013г. размер социальных взносов с высокой долей вероятности будет повышен до 33%, что лишь увеличит налоговую нагрузку на львиную долю и без того бедного населения России, искусственно удерживаемое коррумпированными чиновниками в нищете и «предбаннике» общества потребления.

При этом надо особо отметить тот факт, что реальная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда 10% наиболее обеспеченных граждан России с доходами свыше 45 тыс. рублей в месяц (а в особенности 5% наиболее состоятельных граждан, владеющих 90% всей крупной собственности в российской экономике) не превышает 10-15%. В случае же, если речь идёт о крупных российских сырьевых олигархах, руководителях инфраструктурных монополий и коррумпированных чиновниках, то благодаря активному использованию оффшорных юрисдикций, дивидендных схем и создания подставных юридических лиц их налоговое бремя может вообще не превышать 5-7%.

Таким образом, под неутихающие разговоры о «социальной справедливости», «развитии человеческого капитала» и «повышении перераспредилительной функции бюджета» имеет место ситуация, при которой бедные платят за богатых, а социально незащищённые слои населения де-факто обеспечивают демонстративное потребление 5-10% наиболее богатой части населения России. Самое удивительное состоит в том, что находящиеся у руля финансово-экономическим блоком идейные последователи «рыночных фундаменталистов» чуть ли не ежемесячно объясняют столь вопиющую социальную несправедливость наличием каких-то мифических высоких государственных интересов.

По мнению отечественных чиновников, превративших госслужбу в инструмент гарантированно безнаказанного обогащения и перекачивания нефтедолларов в оффшорные банки, недопустим уход от сегодняшней людоедской плоской (на самом деле регрессивной) шкалы налогообложения к принятой во всём мире прогрессивной шкале. Объясняется это тем, что повышение налогового бремени на привыкших жить в тепличных условиях олигархов и обслуживающих их интересы чиновников, создавших на территории России налоговый рай для компрадорского бизнеса, спровоцирует резкое падения уровня собираемости налогов и поступлений в бюджет.

Однако отечественные бюрократы, перераспределяющие в свои карманы, а также в карманы аффилированных с ними бизнесменов и олигархов от 30 до 60% бюджетных расходов России, ни слова не говорят о том, зачем в принципе они нужны обществу. Чиновники тактично забывают указать на тот факт, что контроль за собираемостью налогов, борьба с сокрытием доходов и предотвращение ухода капитала в тень входят в состав конституционных обязанностей самих чиновников.

Ни в одной крупной экономически развитой стране мира (начиная от США и Канады и заканчивая Германией, Францией и Великобританией) невозможно представить себе ситуацию, при которой чиновник открыто снимает с себя ответственность за уклонение от уплаты налогов и своей собственной преступной халатностью (либо профессиональной непригодностью и злым умыслом) объясняет невозможность отказа от системы, при которой бедные оплачивают красивую жизнь богатых.

Прикрываясь пространными рассуждениями о налоговой кривой Лаффера и рисках массового ухода в тень и сокрытия доходов в случае введения цивилизованной системы повышенного налогообложения наиболее обеспеченных граждан, коррумпированные чиновники, насколько можно судить, просто-напросто занимаются защитой шкурных интересов наиболее состоятельной части общества (прежде всего, сырьевых олигархов, монополий и финансовых спекулянтов).

По какому-то удивительному стечению обстоятельств в США, Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах и прочих экономически развитых государствах, повышающих налоговую нагрузку на наиболее состоятельную часть общества, прогрессивная шкала налогообложения не мешает чиновникам исполнять свои служебные обязанности: собирать налоги бороться с сокрытием доходов.

Беда российских чиновников состоит в том, что они настолько тесно и плотно срослись коммерческими и даже семейными узами с крупным компрадорским олигархическим капиталом, монополистами всех мастей и криминалом, что исполнение служебных обязанностей и повышение уровня жизни 80% населения России вступает в непреодолимые противоречия с их шкурными коррупционными интересами и интересами контролирующего их капитала.

Насколько можно судить, российские чиновники, критически значимая часть которых рассматривает государственную службу как инструмент безнаказанного личного обогащения, а коррупцию из общественно порицаемого недуга возвела в статус основы нынешнего государственного строя, искусственно удерживает в состоянии бедности российских граждан. Безусловно, это не та беспробудная нищета, которая имела место в период «либерального угара» и псевдо-рыночных преобразований, приведших к 11-кратному скачку бедности, 2-кратному падению ВВП, 5-кратному обвалу наукоёмких производств, многократному скачку социально обусловленных заболеваний и разрушению всей системы социальной защиты граждан.

Напомним, что в результате проведения политики целенаправленного геноцида коренных народов России в разгар «рыночного погрома» 1990-х годов, разграбления государственного имущества и хищнической эксплуатации природных недр за период 1991-2011гг. численность населения России сократилась на 6,4 млн. человек – с 148,3 до 141,9 млн. человек. Однако с учётом колоссального незаконного наплыва иммигрантов, компенсировавшего скрытое многомиллионное вымирание и выезд коренного населения за рубеж, а также социально маргинализированных, люмпенизировавших и народившихся россиян страна потеряла от 25 до 35 млн. человек.

Налоги душат производительный бизнес

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых доходов (13%). Со оказывает угнетающее воздействие на развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным («серым») схемам оплаты труда.

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%), величина которой не зависит от характера экономической деятельности предприятия и не дифференцирована в зависимости от мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов, паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для наукоёмких производств, ответственных за развитие научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей промышленности, связанным с производством высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Отсутствие налоговых стимулов для высокотехнологичных производств (станкостроение, приборостроение, ракетно-космическая и авиационная промышленность, атомная промышленность, био- и нанотехнологии, производство полупроводников и композитных материалов) делает нецелесообразной и нерентабельной любую созидательную деятельность и усиливает загнивание несырьевой промышленности высоких переделов.

В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал устремляется в добывающие производства, извлекающие природно-сырьевую ренту из под носа населения, а также финансовые спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов коррумпированных чиновников.

Именно по этой причине, согласно официальным данным Росстата, практически 50% совокупных прибылей доведённой до состояния разрухи экономики России оседает в карманах сырьевых олигархов и перекупщиков. На долю добывающего сектора приходится 23% (1,409 трлн. рублей в январе-сентябре 2012г.), а на оптово-розничную торговлю — 25,2% (1,544 трлн. рублей). А ещё 3,7% и 12,7% оседает в сфере операций с недвижимостью, а также транспортном секторе и системе связи соответственно.

Притом что как минимум 54,4% ВВП приходится на добывающие производства (10,6%), оптово-розничную торговлю (19,0%), услуги транспорта и связи (8,9%), финансовые спекуляции (4,2%), а также имеющие слабое отношение к платёжеспособному спросу и удовлетворению потребностей 85% населения России с доходами менее средней заработной платы по России операции с недвижимым имуществом и прочие услуги (11,7%). Не лучше обстоят дела со структурой капитальных вложений в основные фонды, львиная доля которых (71,4%) приходится на инвестиции в добывающие производства (22,3%), нефтепереработку (3,8%), химическое производство (2,2%), металлургию (3,3%), естественные монополии (11%), рынок недвижимости (6,9%), а также крайне коррумпированную и непрозрачную с финансовой точки зрения транспортную систему (21,9%).

Вместо того, чтобы не на словах и не в предвыборных лозунгах, а на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков научно-технического потенциала и наращивание промышленного производства, российские чиновники создают все условия для сворачивания такого рода созидательной деятельности. Вместо этого российские доморощенные либералы, искренне считающие, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и своему карману, создают налоговый оффшор на территории картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще не действует российское налоговое, миграционное и таможенное законодательство.

И это не говоря о колоссальном по своему объёму криминальном бизнесе по возврату НДС в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности, которую выстроили коррумпированные чиновники на обломках отечественной промышленности и аффилированные с ними предприниматели. Только по самым скромным экспертным оценкам, оборот рынка незаконного возврата НДС исчисляется в 350-500 млрд. рублей (порядка 10-15% всех сборов НДС в России в 2011г.). А всего объём теневого секторе экономики варьируется от 15% ВВП по официальным оценкам Росстата, до 35-50% по оценкам академиков С.Глазьева, Н.Петракова, а также экономистов В.Катасонова, М.Делягина и Ю.Болдырева

 

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013», совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет – прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%,

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый финансово-экономический и производственно-технологический центр в рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%, а в «азиатских тиграх» Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, которые благодаря реализации продуманной научно-технической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики сумели вырваться из средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств, фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не перешли к политике «управляемого хаоса» и не окунули регион в кровавую бойню также демонстрировали весьма высокие темпы роста экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России практически в 2 раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах и не в предвыборных речёвках, а на деле занимается модернизацией экономики, развитием научно-технического потенциала, стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе современного и новейшего технологических укладов, налоговая нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в высоко технологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры достигает 80%.

Если удивляться весьма низкой налоговой нагрузке на Кипре (23,0%) и в Люксембурге (21%) не имеет смысла (т.к. именно статус налогового рая и оффшорной гавани помогает им привлекать крупные потоки иностранного капитала, в том числе российских сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и криминала), то предельно низкая, стимулирующая производство налоговая ставка в Грузии в размере 16,5% вызывает неподдельный интерес.

При всей степени неадекватности уже бывшего политического руководства Грузии и откровенно навязчивых русофобских настроениях местных элит, «ставленникам Пентагона» и «птенцам» Кондолизы Райс всё-таки удалось в разы повысить эффективность и прозрачность системы государственного управления, снизить масштабы коррупции и дать стимул развитию частной инициативе. Также существенно ниже фискальный пресс и в других бывших республиках СССР – в Армении не превышает 38,8%, в Казахстане – 28,6%, в Молдавии -31,2%, в Азербайджане – 40%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах нефти, чья экономика и бюджетная система, как и в России, находится в критической зависимости от динамики цен на углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на экономику в 3-5 раз ниже, чем в российской деиндустриализированной «экономике трубы». Так, эффективная ставка налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии -14,5%, в Бахрейне — 13,9%, в Катаре — 11,3%, а в Кувейте едва достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе с сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и низкой численностью населения позволяют арабским монархиям, захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки на столь низких уровнях.

Однако опыт «азиатских тигров», на глазах превращающихся в новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и высокотехнологичными производствами современного технологического уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной системой социальной защиты населения чем в России, наглядно свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2 раза. Что автоматически дало бы сильнейший импульс процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по недоразумению относимых вместе с Россией к Группе БРИК, налоговая нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке налогообложения в 54,1% в России 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и 63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии руководство Поднебесной не просто официально признало риски системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников, резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка высшего руководящего состава на федеральном, региональном и муниципальном уровне – высокопоставленные чиновники и мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского воровства суммы в 10 млн. долл. Ежегодно в России разворовывается свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются гособоронзаказы, а дальше «отставок по собственному желанию» дело не идёт.

Авторы доклада указывают, что свои выводы они сделали на основании подготовленного Всемирным Банком доклада «Doing Business», в котором по статье «Уплата налогов» Россия продемонстрировала отличные результаты, переместившись сразу на 51 место — с 105 на 64-ое место. В целом же, в рамках рейтинга «Doing Business» Россия поднялась сразу на 6 позиций, заняв «почётное» 112-ое место.

Российские чиновники

Российские чиновники в лучших традициях «либерального угара» первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять о «необходимости жить по средствам», «затянуть потуже пояса», «секвестировать непроцентные расходы» и «повысить эффективность бюджетной системы» (т.е. переложить бремя социальных расходов с государства на и без того бедное в подавляющем большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы – собираемость налогов в России не превышает 70%, тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских государствах достигает 90-92%.

За счёт повышении собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн. рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения качества администрирования налогов (способно дать свыше от 1,5 до 2 трлн. рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов олигархами и криминалом.

Следует радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны естественных монополий и, прежде всего, Газпрома, который превратился во внутренний карман и «чёрную кассу» российских коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд. рублей, что позволит удвоить расходы на науку и образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении качества администрирования налоговых сборов. По оценкам Счётной Палаты только в 2011г. объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики «затянуть пояса» и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет.

По вполне понятным причинам ни слова не говорится и необходимости радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Людоедская социальная политика

Одновременно с этим в России по-прежнему продолжает реализовываться откровенно людоедская и противоречащая планам модернизации экономики налоговая политика, в рамках которой 60% бедного населения Россия оплачивает безбедное существование 15-20% наиболее обеспеченных граждан, удачно встроившихся в паразитическую модель «экономики трубы» и проедания нефтедолларов.

Под руководством нынешних властей в угоду коррумпированным чиновникам и компрадорской олигархии Россия стала, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, претендующей на звание социально ответственного государства и самостоятельную роль на мировой арене, в которой де-факто действует регрессивная шкала налогообложения граждан.

В рамках существующей налоговой системы фискальная нагрузка на бедные слои населения в разы превышает нагрузку на наиболее богатую часть общества, что лишь провоцирует дальнейшее обнищание россиян, расширение имущественной пропасти и рост социальной напряжённости. Современная Россия стала страной, в которой 85% населения России, которых накануне больших государственных праздников именуют «народом» и чьи доходы не дотягивают до средней заработной платы по России (26,5 тыс. рублей), оплачивают роскошную жизнь и демонстративное потребление абрамовичей, дерипасок, усмановых, а также прочих олигархов, коррупционеров и обслуживающего их персонала.

Для 60% населения России, которые Институт социологии РАН относит к бедным и нищим слоям населения с официальными доходами менее 15 тыс. рублей в месяц, средняя нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43%. Из которых 13% приходится на подоходный налог (НДФЛ), а ещё 30% составляет льготная ставка по социальным взносам, установленная на период до конца 2012г. В 2013г. размер социальных взносов с высокой долей вероятности будет повышен до 33%, что лишь увеличит налоговую нагрузку на львиную долю и без того бедного населения России, искусственно удерживаемое коррумпированными чиновниками в нищете и «предбаннике» общества потребления.

При этом надо особо отметить тот факт, что реальная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда 10% наиболее обеспеченных граждан России с доходами свыше 45 тыс. рублей в месяц (а в особенности 5% наиболее состоятельных граждан, владеющих 90% всей крупной собственности в российской экономике) не превышает 10-15%. В случае же, если речь идёт о крупных российских сырьевых олигархах, руководителях инфраструктурных монополий и коррумпированных чиновниках, то благодаря активному использованию оффшорных юрисдикций, дивидендных схем и создания подставных юридических лиц их налоговое бремя может вообще не превышать 5-7%.

Таким образом, под неутихающие разговоры о «социальной справедливости», «развитии человеческого капитала» и «повышении перераспредилительной функции бюджета» имеет место ситуация, при которой бедные платят за богатых, а социально незащищённые слои населения де-факто обеспечивают демонстративное потребление 5-10% наиболее богатой части населения России. Самое удивительное состоит в том, что находящиеся у руля финансово-экономическим блоком идейные последователи «рыночных фундаменталистов» чуть ли не ежемесячно объясняют столь вопиющую социальную несправедливость наличием каких-то мифических высоких государственных интересов.

По мнению отечественных чиновников, превративших госслужбу в инструмент гарантированно безнаказанного обогащения и перекачивания нефтедолларов в оффшорные банки, недопустим уход от сегодняшней людоедской плоской (на самом деле регрессивной) шкалы налогообложения к принятой во всём мире прогрессивной шкале. Объясняется это тем, что повышение налогового бремени на привыкших жить в тепличных условиях олигархов и обслуживающих их интересы чиновников, создавших на территории России налоговый рай для компрадорского бизнеса, спровоцирует резкое падения уровня собираемости налогов и поступлений в бюджет.

Однако отечественные бюрократы, перераспределяющие в свои карманы, а также в карманы аффилированных с ними бизнесменов и олигархов от 30 до 60% бюджетных расходов России, ни слова не говорят о том, зачем в принципе они нужны обществу. Чиновники тактично забывают указать на тот факт, что контроль за собираемостью налогов, борьба с сокрытием доходов и предотвращение ухода капитала в тень входят в состав конституционных обязанностей самих чиновников.

Ни в одной крупной экономически развитой стране мира (начиная от США и Канады и заканчивая Германией, Францией и Великобританией) невозможно представить себе ситуацию, при которой чиновник открыто снимает с себя ответственность за уклонение от уплаты налогов и своей собственной преступной халатностью (либо профессиональной непригодностью и злым умыслом) объясняет невозможность отказа от системы, при которой бедные оплачивают красивую жизнь богатых.

Прикрываясь пространными рассуждениями о налоговой кривой Лаффера и рисках массового ухода в тень и сокрытия доходов в случае введения цивилизованной системы повышенного налогообложения наиболее обеспеченных граждан, коррумпированные чиновники, насколько можно судить, просто-напросто занимаются защитой шкурных интересов наиболее состоятельной части общества (прежде всего, сырьевых олигархов, монополий и финансовых спекулянтов).

По какому-то удивительному стечению обстоятельств в США, Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах и прочих экономически развитых государствах, повышающих налоговую нагрузку на наиболее состоятельную часть общества, прогрессивная шкала налогообложения не мешает чиновникам исполнять свои служебные обязанности: собирать налоги бороться с сокрытием доходов.

Беда российских чиновников состоит в том, что они настолько тесно и плотно срослись коммерческими и даже семейными узами с крупным компрадорским олигархическим капиталом, монополистами всех мастей и криминалом, что исполнение служебных обязанностей и повышение уровня жизни 80% населения России вступает в непреодолимые противоречия с их шкурными коррупционными интересами и интересами контролирующего их капитала.

Насколько можно судить, российские чиновники, критически значимая часть которых рассматривает государственную службу как инструмент безнаказанного личного обогащения, а коррупцию из общественно порицаемого недуга возвела в статус основы нынешнего государственного строя, искусственно удерживает в состоянии бедности российских граждан. Безусловно, это не та беспробудная нищета, которая имела место в период «либерального угара» и псевдо-рыночных преобразований, приведших к 11-кратному скачку бедности, 2-кратному падению ВВП, 5-кратному обвалу наукоёмких производств, многократному скачку социально обусловленных заболеваний и разрушению всей системы социальной защиты граждан.

Напомним, что в результате проведения политики целенаправленного геноцида коренных народов России в разгар «рыночного погрома» 1990-х годов, разграбления государственного имущества и хищнической эксплуатации природных недр за период 1991-2011гг. численность населения России сократилась на 6,4 млн. человек – с 148,3 до 141,9 млн. человек. Однако с учётом колоссального незаконного наплыва иммигрантов, компенсировавшего скрытое многомиллионное вымирание и выезд коренного населения за рубеж, а также социально маргинализированных, люмпенизировавших и народившихся россиян страна потеряла от 25 до 35 млн. человек.

Налоги душат производительный бизнес

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых доходов (13%). Со оказывает угнетающее воздействие на развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным («серым») схемам оплаты труда.

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%), величина которой не зависит от характера экономической деятельности предприятия и не дифференцирована в зависимости от мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов, паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для наукоёмких производств, ответственных за развитие научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей промышленности, связанным с производством высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Отсутствие налоговых стимулов для высокотехнологичных производств (станкостроение, приборостроение, ракетно-космическая и авиационная промышленность, атомная промышленность, био- и нанотехнологии, производство полупроводников и композитных материалов) делает нецелесообразной и нерентабельной любую созидательную деятельность и усиливает загнивание несырьевой промышленности высоких переделов.

В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал устремляется в добывающие производства, извлекающие природно-сырьевую ренту из под носа населения, а также финансовые спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов коррумпированных чиновников.

Именно по этой причине, согласно официальным данным Росстата, практически 50% совокупных прибылей доведённой до состояния разрухи экономики России оседает в карманах сырьевых олигархов и перекупщиков. На долю добывающего сектора приходится 23% (1,409 трлн. рублей в январе-сентябре 2012г.), а на оптово-розничную торговлю — 25,2% (1,544 трлн. рублей). А ещё 3,7% и 12,7% оседает в сфере операций с недвижимостью, а также транспортном секторе и системе связи соответственно.

Притом что как минимум 54,4% ВВП приходится на добывающие производства (10,6%), оптово-розничную торговлю (19,0%), услуги транспорта и связи (8,9%), финансовые спекуляции (4,2%), а также имеющие слабое отношение к платёжеспособному спросу и удовлетворению потребностей 85% населения России с доходами менее средней заработной платы по России операции с недвижимым имуществом и прочие услуги (11,7%). Не лучше обстоят дела со структурой капитальных вложений в основные фонды, львиная доля которых (71,4%) приходится на инвестиции в добывающие производства (22,3%), нефтепереработку (3,8%), химическое производство (2,2%), металлургию (3,3%), естественные монополии (11%), рынок недвижимости (6,9%), а также крайне коррумпированную и непрозрачную с финансовой точки зрения транспортную систему (21,9%).

Вместо того, чтобы не на словах и не в предвыборных лозунгах, а на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков научно-технического потенциала и наращивание промышленного производства, российские чиновники создают все условия для сворачивания такого рода созидательной деятельности. Вместо этого российские доморощенные либералы, искренне считающие, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и своему карману, создают налоговый оффшор на территории картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще не действует российское налоговое, миграционное и таможенное законодательство.

И это не говоря о колоссальном по своему объёму криминальном бизнесе по возврату НДС в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности, которую выстроили коррумпированные чиновники на обломках отечественной промышленности и аффилированные с ними предприниматели. Только по самым скромным экспертным оценкам, оборот рынка незаконного возврата НДС исчисляется в 350-500 млрд. рублей (порядка 10-15% всех сборов НДС в России в 2011г.). А всего объём теневого секторе экономики варьируется от 15% ВВП по официальным оценкам Росстата, до 35-50% по оценкам академиков С.Глазьева, Н.Петракова, а также экономистов В.Катасонова, М.Делягина и Ю.Болдырева

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.
 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031