На суд общественности.

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

долгосрочной целевой программы

«Развитие системы здравоохранения Пермского края на 2013-2020 год»

 

Общие положения

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие системы здравоохранения Пермского края на 2013-2020 годы» (далее – Концепция) определяет цель, задачи, основные направления развития здравоохранения в Пермском крае, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, показатели их результативности.

Концепция разработана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, Законом Пермского края от 2 апреля 2010 года N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», Программой социально-экономического развития Пермского края, утвержденной законом Пермского края от 20 декабря 2012 года № 140-ПК.

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие системы здравоохранения Пермского края на 2013-2020 годы».

 

I. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом

Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Демографическая ситуация в Пермском крае в целом отражает основные тенденции демографических процессов, происходящих в Российской Федерации. Несмотря на заметное сокращение смертности в последние годы — с 16,1 на 1000 чел. населения в 2005 г. до 14,2 в 2012 г., этот уровень все еще очень высок по сравнению с европейскими странами (9,6 в странах ЕС в 2009 г). В структуре общей смертности на протяжении трех лет на 1-ом месте — болезни системы кровообращения (56,5%), на 2-ом месте — новообразования (14,6%), на 3-ем месте — внешние причины смерти (12,5%).

Сохраняется высокой в нашем регионе смертность населения в трудоспособном возрасте. Вероятность умереть в возрасте 15—60 лет в Пермском крае почти в два раза выше, чем в среднем по Европе: 269 против 146 на 1000 чел. населения (2009 г). По оценке экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (далее — ВОЗ), экономические потери только от смертности вследствие кардиологических заболеваний, инсульта и диабета достигли в России 1 % ВВП в 2005 г. В других странах они составили менее 0,35 % ВВП, а в таких развитых странах, как Великобритания и Канада — менее 0,1 % ВВП.

В структуре смертности трудоспособного населения Пермского края в последние два года на первом месте — болезни системы кровообращения — 32,4% в 2011 году, на втором месте — травмы, отравления и другие внешние причины смерти – 32,3%, на третьем — новообразования – 11,4% .

Показатель рождаемости в течение последних двух лет стабилизировался. В 2011 году он составил 14,1 на 1000 населения, в 2012 году – 14,8 на 1 000 населения. Показатель Естественного прироста населения Пермского края в 2011 году составил «минус 0,7», в 2012 году «минус 0,6» (РФ -0,9).

Высокие показатели смертности и заболеваемости населения — главный вызов системе охраны здоровья. Показатели заболеваемости населения Пермского края продолжают расти, при этом темп прироста общей заболеваемости за 2005—2011 гг. составил 9,8 % и превысил темп прироста первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний), который составил 7,6 %.

К 2012 году ожидаемая продолжительность жизни в Пермском крае увеличилась до 68,6 лет, однако, не достигнут ещё уровень российского показателя (70,3).

В широко понимаемом комплексе охраны здоровья населения преобладает лечебная деятельность медицинских учреждений. Между тем среди факторов, определяющих здоровье человека, первое место, по оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), принадлежит здоровому образу жизни. Не ослабляя усилий по совершенствованию системы оказания медицинской помощи необходимо повысить значимость компонентов системы здравоохранения направленных на сохранение и развитие потенциала активной части общества.

В последние годы в РФ, в том числе в Пермском крае, немало сделано для улучшения работы системы здравоохранения. Размеры государственного финансирования здравоохранения выросли за последние 5 лет (2006—2010 гг.) в 2,4 раза в номинальном выражении (в реальном — в 1,4 раза). Благодаря реализации в Пермском крае национального проекта «Здоровье» существенно обновлено медицинское оборудование в медицинских организациях, значительно увеличены объемы бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризации, профилактической работы и т. д.

С принятием в конце 2010 г. закона «Об обязательном медицинском страховании» начата модернизация этой системы, направленная на повышение ее финансовой устойчивости, выравнивание уровня финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным, рост эффективности работы медицинских организаций.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» создал предпосылки для конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, повышения ее доступности, расширения возможностей граждан выбирать медицинскую организацию и врача, улучшения управляемости системой здравоохранения.

Но, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, предпринимаемых мер недостаточно для разрешения накопившихся проблем. Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

— низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни,

— высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение),

— высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела),

— несвоевременное обращение за медицинской помощью,

— низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих,

— низкое развитие замещающих стационар технологий

— дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям,

— не внедрение порядков и стандартов медицинской помощи,

— отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи,

— отсутствие оптимизации этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов.

Таким образом, совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки – задача краевого здравоохранения как отрасли.

Для эффективного достижения намеченной цели необходим комплекс мероприятий с привлечением средств бюджета РФ, Пермского края, что требует принятия долгосрочной целевой программы по развитию системы здравоохранения Пермского края на 2013-2020 годы.

Программно-целевые инструменты Программы позволят создать:

— обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

— повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

— повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

— развитие медицинской реабилитации населения;

— обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

— обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных.

 

II. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края

Разработанная Программа соответствует Программе социально-экономического развития Пермского края, утвержденной законом Пермского края от 20 декабря 2012 года № 140-ПК.

III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения

Решение задач по развитию системы здравоохранения программно-целевым методом является наиболее эффективным способом достижения основных показателей социального и экономического развития региона в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Помимо необходимости решения существующих проблем следует учитывать ряд общемировых тенденций, приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Программа должна решить первоочередные проблемы смертности и заболеваемости и обеспечить движение в направлениях определяющих будущее в развитых странах:

— от «системы диагностики и лечения» к «охране здоровья»,

— от активного вмешательства к профилактике,

— телекоммуникационные технологии,

— качество профессиональных кадров,

— координация и преемственность между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью.

 

К преимуществам Программы следует отнести:

приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

софинансирование мероприятий, за счет средств бюджета РФ, что позволит наиболее эффективно реализовать мероприятия Программы;

качественную и количественную измеримость результатов мероприятий Программы.

Возможные риски при реализации поставленных задач:

1. Финансовые риски.

Недостаточное финансирование мероприятий в рамках программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи и, как следствие, целевые показатели не будут достигнуты.

2. Организационные риски.

Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от органов исполнительной власти Пермского края, но и от слаженной работы всей сети организаций здравоохранения Пермского края.

 

IV. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы

Министерство здравоохранения Пермского края является ответственным за своевременную и качественную разработку Программы и является ответственным исполнителем Программы.

Исполнителями Программы является Министерство здравоохранения Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Участниками Программы являются государственные, муниципальные, частные медицинские организации Пермского края.

 

V. Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы – формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Цель Программы достигается решением определенных задач:

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых: повышенное артериальное давление (35,5%), гиперхолестеринемия (23%), курение (17,1%), нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (12,9%), ожирение (12,5%), злоупотребление алкоголем (11,9%), низкая физическая активность (9%).

Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5-7 раз.

На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов.

Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности — на 25% и 20-30%, умеренное потребление алкоголя -на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании — на 45% и 15-40%.

Другой систематический анализ показывает, что лечение больных ишемической болезнью сердца и другими болезнями системы кровообращения лекарственными препаратами из группы антиагрегантов снижает риск развития осложнений у таких больных на 20-30%, бета-блокаторами — на 20-35%, ингибиторами АПФ — на 22-25%, статинами — на 25-42%.

Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60% .

Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости онкологическими заболеваниями и смертности показал, что влияние факторов группы А (табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, природная среда, жилище, влияние инфекционных канцерогенных факторов и др.) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска, отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, отсутствие просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях, отсутствие единых программ скрининга на федеральном уровне, отсутствие регистра лиц, включенных в скрининговые программы) составляет 35%.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.

При реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению на первый план выходят задачи по изменению системы оказания помощи сельскому населению; модернизации существующих учреждений и их подразделений; выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации; развитию новых форм оказания медицинской помощи — стационар замещающих и выездных методов работы; развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений; совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Необходимо создать межрайонные консультативно-диагностические центры, обеспечивающие комплексное оказание первичной медико-санитарной помощи (концентрация врачей специалистов и лечебно-диагностических ресурсов). Помощь на селе должна быть дифференцирована в зависимости от компактности проживания сельского населения, величины населённых пунктов, транспортной доступности до районных центров. Обеспечить открытие аптечных подразделений (аптека, аптечный пункт) в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении, СВА, ФАП, адресную поддержку инвалидов в лекарственной помощи, в т.ч. на селе.

Программой предусматривается укрепление материально-технической базы учреждений и строительство объектов здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 5 284 283,7 тыс.руб., в том числе:

— средства федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в том числе мероприятий по совершенствованию медицинской помощи наркологическим больным, включая профилактику, диагностику и медицинскую реабилитацию в сумме 28 583,00 тыс.руб.;

— средства долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 10.01.2012 № 11-п, на выполнение мероприятий по обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья в рамках настоящей Программы в сумме 13 582,4 тыс.руб.;

— средства долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1117-п, на выполнение мероприятий по обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья в рамках настоящей Программы в сумме 64 334,4 тыс.руб.;

— средства долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2010 № 897-п, на выполнение мероприятий по обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья в рамках настоящей Программы в сумме 7 295,0 тыс.руб.;

— средства долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 годов»», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2010 № 152-п, на выполнение мероприятий по обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и приведение учреждений здравоохранения в нормативное состояние в рамках настоящей Программы в сумме 754 087,9 тыс.руб.;

— остатки средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы по укреплению материально-технической базы в 144 679,0 тыс.руб;

— дополнительная потребность средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи в сумме 4 271 722,0 тыс.руб.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому, а также строительство объектов здравоохранения для оказания специализированной и скорой медицинской помощи.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 6 786 613,07 тыс.руб., в том числе:

— средства федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C в сумме 36 258,20 тыс.руб.;

— средства федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в сумме 330 843,7 тыс.руб.;

— средства Краевой инвестиционной программы регионального развития на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1322-п, на выполнение мероприятий по повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации в рамках настоящей Программы в сумме 3 125 084,8 тыс.руб.);

— средства долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 годов»», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2010 № 152-п, приведение учреждений здравоохранения в нормативное состояние в рамках настоящей Программы в сумме 755 704,2 тыс.руб.;

— средства бюджета Пермского края на выявление, мониторинг лечения, профилактику ВИЧ-инфекций в Пермском крае, в том числе на приобретение диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С в сумме 40 571,6 тыс.руб.;

— средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи в сумме 239 576,5 тыс.руб

— средства ведомственной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями в Пермском крае на 2013 год» в сумме 15 000,0 тыс.руб.);

— дополнительная потребность средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи в сумме 2 243 574,07 тыс.руб.

3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения, цели снижения материнской, младенческой и детской смертности провозглашены в числе целей развития тысячелетия ООН.

Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудно управляемых, которые влияют на эти показатели. Показатель материнской смертности зависит от социально-экономического состояния страны, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения.

В Пермском крае в 2011 г. показатель материнской смертности составил 24,3 (2012г. – 10,3) на 100 тыс. родившихся живыми, в России – 16,2. По данным ВОЗ, среднеевропейский показатель материнской смертности в 2010 г. составил 20 на 100 тыс. родившихся живыми и за период 2005-2010 годы снизился всего на 9,1%. Наиболее низкая материнская смертность в странах с развитой экономикой, высокой плотностью населения, развитой транспортной инфраструктурой. Например, в Германии показатель материнской смертности составил 7,0 на 100 тыс. родившихся живыми, во Франции — 8,0, в Великобритании — 12,0. В то же время в странах Восточной Европы показатель материнской смертности значительно выше. В частности, в Республике Молдова показатель материнской смертности в 2010 г. составил 41,0 на 100 тыс. родившихся живыми, в Латвии — 34,0, в Украине -32,0, в Румынии — 27,0, в Венгрии — 21,0.

В странах с большей площадью территории, при прочих равных условиях, он обычно выше, чем в небольших по протяженности странах — в США показатель материнской смертности 21,0 в 2010 г., в Канаде -12.

Младенческая смертность имеет аналогичные закономерности — низкие показатели младенческой смертности характерны для стран с высоким уровнем жизни населения, небольшой площадью территории и высокой плотностью населения. Например, в Германии в 2010 г. показатель младенческой смертности составил 3,5 на 1 000 родившихся живыми, во Франции -4,1, в Великобритании — 5,0, в Бельгии — 3,5, в Австрии — 3,9.

В странах с высоким уровнем жизни населения, но большой протяженностью территории, наличием регионов с низкой плотностью населения показатель младенческой смертности несколько выше. Например, в США показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 6,0 на 1000 родившихся живыми, в Канаде — 5,0, в Австралии — 5,0.

На уровень младенческой смертности влияет целый ряд факторов, требующих междисциплинарного подхода.

Прежде всего, это состояние материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства. До настоящего времени большинство регионов не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием.

Наличие высококвалифицированных специалистов в учреждениях родовспоможения и детства играет огромную роль в снижении показателя младенческой смертности. В Пермском крае имеется кадровый дефицит как неонатологов, так и медицинских сестер, что связано, в первую очередь, с низкой заработной платой.

Другие факторы также оказывают существенное влияние на уровень материнской и младенческой смертности — качество дорожного сообщения, достаточная доступность автомобильного и авиационного санитарного транспорта, здоровый образ жизни населения, контроль миграционных процессов.

Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, пренебрежения родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей является зоной ответственности не только и не столько медицинских работников, сколько органов социальной защиты населения, МВД России, МЧС России и др.

Таким образом, улучшая доступность, качество и организацию медицинской помощи матерям и детям, снижая число абортов, возможно снизить младенческую смертность к 2017 г. до уровня 6,5-6,0%, материнскую — до уровня 15,5 — 15,0 на 100 тыс. родившихся живыми. Снижение младенческой смертности до уровня 3-4%, а материнской — до 5¬8 возможно только при развитии экономики, транспортной инфраструктуры, ответственного отношения населения к своему здоровью, сопоставимых с уровнем наиболее развитых стран западной Европы.

Поскольку смертность новорожденных составляет 55-70% от младенческой и 40% от смертности детей до 5 лет, важным направлением снижения смертности детского населения является улучшение помощи новорожденным, чрезвычайно значимым аспектом которой является дальнейшее совершенствование работы краевого перинатального центра. Перинатальный центр — по своей сути высокотехнологичный центр, который позволяет обеспечить эффективную помощь при самой тяжелой патологии, развивать инновационные методы лечения (также, как фетальная и неонатальная хирургия, реанимационно-интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях). Строительство перинатального центра позволило перейти в Пермском крае к полноценной трехуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, создание возможностей адекватной маршрутизации пациентов.

После ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2012 году материнская смертность в крае снизилась с 22,0 на 100 тыс. родившихся живыми в 2009 г. до 10,3 в 2012 г., младенческая смертность — соответственно с 8,1 на 1000 родившихся живыми до 7,4, т.е. на 8,6%.

Для снижения смертности детей чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития.

Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование). Эффективность пренатальной диагностики может быть обеспечена только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений метаболизма позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни. Дальнейшее развитие пренатальной диагностики позволит снизить число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, и снизить смертность детей от тяжелых пороков развития.

Решение вопроса строительства и реконструкции детских многопрофильных стационаров и поликлиник, структура которых должна полностью соответствовать современным требованиям, позволит обеспечить реальное достижение целей и задач Программы. Более того, этот раздел неразрывно связан с совершенствованием работы перинатального центра. Поскольку на базе перинатального центра медицинская помощь детям оказывается только в первые дни и месяцы жизни, детские больницы должны являться важнейшей частью функциональной сети, обеспечивающей весь цикл помощи ребенку.

Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Несмотря на высокие цифры проведения химиопрофилактики ВИЧ-инфицированным беременным, передача инфекции при перинатальных контактах остается высокой, в целом по краю на уровне около 6%, что, вероятно, свидетельствует о недостаточно высокой эффективности химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку, и диктует необходимость совершенствования системы оказания данного вида помощи и его мониторинга.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 2 175 874,25 тыс.руб., в том числе:

— средства федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в сумме 12 658,10 тыс.руб.;

— средства федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в сумме 13 092,40 тыс.руб.;

— средства долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2010 № 897-п, на выполнение мероприятий по повышению эффективности службы родовспоможения и детства в рамках настоящей Программы в сумме 136 790,3 тыс.руб.;

— средства бюджета Пермского края предусмотренные на оплату услуг по оказанию медицинской помощи лечения бесплодия методом экстрокорпорального оплодотворения в сумме 121 500,00 тыс.руб.

— средства бюджета Пермского края предусмотренные на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в сумме 2 060,6 тыс.руб;

— средства бюджета Пермского края предусмотренные на обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в сумме 1 978,85 тыс.руб;

— дополнительная потребность средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи в сумме 1 887 794,00 тыс.руб.

4. Развитие медицинской реабилитации населения, в том числе детей.

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации. Анализ оказания медицинской реабилитации в Пермском крае показал, что она требует реорганизации и приведения ее в трехуровневую комплексную реабилитацию.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально-технической базой реабилитационных учреждений. Необходимо устранить имеющийся дефицит реабилитационных коек, открыть современный, высокотехнологичный реабилитационный центр, организовать амбулаторно-поликлинический этап реабилитации, в том числе с привлечением санаториев-профилакториев.

Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации актуальна и в педиатрии и обусловлена увеличением численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей-инвалидов. В Пермском крае на 01.01.2012 зарегистрировано более 4 тыс. детей-инвалидов. С учетом характера инвалидизирующей патологии и распределения по возрасту примерно треть детей, признанных инвалидами нуждаются в проведении медицинской реабилитации в условиях стационара. Следует подчеркнуть, что кратность курсов реабилитации для детей составляет 2-4 раза в год.

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей возможно при обеспечении доступности и качества медицинской реабилитации путем дальнейшего развития сети детских профильных реабилитационных учреждений.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 1 045 831,2тыс.руб., в том числе:

— средства Краевой инвестиционной программы регионального развития на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1322-п, на выполнение мероприятий по развитию медицинской реабилитации населения, в том числе детейв рамках настоящей Программы в сумме 200 000,0 тыс.руб.);

— средства долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2010 № 897-п, на выполнение мероприятий по развитию медицинской реабилитации населения в рамках настоящей Программы в сумме 42 953,00 тыс.руб.);

— средства долгосрочной целевой программы «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и онкологическим больным на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 15.11.2010 № 890-п, на выполнение мероприятий по развитию медицинской реабилитации населенияв рамках настоящей Программы в сумме 67 204,6 тыс.руб.);

— средства бюджета Пермского края предусмотренные на оплату услуг по долечиванию (реабилитации) больных после стационарного лечения отдельных заболеваний в стационарах (отделениях) в сумме 329 572,4 тыс.руб;

— дополнительная потребность средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи в сумме 406 101,2 тыс.руб.

5. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений здравоохранения, однако в первую очередь определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов.

В Пермском крае значительные средства выделяются на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, активно внедряются новые технологии, имеется позитивная динамика демографических показателей.

При этом серьезное негативное влияние на деятельность в сфере здравоохранения оказывают растущий дефицит медицинских работников и снижение укомплектованности ими учреждений здравоохранения. Это уже сейчас приводит к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности, а также невозможности выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.

Показатель обеспеченности врачами учреждений здравоохранения на 31.12.2011 составил 36,2 на 10 тысяч населения при показателе по Российской Федерации — 44,1.

Штатная численность медицинских работников в учреждениях здравоохранения составляет: врачей — 15942,75 должности, средних медицинских работников — 33747,25 должности. Из них количество физических лиц, замещающих штатные должности врачей, составляет 9539 человек (укомплектованность составляет 90,16%; коэффициент совместительства — 1,51), замещающих штатные должности средних медицинских работников составляет 23462 человека (укомплектованность составляет 92,97%; коэффициент совместительства — 1,34).

Анализ кадрового состава учреждений здравоохранения по возрастному критерию свидетельствует о росте доли медицинских работников пенсионного возраста. Сохраняется отрицательный баланс динамики численности медицинских работников. Это связано в первую очередь с тем, что количество выбывших медицинских работников по причине прекращения трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения в связи с достижением пенсионного возраста не восполняется приходом молодых специалистов, в том числе выпускников медицинских учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Необходимо укомплектовать учреждения здравоохранения медицинскими работниками посредством обеспечения притока в них специалистов с высшим и средним медицинским образованием.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 887 952,00 тыс.руб., в том числе:

— средства долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.11.2012 № 1376-п, в сумме 887 952,0 тыс.руб.).

6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных (оказание паллиативной помощи), в том числе детей.

На фоне демографического старения населения в Пермском крае с каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи.

Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

С целью создания оптимальных условий для неизлечимых больных, в том числе детей, планируется развитие сети учреждений, специализирующихся на оказании паллиативной помощи (открытие отделений паллиативной помощи в многопрофильных больницах и самостоятельных учреждений-хосписов), исходя из примерного расчета 2-3 койки на 100 тыс. детского населения и 10 коек на 100 тыс. взрослого населения.

Концепция паллиативной помощи состоит в том, что борьба с болью, решение психологических, социальных или духовных проблем пациентов приобретает первостепенное значение. Таким образом, основной задачей оказания медицинской помощи умирающему больному становится обеспечение, насколько это возможно, человеку достойного качества жизни на ее завершающем этапе.

Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно-интенсивная помощь, не менее чем на 15 %.

Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий данной задачи составляют 15 000,00тыс.руб., в том числе:

— дополнительная потребность средств бюджета Пермского края на выполнение мероприятий данной задачи через ведомственную целевую программу «Развитие и совершенствование оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению с неизлечимыми заболеваниями в Пермском крае на 2013-2015 г.» в сумме 15 000,00 тыс.руб.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы,

возможные формы и методы оценки ее эффективности

Эффективность реализации Программы оценивается исходя из достижения запланированных результатов каждого из основных показателей (индикаторов), сопоставлением плановых и фактических значений показателей Программы, как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году, при условии соблюдения обоснованного объема расходов.

Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы производится на основе информации ежеквартально представляемой ПК МИАЦ.

Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер, является результатом расчета, основывается на массиве первичных данных, не отражает итоговое состояние и позволяет проводить анализ в случае получения неудовлетворительных оценок.

При проведении оценки эффективности выполнения Программы раздельно анализируется информация о достижении значений целевых индикаторов (последующий контроль) и показателей Подпрограмм и мероприятий.

Программа направлена на достижение конкретных целей. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

Снизить:

смертность от всех причин до 11,4 случаев на 1000 населения;

смертность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 8,1 случая на 10000 населения соответствующего возраста;

смертность от дорожно-транспортных происшествий до 10,0 случаев на 100 тыс.населения;

смертность населения по причине болезней системы кровообращения до 622,4 случаев на 100 тыс.населения;

смертность населения от новообразований (в том числе злокачественных) до 190,0 случаев на 100 тыс.населения;

младенческую смертность до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

материнскую смертность до 15,5 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

заболеваемость туберкулезом до 35,0 на 100 тыс. населения;

смертность от туберкулеза до 11,2 случаев на 100 тыс.населения;

Увеличить:

ожидаемую продолжительности жизни до74 лет

долю выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 мин. до 89%

 

VII. Период реализации и основные этапы реализации Программы

Программа будет рассчитана на период с 2013 года по 2020 год.

Мероприятия Программы не будут иметь разбивки на этапы, мероприятия должны реализовываться в течение всего периода ее действия.

 

VIII. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы

Для оценки реализации Программы сформирована система целевых показателей.

Целевые показателями Программы отражены в Таблице 1.

Таблица 1

п/п

Целевой показатель

2012 (факт)

2013 (прогноз)

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

2016 (прогноз)

2017

(прогноз)

2018

(прогноз)

2019

(прогноз)

2020

(прогноз)

1.

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

68,6

69,4

70,2

71,0

72,0

73,0

74,0

74,0

74,0

2.

Смертность от всех причин, на 1000 населения

14,0

13,5

13,0

12,5

12,2

11,8

11,8

11,4

3.

Материнская смертность, случаев на 100 тыс.родившихся живыми

16,1

16,0

15,9

15,9

15,8

15,7

15,6

15,5

4.

Младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми

8,2

8,1

8,0

7,8

7,5

7,2

6,8

6,4

5.

Смертность детей в возрасте 0 — 17 лет, случаев на 10000 населения соответствую­щего возраста

9,7

9,3

8,9

8,7

8,4

8,1

8,1

8,1

6.

Смертность от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. населения

795,8

776,0

747,8

717,0

689,0

649,4

630,4

622,4

7.

Смертность от дорожно-транспортных происшествий,

на 100 тыс.населения

14,8

13,7

12,6

11,5

10,9

10,3

10,1

10,0

8.

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных), на 100 тыс.населения

200,3

199,4

197,8

196,1

194,4

192,8

191,2

190,0

9.

Смертность от туберкулеза,

на 100 тыс.населения

15,3

14,9

14,2

13,7

12,3

11,8

11,5

11,2

10.

Заболеваемость туберкулезом,

на 100 тыс.населения

68,6

67,0

63,0

59,5

48,8

43,9

40,1

35,0

11.

Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут, %

79,1

82,2

84,3

85,8

87,9

89

89

89


IX. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

с разбивкой по годам.

Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников:

средства бюджета Пермского края (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края);

средства федерального бюджета – субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в том числе мероприятий по совершенствованию медицинской помощи наркологическим больным, включая профилактику, диагностику и медицинскую реабилитацию;

средства федерального бюджета – субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;

средства федерального бюджета – субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

средства федерального бюджета – субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

средства федерального бюджета– субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка;

остатки средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы по укреплению материально-технической базы.

Для достижения контрольных показателей запланированных мероприятий Программы также используются средства следующих программ:

средства краевого бюджета в рамках долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 годов», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2010 № 152-п;

средства краевого бюджета в рамках постановления Правительства Пермского края от 21.11.2012 № 1322-п «Об утверждении краевой инвестиционной программы регионального развития на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;

средства краевого бюджета в рамках долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 10.01.2012 № 11-п;

средства краевого бюджета в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1117-п;

средства краевого бюджета в рамках долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2010 № 897-п;

средства краевого бюджета Пермского края и бюджета местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в рамках долгосрочной целевой программы «Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.11.2012 № 1376-п.

Сводные финансовые затраты для выполнения мероприятий Программы в размере 16 195 554,22 тыс.руб., в том числе:

из краевого бюджета – 15 371 259,82 тыс.руб., в том числе:

средства долгосрочных целевых программ Пермского края – 2 471 723,8 тыс.руб.;

средства краевой инвестиционной программы регионального развития Пермского края – 3 325 084,8 тыс.руб.;

дополнительная потребность в средствах краевого бюджета (текущие расходы) – 8 824 191,27 тыс.руб;

средства краевого бюджета (текущие расходы) – 750 259,95 тыс.руб.;

из бюджета органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края – 258 180,0 тыс.руб. (в том числе средства долгосрочной целевой программы– 258 180,0 тыс.руб.).

из федерального бюджета – 566 114,40 тыс.руб. в том числе:

остатки средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы по укреплению материально-технической базы – 144 679,0 тыс.руб.;

субсидии из федерального бюджета Пермскому краю на софинансирование расходных обязательств – 421 435,4 тыс.руб.).

Плановые объемы финансирования Программы по годам и источникам финансирования приведены в таблице 2.

Объемы финансирования мероприятий Программы могут быть скорректированы в процессе реализации мероприятий исходя из выделяемых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и фактических затрат.

 

Таблица 2

 

Планируемый объем финансирования Программы, тыс.руб.

 

 

Источник финансирования

2013-2018 годы

в том числе:

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

ВСЕГО по Программе

16 195 554,22

3 254 913,20

2 013 756,35

1 911 710,65

3 135 119,55

1 803 511,75

1 301 658,55

1 145 643,55

1 629 240,62

в том числе за счет средств:

Бюджет Пермского края, в том числе:

15 371 259,82

2 602 738,8

1 927 696,35

1 825 650,65

3 135 119,55

1 803 511,75

1 301 658,55

1 145 643,55

1 629 240,62

Текущие расходы

750 259,95

387 884,10

109 696,55

46 696,55

41 196,55

41 196,55

41 196,55

41 196,55

41 196,55

Долгосрочные целевые программы Пермского края

2 471 723,8

1 425 400,6

741 556,4

304 766,8

Краевая инвестиционная программа регионального развития

3 325 084,8

789 454,1

1 072 693,4

1 462 937,3

Дополнительная потребность в средствах бюджета Пермского края

8 824 191,27

3 750,00

11 250,00

3 093 923,00

1 762 315,20

1 260 462,00

1 104 447,00

1 588 044,07

Бюджет органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, в том числе:

258 180,00

86 060,00

86 060,00

86 060,00

Долгосрочная целевая программа Пермского края

258 180,00

86 060,00

86 060,00

86 060,00

Федеральный бюджет, в том числе:

566 114,4

566 114,4

Остатки средств, предоставленных из бюджета ФФОМС (Программа модернизации здравоохранения Пермского края)

144 679,00

144 679,00

Субсидии из федерального бюджета Пермскому краю на софинансирование расходных обязательств

421 435,40

421 435,40

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

Сергей 28-03-2013, 12:03

Концепция вымирания, а не здравоохранения…

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031