Научный обзор. СОЦИОЛОГИЯ НА МАРШЕ

В Пермском Крайкоме КПРФ работает идеологический семинар для идеологов края, к информированию приглашаются гуманитарии ведущих вузов. Первый семинар был посвящен политической ситуации и прогнозным перспективам общества. Второй семинар посвящен современным правящим элитам. Следующий семинар состоится в апреле, на нем будет поставлена проблема «Мировой кризис и теория социализма».

30 января при кафедре социологии и политологии (ПНИПУ) Пермского национального политехнического университета состоялся теоретический семинар, где обсуждалась проблема кризиса общества и кризисного состояния социологии по полемической статье проф. Вяч. Вяч. Щербины «Существует ли социология?» //СОЦИС. ˗ № 10. ˗ 2012. С докладами выступили ст. преподаватель каф. социологии С.Ш. Широян и доц. Ю.М. Вассерман, в обсуждении выступали проф. А.Г. Антипьев, О.А. Ганина, Г.В. Разинский, А.Н. Пономарев, А. Нода. Вел теоретический семинар доц. В.А. Бурко.

В обсуждаемой статье В.В. Щербины речь идет о двух сторонах: теоретическом аспекте социологии: при её многоформатном охвате проблем общества и накоплении уточнений о его закономерностях, зависимостях, корреляциях не теряется ли предмет науки? И не должна ли социология перейти к новой теоретической парадигме, подобно тому, как Т. Кун дал соотношение нормальной и экстраординарной науки, и аномалии переходном её состоянии перед скачком? Вторая крупная проблема ˗ невостребованность властью эмпирической социологии, сжатие поля поступательного развития общества.

В широкомасштабном изложении современного состояния социологии в ключе обсуждаемых проблем в статье выступил С.Ш. Широян. В частности, он отметил, что социология пережила три крупных кризиса, третий – современный. В 1920-е гг. теоретиками подвергнута критике линия Дюркгейма-Вебера: что изучает социология: сознание или само общество? Общая теория приватизирована социальной философией, эмпирическая часть – психологией и социальной психологией. Выходом из кризиса явился гигантский синтез структурного функционализма, осуществленный Парсонсом, который дал новый категориальный язык социологии. Однако им не было дано выхода на конкретно-социологические эмпирические исследования. Ситуацию спасла выдвинутая Р. Мертоном теория среднего уровня, которая не претендовала на всеохватность социологической теории, но определила её специфику на новом этапе.

Второй кризис разразился в 1960-е гг. Франкфуртская школа вновь поставила вопрос о «социальном порядке», как норме развития общества, это перекликается с гегелевским положением: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». С позиций различных парадигм рассматривалась социальная реальность. Требовалось однозначное определение предмета социологии. Что составляет предмет науки? Как определять реальность? Ответом явилось: допустимы разные исходные Начала в исследовании проблем.

Сегодня В.В. Щербина отмечает: утрачен предмет социологии: социум и интеллектуальное пространство находятся сегодня в кризисе. В продолжение полемики проф. Н.Н. Романовский отмечает в своей статье в журнале СОЦИС: «Да, социология с 1980-х гг. выдвинула продуктивные идеи, которые образовали проблемное поле».

Социология мельчает, теряется, ˗ заключает С.Ш. Широян. Ссылки в статье В.В. Щербины на авторов, указывающих на кризисность социологии, охватывает не весь ареал проблем, состав авторов, на которых он ссылается ограничен. Щербина констатирует, если в XX в. социология была востребована структурами, осуществляющими управленческую деятельность, а социальные эксперты были инженерами, конструирующими социальную реальность, то сейчас в России экспертное знание социологии оказалось не нужным сильным мира сего. Каждый считает, что он и так все знает. Социология самостоятельно несет еще какую-то содержательную функцию.

Обществознание, выявляя место и роль социальных субъектов, выражает глубокое самопознание, которое несет в себе опасность. Любое знание выходит на роль, место социальных групп в обществе. Должны ли эти группы знать достоверную информацию о себе? Попытки отражения места этих групп в обществе уже были в обществознании: марксизм, французский структурализм. Тоска Щербины, выраженная в невостребованности социологии, указывает на фундаментальную проблему, избирательно к социологии. Щербина указывает на проблему нахождения себя самой социологии в обществе: в прошлом экономическая теория, социология организаций показывали «шевеления» в сфере конструирования социальной реальности, направленные на развитие общества.

На социологический анализ с опорой на классиков, можно посмотреть со стороны экономической социологии ˗ наиболее изученной экономической сферы. Можно совершенствовать предпринимательскую деятельность. Если идти дальше, то можно выявить, как взаимодействуют группы в процессе производства/присвоения. Экономсоциологи на общие теоретические выводы не идут.

Социология организаций востребована управлением в настоящем. Однако то, что касается социологического воображения, о чем говорили Р. Миллс и П. Штомпка, до этого анализа современная социология не дотягивает. Нет ответа – кто является субъектом социального действия? Как прошлое влияет на современный характер взаимодействий? Социология – открытая система. Необходимо вести анализ с точки зрения изменения состояний современного общества. Политическим силам этого не нужно. А зачем им учитывать состояния… Статья В.В. Щербины, его концепция, скорее всего, направлена на привлечение внимание сильных мира сего к всесторонним фундаментальным проблемам общества.

Как позиционируется социология? Контовский Проект был сформулирован Сен-Симоном. В этом Проекте отражено устремление к прогрессу: как происходит переход от традиционного общества к модерну? Для того, чтобы удержать общество в равновесии Гоббсом введена позиция «социального порядка» в «обществе социального благоденствия». Социология в настоящем изучает современный тип общества: переход от модерна к постмодерну. Те рамки, в которых развивалась Европа (европейское общество) и европейское мышление: переход от традиционного общества к модерну и постмодерну, для Африки является лишь одним из вариантов развития. Рушится старый дом. Нужны новые подходы в изучении общества. Статья Щербины показывает, что в социологии представлено лишь западное видение проблем общества. Два немецких автора Ханс Йоас и Вольфганг Кнобль.

В работе, «Социальная теория» состоящей из « Двадцати лекций о послевоенной социологии», отмечают, что «социология» заменяется термином «социальная теория». Щербина не хочет признать пополнения категориального аппарата. Названные немецкие авторы, по мнению С.Ш. Широяна, выделяют два вызова современности: «Что произошло на Востоке Европы, в бывших странах социализма?» Выстроенная система распалась. Можно ли, оставаясь на позициях западной точки зрения, объяснить этот процесс? Можно ли с позиций современной экономической теории объяснить то, что произошло на Востоке Европы и в Азии, в парадигмах экономической науки. Сама экономическая наука «кишит» разными подходами. Современная социология и на Западе и на Востоке должна обрести новый предмет познания. Итак, Первый Вызов – распад соцлагеря. Второй вызов – множественность модернизаций, осуществляющийся в современном мире, стало очевидно, что модернизация имеет не единственный и единый вариант для всех стран: Европа, Северная Америка, советский опыт (он обозначается как креативная модернизация, но осуществлявшийся тоталитарными средствами).

Исследование социальной реальности ставит следующие задачи: вникнуть в ту семантику, в те смыслы его видения, самосознание. Работы А.Г. Дугина 1980-90-х гг. – выявить архетипы русского народа. Это попытка сделать в обществознании то, что сделали в 1960-е гг. французские структуралисты, в частности, Леви-Стросс. Пертурбации в российском обществе не могли осмысленно осуществляться без коллективных архетипов сознания. Леви-Стросс заключил: или XXI век будет веком гуманитарных наук, или самого общества не будет. Необходимо определить ориентации людей, смысловое пространство общества. Мы описываем поверхностно эти явления. Какие переменные брать в основу анализа? Или за этим еще что-то есть? Очевидно множество модернов. Движение в сторону множества моделей модерна обосновывал Ш. Айзенштат. Он включил в осевое время религиозное: профанное и потустороннее время; а также семантическое смысловое пространство. Майкл Манн – английский автор, вновь поднял вопрос о роли насилия в обществе: в настоящем времени осуществляется демонстрация насилия одних субъектов по отношению к другим. Ограничений общество не выработало, их нет.

Объективное и субъективное – два полюса, между которыми в социологии все качается от макропроцессов к микропроцессам. Из чего складывается объективное? Это результат субъективной деятельности. Пер Монсон в своей небольшой книжечке «Лодка на аллеях парка» показал, что субъективное и есть объективное. Проф. А. Г. Эфендиев показал, что объективное, как правило независимое, созданное до меня. Он рассматривает объективное как: а) природную реальность, существующую независимо от людей, их сознания; б) как то, что создано людьми, представляет опредмечивание их знаний, целей и становится также объективным для самих социальных акторов и особенно для последующих поколений, которые застают условия, сформированные до них и они (условия) оказывают весьма значимую (часто определяющую роль на поведение и выбор действующих социальных субъектов. Щербина отмечает наличие «качелей» между субъективным и объективным в социологии. Как в Англии называют оппозицию? «Оппозиция – её Величество». Политическая оппозиция для правящей партии нежелательна, а для общества, имеющего «право на конкуренцию» — желательна. В таком случае власть будет считаться с существованием других взглядов, ограничивать субъективизм. Американский автор Р. Лахман тридцать лет писал в самой процветающей стране капитализма работу «Капиталисты поневоле».

Второй доклад Ю.М. Вассермана носил оппонирующий характер о том, что социология всегда находится в состоянии движения, что обозначается точками кризисов, и она всегда по-разному востребована, в частности, все специалисты по теории организации от занятий социальным планированием плавно перешли на роль консультантов в периоды предвыборных и выборных кампаний, сейчас общество и власть устоялись, потребность в них, как консультантах отпала.

Свой доклад-сообщение доц. Вассерман начал с того, что парсонианская социологическая концепция пережила критику. В 1979 г. В.И. Герчиков организовал семинар по работе «Новые направления в социологической теории», где на арену социологической теории вышли работы Саммнера, Дж. Мида, Гарфинкеля, продвинувшиеся в сторону изучения социального субъекта.

Контовская концепция XIX века применила приемы естествознания к изучению общества. Однако объективизм и позитивизм породил проблему «Социология без человека?» В.В. Щербина стоит на позициях старой позитивистской парадигмы. Исследования Воронкова в направлении качественных методов исследования, т.е. изучение субъекта, при появлении были подвергнуты уничтожающей критике, им присвоили ярлык «миклухо-маклаевщины». Однако европейская социология переходит на качественные методы исследования. Что изучать социологии общество или сознание общества?

Эти проблемы стояли и в современной физике: теория споткнулась на квантово-волновой природе дуализма поведения света: под одним предметным углом зрения мы видим одно, под другим – другое. Социологическая теория также перешла к множественности мышления. Где был обретен Проект Модерна? В западно-европейском обществе! Однако капитализм появляется и за пределами Западной Европы. Известно, как только появляется капитализм, так появляются его критики.

Общественные науки о культуре также разошлись в едином понимании общества. Культура как системодеятельность зависит от внешних условий – орудий труда. Однако для того, чтобы ими можно было пользоваться, необходимы регуляторы,: нормы, ценности, установки личности. У. Огборн обозначил эффект отставание культуры от развития техники.

Каждый добивается собственной цели. Нормативное состояние определяет, что этому субъекту нравится, а что – нет. Н.М. Данилевский хорошо был знаком с опытом Европы, но в своей работе «Россия и Европа» он заявил: мы не будем так развиваться, как Европа.

На Всемирном форуме в Рио-де-Жанейро летом 2012 г. страны Бразилия, Индия, Южная Африка совместно выступили с позицией: мы будем развиваться по линии прогресса, индустриализма и постиндустриализма, но не так, как Западное общество, не капиталистическим путем. Пошли другим путем. Обрели опыт. У ислама другой путь, у России – иной опыт. Отрицание другого опыта, это привлекло внимание западных ученых. В современной России повторяются архетипы такого мышления. Схожая реакция в публикации Г. Стерлигова о том, как плохо влияет техника на жизнь человека.

Ведущий семинар В.А. Бурко подает реплику: В настоящем нет экспертов, дающих целостную оценку российского общества. Как «распилить» собственность общества экспертов не нужно. Скорее нужно отметить кризис общества, а не кризис социологии.

С кратким сообщением выступил социолог-практик промышленного предприятия «Редуктор» А.Н. Пономарев: «В СМИ Г. Силласте и Федоров (ВЦИОМ) выступили с идеей расширенного изучения рынка и рыночных отношений, правильно ли развивается Россия? А. Медведев без тени сомнения заявляет: «В правильном направлении». Об изучении сознания в социологии на меня произвели работы двух писателей: Фазиля Искандера «Удавы и кролики» и Салтыкова-Щедрина «О проекте единомыслия в России». Ученые ГДР ставили вопрос о предмете социологии в работе «Восхождение от абстрактного к конкретному» с упором на практическую роль социологии. В настоящем социологи уходят от злободневных проблем в тематические закоулки. Если А. Герман 15 лет снимает фильм «Трудно быть Богом», то современные работы в социологии на столь фундаментальные проекты не отваживаются.

В дискуссию вступает проф. А.Г. Антипьев, он отмечает, что современные российские авторы озабочены тем же вопросом о предмете социологии, как науки: А.Б. Гофман, В.В. Радаев, А.О. Бороноев. А. Турен гнет в сторону изучения социологии общественных организаций. Экономическая наука не отвечает на главный вопрос, почему в мире происходят кризисы? Хотя мы говорим на разных языках. Нельзя сказать, что все благополучно в истории. В период 200-летия наполеоновской войны, в литературе отмечается, что научной картины войны 2012 года до сих пор нет. Говорить о том, что власть не пользуется социологией нельзя. В послании Президента к Федеральному собранию от 12 декабря отмечается «катастрофа ценностей» наряду с «демографической катастрофой», карактерные черты российского общества..

Реплику подает аспирант О.А. Ганина. Насколько реализуется в эмпирической социологии предмет исследования, неясно. Насколько присутствует множество точечных исследований, настолько и отсутствует единое системное видение. Социология скорее носит измерительный характер, но не аналитический. Социологи-практики из промышленной социологии ринулись в обслуживание выборных кампаний. В маркетинге скорее – не присутствие конкурентов для снижения цен на тот же бензин, а идет договоренность о том, чтобы не допускать конкурентов по продаже бензина на свою территорию.

В поддержку практичнейшей из наук – социологии, подает реплику С.Ш. Широян. Выдвигать в социологии в качестве главного – «Познавать!» — недостаточно. С самого начала социология прислушивается к состояниям сознания. Щербина правильно отмечает, что социология превращается в «игру в бисер». Являемся ли мы познающей машиной, или являемся гражданами страны? Мы живем в этой стране, и необходимо определить место науки, социологии, в обществе. Если социология не отвечает практическим нуждам, или когда она отыскивает выгоду и полезность существования самих социологов, тогда она утрачивает содержательное знание об общественных отношениях.

Сегодня выдавать в качестве определяющей лишь одну позицию в социологии не является научным подходом. Необходимо представить все позиции. Является ли властный интерес всеобщим интересом? Субъекта, выражающего всеобщий интерес общества нет. Щербина отмечает, что у социологии не один только идеальный характер – познавательный интерес, очевиден её практический характер.

Реплику подает завлабораторией социологии ПНИПУ Г.В. Разинский. Концепция В.В. Щербины выражает некоторую форму тоски, по востребованности социологии, он считает, что необходимо ввести социальное планирование, пользоваться социальными технологиями, вести конкретные социологические исследования. Механистическое воспроизводство прошлого опыта не попадает в поле реализации. Социология подвергается девальвации. В настоящем времени ей занимаются все, кому не лень. Социологией считают умение составить анкету. Статья В.В. Щербины – провокация на обсуждение проблем социологии.

Заведующий кафедрой физкультуры ПНИПУ проф. В.Д. Паначев отмечает, что от конгресса к конгрессу в РФ расширяется количество секций изучающих многосторонне жизнь общества. На первом конгрессе было 15 секций, на Втором – 25, на Третьем –30, на Четвертом –40 секций. В практике государства в сфере развития физкультуры и спорта перешли от модернизации технических спортивных сооружений к стратегии оздоровления нации, вызвано это мощным демографическим спадом в обществе.

А. Мезрин отметил: арсенал социологических методов исследования существует в нашем распоряжении, но он не нужен заказчику. Кто будет организовывать, продвигать и оплачивать исследования? Кто будет продвигать идеи и выводы, полученные в результате исследований в практике предприятий?

Краткую реплику подал А. Нода: где основные течения проблем, кто ставит диагностику теоретизирования? Что делать социологу в ситуации невостребованности? Мы задаем рекомендации. Не существует органа, обобщающего накопленный опыт. Врач при обращении к нему пациента достает книгу-справочник, где обобщен многократный опыт. Он выдает рекомендации. Мы такого концентрированного опыта исследований не имеем.

В заключение работу теоретического семинара предложено продолжить.

Проф. РАЕ С.П. Парамонова

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

kprf 13-02-2013, 18:49

A prichem tut seminari kraikoma KPRF ?

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30