У местных бюджетов нет ни доходов, ни определенности. Правительство Медведева никак не решит откуда взять 2 трлн руб. на повышение зарплат бюджетникам

Правительство снова на полгода переносит сроки утверждения государственной программы развития муниципальных финансов: чиновники не могут договориться о том, откуда местные бюджеты должны получить два триллиона рублей до 2018 года, которые нужны им на повышение зарплат бюджетников. Счетная палата и вовсе считает, что федеральному центру пора перестать забирать деньги у богатых регионов и раздавать их бедным — это не стимулирует региональные и муниципальные власти к развитию.

В 2012 году разбалансированность местных бюджетов достигла критического уровня

Дефицит муниципальных бюджетов по сравнению с прошлым годом вырос в 14 раз, даже в 2009 год он был в четыре раза меньше.Дмитрий Медведев еще в бытность президентом приказывал найти 1 трлн руб. для местных бюджетов, но Минфин нашел лишь 180 млрд.Вопрос о муниципальных финансах вновь был поднят в прошлом году — перед выборами президента, когда Владимир Путин пообещал повысить зарплаты бюджетникам, находящимся на муниципальном и региональном довольствии.Дефицит консолидированного бюджета регионов РФ, по оценке Минэкономики, может вырасти примерно с 50 млрд руб. в 2012 году до 330 млрд руб. в 2015 году и до 1,8 трлн руб. в 2018-м — во многом из-за обещанного указами Путина увеличения зарплат бюджетников.

Дефицит местных бюджетов будет расти пропорционально дефициту бюджетов региональных — субъекты и федерация финансируют от 50% до 90% их расходных обязательств.Минфин не знает, где взять деньгиЧиновники Минфина не знают, где брать деньги, чтобы пополнить казну регионов и муниципалитетов. По сусекам наскрести триллион не получится, всего до 2014 г. местные бюджеты получат не больше 7 млрд дополнительных рублей:Доходы от сдачи в аренду находящихся на территории городских округов земельных участков, государственная собственность на которые пока не разграничена;20% доходов, зачисляемых сейчас в региональный бюджет, от продажи права на заключение договоров аренды таких неразграниченных участков и столько же от продажи этих земельных участков (в сумме земельные доходы могут дать прибавку в 15,6 млрд руб. в год);

15% от зачисляемых сейчас в федеральный бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду;Все доходы от штрафов за нарушение муниципальных нормативных актов (порядка 1 млрд руб.);Не менее 10% от норматива и 13% реальных поступлений от топливных акцизов, зачисляемых в региональные бюджеты (42 млрд руб.);Земельный налог, собранный с лишенных льгот пользователей участков, отведенных для нужд обороны, безопасности и таможенных служб (3 млрд руб.);Все поступления от продажи патентов и от единого сельскохозяйственного налога (порядка 2,3 млрд руб. в год); соответствующий закон уже принят и вступит в силу с 2013 года.Все эти нововведения принесут около 7 млрд. руб., а совсем не триллион, как того хотел Медведев.Может быть введен новый налог на имущество, который также будет перечисляться в казну муниципалитета. Это должно принести еще 50 млрд руб.

Безответственная и непродуманная программа

Программу, которая могла бы комплексно решить эту проблему, писал Минфин. В августе прошлого года документ «Повышение эффективности управления общественными финансами до 2018 г.» был направлен на согласование в Минэкономразвития, где его подвергли жесткой критике.В начале декабря правительство вновь запросило у Минэкономразвития информацию о программе и процессе ее доработки. В ответе замминистра Андрея Клепача (с ним ознакомился «Финмаркет») ведомство вновь раскритиковало работу Минфина, указав на множество недостатков, некоторых из которых в первоначальном варианте не было:Программа не раскрывает подробно методы и механизмы повышения эффективности трат региональных бюджетов и бюджетных учреждений, отсутствуют способы повышения административного и финансового контроля;

Минфин не подготовил перечень нормативно-правовых актов, которые нужно принять в ходе реализации программы. Необходимо его написать и определить даты их принятия.Минфин не учел в программе указы президента от 7 мая, а в одном из них предлагается реформировать госслужбу и систему оплаты труда госслужащих. В Бюджетном послании в июне президент поручил разработать новую стратегию действий в бюджетной сфере, пишет Минэкономразвития, а нынешний проект программы выходит направлений бюджетной реформы.Команда Силуанова также превысила свои полномочия и указывает в программе свою позицию, а не Минэкономразвития по тем сферам, которые не являются вотчиной Минфина.

Например, по развитию частно-государственного партнерства, эффективности бюджетных инвестиций, пенсионной системе, а также госуправлению. Их нужно исключить и отдать на регулирование Минэкономразвития.Минфин предложил новую систему стратегического планирования, которая опирается не на долгосрочный прогноз, а на целевые индикаторы. Их в свою очередь определит президент.

С такой позицией с Минэкономразвития не согласны.Минфин также требует, чтобы консервативный сценарий всегда был базовым, а Минэкономразвития настаивает на том, чтобы из трех разработанных вариантов — консервативного, инновационного и форсированного — базовым считался именно инновационный (предполагает увеличение госинвестиций в транспортную инфраструктуру, науку, образование и технологии, средний класс увеличивается к 2020 году до 37%, а к 2030 — до 50 %, дефицит бюджета в 1,5-2% ВВП). Минэкономразвития в отзыве на программу также настаивает на том, что Резервный фонд в 7% ВВП (так записано в уже утвержденном «бюджетном правиле») слишком велик и достаточно заложить лишь 5% ВВП.Клепач предлагает вновь перенести рассмотрение программы и доработать ее.

Это уже третий раз, когда ее утверждение откладывается. Первоначально она должна была быть принята еще до 1 декабря 2012 г., но из-за большого числа разногласий отложена до 20 января.Теперь Минэкономразвития предлагает взяться за нее только весной, когда Минфин подготовит основные параметры Бюджетной стратегии. Это значит, что программа по муниципальным и региональным бюджетам может быть перенесена как минимум на полгода.Между тем, кризисные явления в муниципальных и региональных финансах нарастают.

Аудиторы дают совет

Еще до выборов президента свою оценку состояния региональным бюджетам дала Счетная палата. Согласно опубликованному на прошлой неделе отчету аудиторов, постоянные внесения изменений в законодательство вредят сбалансированности бюджетов субъектов.

В эти годы бюджетная политика была направлены на посткризисную стабилизацию. Рост доходов едва превысил инфляцию, а доля их в общем объеме доходов бюджетной системы сократилась с 43,6% в 2009 г. до 37% в 2011 г.В условиях действующего законодательства в период 2012-2014 годов такая тенденция сохранится.Неналоговые доходы по прежнему практически не играют роли в наполнении муниципальных бюджетов. В 2010 г. их объемы упали в 32 регионах. Всего они составляют около 7% в общем объеме доходов.

Разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя бюджетной обеспеченности — 145 раз и 12 раз, соответственно. Неравномерное развитие субъектов создает риски социальной нестабильности на их территориях.Почти четверть денег в региональные бюджеты составляют так называемые «безвозмездные поступления» — дотации, межбюджетные трансферты.Налоговые и неналоговые доходы обеспечивают всего 75% расходов регионов. В 15 регионах ими обеспечено менее 50% расходов, а в Республике Ингушетия — 9,9 %, в Чеченской Республике — 13,2 процента.Большим ударом — 80 млрд. руб. — для регионов стало сокращение со 100% до 70 % размера зачисления акцизов на топливо в региональные бюджеты.Еще одной статьей расходов стали новые полномочия, переданные регионам «сверху»: число вопросов местного значения поселения увеличилось с 30 до 37, муниципального района — с 28 до 35 и городского округа — с 35 до 42.

Аудиторы предлагают совершенствовать нормативно-правовую базу. Для начала хотя бы закрепить понятие «доходная база». В «собственные доходы» не нужно включать дотации и субсидии — это не стимулирует субъекты к наращиванию доходов.Совет Федерации уже рекомендовал правительству разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, определить перечень неэффективных налоговых льгот и график их поэтапного сокращения, напоминает Счетная палата. Но ничего так и не сделано.»В ходе создания в субъектах прочной финансовой основы, последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов в период 2012-2014 годов могут возникнуть риски, значительно тормозящие их выполнение», пишут аудиторы. За счет изменений бюджетного законодательства доходы сократятся на 139 млрд. рублей.

Перспективы предусматриваемого к введению в 2013 году единого налога на недвижимость оцениваются Счетной палатой неоднозначно — работа по кадастровой базе все еще не завершена.По мнению аудиторов, назрела необходимость изменения межбюджетных отношений в части расширения числа налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами для сокращения субсидий и субвенций.

Счетная палата раскритиковала основу основ — саму систему распределения денег в стране. По мнению аудиторов, действующий механизм централизации финансовых ресурсов с последующим их перераспределением в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов не способствует снижению зависимости бюджетов большинства регионов от федерального центра и формирует условия для неэффективного использования этих денег.

Мнения экспертов

Ярослав Лисоволик, Deutsche Bank

Помощь в повышении эффективности муниципальных и региональных бюджетов должна заключаться в установлении четких критериев эффективности расходов и введения принципа обусловленной помощи со стороны федерального центра по отношению к регионам. Крайне важно, чтобы этот механизм обусловленности был эффективно использован для того, чтобы в свою очередь муниципальные и региональные бюджеты эффективно расходовали свои средства. В какой-то степени можно сказать, что Минфин проделал определенную работу в этом направлении. Часть средств уже выделяется на основе обусловленности. Есть критерии, которые приводят к тому, что они получают дополнительные средства. Этот механизм надо и дальше совершенствовать прежде всего для возможности усиления мониторинга эффективности расходования средств на региональном уровне.

Предложение Счетной палаты (отказаться от принципа сбора налогов с регионов и дальнейшего их равномерного распределения центром) в какой-то степени имеет право на жизнь. У самих регионов должны быть стимулы для расширения своей налогооблагаемой базы. Возможно, стоило бы попытаться внедрить такую систему в некоторых сегментах.

Но более важный вопрос все-таки вопрос не налоговой политики и доходов, а контроль расходов системы бюджетов на муниципальном и региональном уровне и меры, которые должен предпринимать финансовый центр для повышения эффективности расходов. Если растет открытость и транспарентность местных бюджетов, растет эффективность мониторинга финансового центра и регионального гражданского общества. Здесь особое значение имеют такие факторы как размещение госзаказа и вопросы, связанные с формированием информационной базы бюджетной системы.

Сергей Гуриев, Российская экономическая школа

Как только будет введен налог на недвижимость, у муниципалитетов и регионов появятся деньги. И это действительно создаст стимулы для развития. Вот собственно и все необходимые меры. Это решение вступит в силу совсем скоро. Насколько много денег принесет этот налог каждому региону зависит от того, какая будет принята ставка. Пока что речь идет об огромных деньгах. Этим налогом могут быть заменены и несколько других налогов, и в этом случае у муниципалитетов будет стимул для того, чтобы развивать экономику и повышать качество жизни с тем, чтобы люди оставались жить в этом муниципалитете. Тогда недвижимости в этом месте будет стоить выше.Налоговые стимулы наиболее эффективные и всегда работают. Другие стимулы конечно же важны. Есть такой стимул как выборы, и такое ощущение, что чем дальше, тем меньше российские власти заинтересованы в том, чтобы делать его важным.

Энвер Кисриев, Центр цивилизационных и региональных исследований РАН

Я думаю, аудит Счетной палаты уже устарел для той ситуации, которая сложилась или складывается сейчас хотя бы на Кавказе. Нужно смотреть на то, что происходит сейчас — закрытие крупных банков, смена власти. Все это приведет к серьезным кардинальным изменениями. Минфин и Минэкономики говорят о дотациях и налогах, а это не экономические, а фискальные категории. Они рождаются из-за установлении законодательного характера. А как говорить об экономически чистых категориях вообще в России не приходится. В тени до 40 % всей экономической жизни, невозможно соизмерить зарплаты, параметры расходятся.

Трудно вообще говорить о параметрах, потому что анализируемая отчетность не соответствует реальным процессам, этими категориями нельзя анализировать ситуацию. Статистика в России такого качества, а фискальная политика работает таким образом, что мы не знаем ничего о себестоимости и безработице, а главное — подлинном вкладе в федеральный бюджет субъектов.Есть регионы и на Кавказе, и в средней полосе, где дотации крайне высокие. Они не имеют никаких оснований отставать по развитию. Меры должны быть не фискальные. Капитализм не вчера образовался, и все знают, как помочь муниципалитетам и регионам. У нас нет капитализма, а идет процесс первоначального накопления. Поэтому власти озабочены не урегулированием, а переделом собственности на пороге масштабного кризиса.

По материалам FINMARKET.RU

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30