СТАЛИН В ВЕНЕ: БЫЛ И ЕСТЬ!

«Дунайская красавица», «вальсовая столица», «шницель по-венски»… Меня поманило туда иное. Нынче исполняется ровно 100 лет со дня пребывания в Вене И.В.Сталина.

И вот я иду по адресу Шёнбруннершлоссштрассе, 30, где поныне располагается недорогой отель. Если бы не мемориальная доска, он ничем не отличался бы от других – таких доходных домов эпохи модерн в Вене сотни. Внутри многое перестроено, переоборудовано на современный лад, полностью сменился интерьер. Но в целом планировка осталась прежней. На первом этаже холл, стойка администрации, маленькое кафе, вверх по лестнице – номера. Сохранилась «аура». Зашел, заказал чашечку капучино. Задумался об исторических параллелях.

… Джугашвили приехал в Вену не туристом. Получил задание Ленина создать, поныне являющийся ключевым, труд по национальному вопросу, дать отповедь воинствующему национализму. Отсюда следующая ленинская характеристика: «У нас один чудесный грузин засел и пишет… большую статью, собрав все австрийские и прочие материалы».

На трамвае, а чаще пешком, из экономии, он ежедневно отправлялся в читальный зал Народного дома. Теперь это помещение занимает Ассоциация истории социал-демократического и рабочего движения. Облицованные дубом стены. Дубовые же массивные столы и резные застекленные книжные шкафы. «Почти ничего не изменилось с тех пор, как здесь работал Сталин, – рассказывает один из руководителей Ассоциации доктор исторических наук Вольфганг Мадертханер. – Когда после «аншлюса» сюда ворвались нацисты, они ограничились тем, что конфисковали и сожгли значительную часть книг». Попутно выяснилось: Сталин довольно хорошо владел немецким языком.

По будням в редкие свободные часы – утром и вечером – любознательный грузин любил посещать окрестные парки. Такие же — то «приснеженные», то – в мороси, какими застал их и я. Любовался скульптурами и местной архитектурой. Вот, к примеру, средневековая ратуша, императорский дворец, облицованная камнем набережная Дуная. Когда в библиотеке был выходной день, посещал музеи. Кстати, вполне мог встретиться с продающим свои пейзажи уличным художником-самоучкой Адольфом Шикльгрубером, более известным как Гитлер. Последнего тоже волновали социально-этнические проблемы. Правда, подходил он к ним с диаметрально противоположной стороны.

Основные положения статьи «Марксизм и национальный вопрос» сводятся к следующему. Проблемы межнациональных отношений. Они – закономерный результат развития общества. Они не возникают сами по себе и не решаются через самое себя, а на социально-классовой основе. Во главу угла ставится интернационализм, прохождение трудящимися в борьбе против эксплуататоров «школы товарищеских чувств». Автор выступает против идеологии и политики обособленности народов, в частности, прикрываемых лозунгом «культурно-национальной автономии». В противовес теоретикам «культурно-национальной автономии» социал-демократам Карлу Реннеру и Отто Бауэру, дававшим крайне размытые признаки нации, Джугашвили чёток: необходима общность языка, территории, экономической жизни, менталитета, культуры. Автор — за право нации на самоопределение, за их добровольный союз. Он подчеркивал необходимость учитывать те или иные особенности, конкретно-исторические условия: «Возможно, что для каждой нации потребуется особое решение вопроса». Не отрицая необходимости признания прав того или иного народа на самобытность, Джугашвили решительно выступал против того, чтобы таковая служила оправданием пережитков прошлого вроде кровной мести у кавказцев.

Знаменательно, что под этой работой впервые появляется псевдоним «Сталин».

История подтвердила верность сталинских выводов. Рухнула «лоскутная» самая многонациональная и многоконфессиональная в Европе Австро-Венгерская империя, почти одновременно с ней другие.

Их судьба — непреходящий урок для Сталина, СССР, соцлагеря, РФ. Закономерно, что в период горбачевщины националисты будут прикрываться партбилетами, «бороться за восстановление ленинских принципов межнациональных отношений», сколачивать «народные фронты в поддержку перестройки». Именно «национально озабоченные перевёртыши» от КПСС станут похоронщиками СССР, а затем лидерами постсоветских республик: Борис Ельцин, Эдуард Шеварднадзе, Гейдар Алиев, Ислам Каримов, Сапармурат Ниязов (он же – Туркменбаши)… В Югославии не кто иной, как титовский генерал Франьо Туджман возглавил хорватское сепаратистское движение, развязал кровавую бойню. Национальным элитам стало тесно, захотелось властвовать без оглядки на центр, «прихватизировать» общенародное добро!

Сталин многое из этого предвидел. И в 1913 году, и позже. Так, на ХVII съезде ВКП(б), сравнивая степень опасности «уклонов» к великодержавному шовинизму и «местечковому» национализму (= сепаратизму), генсек подчеркнёт: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности».

Актуальны сталинские выводы и для давно раздираемого межнациональными противоречиями Запада — волнениями мигрантов, сепаратизмом, ксенофобией (в том числе, неонацистской)… Не понаслышке знаю: они дают себя знать даже во внешне такой идиллической стране, как Австрия.

…Сталин второй раз посетит Вену в победном 45-м. Правда не лично, а олицетворяемый сверхмощными танками «ИС», знаменами, портретами. Стремясь уберечь город от разрушений, он прикажет штурмовать его без авиабомбардировок и обстрелов из тяжелых орудий (наши общие потери при освобождении Австрии — 168 тысяч бойцов, из них погибших – более 38 тысяч). А затем везти сюда продовольствие, которого у нас и самих-то не хватало.

Один из бывших сталинских оппонентов, став канцлером республики, будет слать благодарственные послания «его превосходительству Маршалу Советского Союза, высокоуважаемому товарищу И.В.Сталину». В ответ: «Уважаемый товарищ Реннер…». Именно тогда появится упомянутая мною мемориальная доска с барельефом, именно тогда Австрия провозгласит себя миролюбивой нейтральной страной.

Недавно муниципальные власти распорядились было снять последнюю. Однако Министерство юстиции пресекло инициативу. Мол, согласно Договору о мире с СССР, надлежит сохранять советские памятники, ремонтировать их, а также ухаживать за могилами воинов Красной Армии. Тогда попытались повесить рядом доску, сообщающую о «миллионах невинных жертв сталинских репрессий». И снова Минюст осадил ретивых муниципалов.

Еще одно место, которое я посчитал обязательно для себя посетить – мемориальный комплекс (называемый в народе Руссенденкмаль) на Шварценбергплатц, 4. (Кстати, с 1946 по 1956 годы площадь называлась Сталинплац).

…Величественная арка, статуи советских воинов с развернутым знаменем и гербом СССР, стелы. На них золотом выбиты приказ Верховного главнокомандующего, стихи:

«…Слава вам, храбрые русские воины! Ваше бессмертье над вами встает. Доблестно павшие, спите спокойно – Вас никогда не забудет народ!»

Венцом всему — слова: «Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы и мира между народами \Сталин\».

Мемориал соорудили в рекордно короткие сроки – к сентябрю 1945 года – работа не прекращалась ни днем, ни ночью. На торжественном открытии Реннер заявил, что он «от имени и по поручению правительства и всего народа Австрийской Республики склоняет голову перед этим гигантским памятником гигантскому подвигу, ставшему поворотным моментом в истории Европы и всего мира. Последующие, более счастливые поколения будут стоять у этого памятника и с благоговейным трепетом сознавать, что героический подвиг Красной Армии, священная готовность к самопожертвованию советских солдат и блестящее руководство их генералиссимуса Иосифа Сталина уничтожили фашизм – отвратительный режим порабощения народов и открыли эпоху долгосрочного мира между народами Земли. Все человечество находится у них в долгу».

Что ж, как говорится, ни убавить, ни прибавить… Я стоял в том самом благоговейном трепете, со священным для меня именем на устах.

Из путеводителя узнал: первоначально мемориал выглядел несколько иначе. Тогда там находились также захоронения советских солдат и офицеров, на постаменте – самоходное орудие СУ-100. Спустя 10 лет останки перенесли на Центральное кладбище, а самоходку отправили в Военный музей.

Мемориал явно мозолит глаза имущим и власть имущим. Ведь участок в самом центре Вены — «золотой» по цене. Вот бы его «десталинизировать» да в оборот пустить. Но Verboten (запрещено)!

Закончу поэтическими строками, написанными мною здесь, на обильно политой кровью наших героев-земляков австрийской земле:

Поток клеветы, словно грязная пена,

Но нет, не забыла красавица Вена,

Что жил в ней «чудесный грузин» Джугашвили,

И строки его беспощадно разили.

И что приказал в сорок пятом Сталин:

Брать её так, чтоб поменьше развалин…

Что пели, врага обратившие в прах:

«Великому Сталину – слава в веках!»

И что дочерей называли, поди ты:

Сталины, Виктории и Победиты.

Аркадий Константинов, историк
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

Елена 12-01-2013, 21:57

Тема о Сталине мне оказалась созвучна — дочитываю книгу Рыбакова «Дети Арбата». Вашу статью прочитала с удовольствием. Подогревал интерес к заграничному периоду Сталина — там он бывал раза два (наверное). Обычно о нем пишут «не знал Европы»… Поэтому для меня было неожиданностью прочитать о его знаниям немецкого языка. Приятно, что в Вене сохранили мемориальную доску. Я не сторонник сталинизма, но вместе с тем противник поголовного уничтожения фактов истории. Признавая ужасы репрессий, признаю и значимость Победы нашего народа, его освободительной миссии. Памятники героям войны должны стоять вечно, независимо от политических убеждений стран и народов. Только один момент меня неприятно зацепил — фраза «горбачевщина»… но это уже другая тема

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031