Независимый экономист Владислав Жуковский: Кипр, МВФ и ЕЦБ продолжают управлять российскими чиновниками

Насколько можно судить, весеннее обострение российских высокопоставленных чиновников обостряется по мере приближения лета и повышения температуры. Откровенный бардак творится на Кипре – сначала российские высокопоставленные чиновники, спасая «подвисшие» в оффшорной гавани активы российских миллиардеров, олигархов и коррупционеров, предоставили стране-банкроту, находящейся одной ногой в состоянии дефолта, заведомо не подлежащий возврату кредит на нерыночных условиях. А затем по совершенно не понятной причине, не спросив мнения не только рядовых граждан страны (народные референдумы в России пока никто ещё формально не отменял), но хотя бы свободных от пораженческих «либерального фундаментализма»  догм экспертов,  согласилось пойти на реструктуризацию выданного кредита.

Насколько можно судить, в правительстве были вынуждены пойти на этот шаг сразу по нескольким причинам. Во-первых, на этом категорически настаивала пресловутая «тройка кредиторов» в лице МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии, которая наотрез отказалась предоставлять финансовую помощь Кипру без достижения договорённостей с Россией относительно реструктуризации российского кредита. Имеет смысл напомнить, что именно в Вашингтоне, Брюсселе и Франкфурте-на-Майне было принято решение провести «стрижку баранов» — именно «тройка кредиторов» в качестве обязательного условия предоставления Кипру финансовой помощи потребовала от Никосии пойти на списание от 40 до 80% крупных банковских депозитов и вкладов в кипрских банков.

Принимая во внимание тот факт, что из 70 млрд. евро, хранящихся на банковских счетах кипрских банков, как минимум 18-23 млрд. евро приходится на вклады российских граждан, становится понятно, за чей счёт осуществляется спасение европейской периферии. Именно за счёт России и наиболее состоятельной части её общества международные финансовые организации, активно отстаивающие геоэкономические интересы экономически развитых стран и коммерческие интересы транснационального капитала и глобального бизнеса, намерены решить проблемы Еврозоны и удержать валютный союз от распада.

Под нажимом европейских и американских элит, которые прекрасно осознают масштабы коррупции в России и осведомлены о незаконном и преступном характере происхождения подавляющей части многомиллиардных состоянии российских чиновников и «эффективных собственников», правительство России согласилось продлить срок погашения кредита до 2018г., одновременно снизив практически в два раза ставку по кредиту — с 4,5 до 2,5 процентов годовых. Под такую ставку себе не могут позволить занимать не то что страны в дефолтном состоянии, но даже крупнейшие экономики Старого Света (не считая Великобритании, Германии, Франции и стран Бенилюкса).

Стоит напомнить, что в конце 2011г. Минфин вопреки здравому смыслу и критике со стороны независимых экономистов выделил оффшорному «предбаннику» российской экономики 2,5 млрд. евро под 4,5%, не потребовав никаких гарантий, залогового имущества и поручительств, что кредит будет возвращён. А уже спустя пару месяцев, весной 2012г., сам Минфин от лица России умудрился занять на внешнем рынке порядка 7 млрд. долл. под 4,6%. Притом что сама Россия, несмотря на все структурные дисбалансы и архаичную структуру экономики, находится в несравненно лучшем финансовом состоянии, чем Кипр. В любой нормальной коммерческой организации или банке сотрудник, который кредитуют клиентов под более низкий процент, чем сам занимает на рынке капитала, в лучшем случае был бы с позором выгнан с работы. А скорее всего привлечён к административной и уголовной ответственности за растрату имущества и попытку хищения финансовых ресурсов.

Каким-то удивительным образом чиновники Минфина, рассуждающие о приоритетах налогово-бюджетной политики и признаваемые британскими банкирами «лучшими министрами финансов», умудрились «существенно недооценить финансовый риск» (именно в таком ключе объясняют свою «ошибку» в правительстве). Тогда как в начале 2012г. все три крупнейших международных рейтинговых агентства, не отличающиеся повышенной реакцией и даром предвидения (остаточно вспомнить, как они «проспали» ипотечный кризис в США), понизили суверенный кредитный рейтинг Кипра до уровня дефолта.

Совершенно не понятно, какими мотивами руководствовались в Минфине и кабинете министров, когда предоставили стране-банкроту кредит в размере практически 10% её ВВП без гарантий и поручительств, не определив не только целевой характер и назначение займа, но даже не поинтересовавшись . И это в условиях, когда размер активов финансового сектора в 7,1 раз превышает размер экономики оффшорного государства (в среднем по Евросоюзу порядка 3,3-3,5 раз), спад ВВП и промышленного производства достигает 3,3% и 15,5% соответственно, размер государственного долга перешагнул отметку в 85,8% ВВП, дефицит федерального бюджета составляет 6,5% ВВП, уровень безработицы превысил 14% экономически активного населения, а дефицит счёта текущих операций платёжного баланса превысил 6% ВВП. Предоставлять кредит стране, находящейся в подобном кризисном состоянии, равносильно самоубийству – в правительстве не могли не отдавать себе отчёт в том, что кредит возвращён не будет, а деньги российских налогоплательщиков сгорят.

Однако, насколько можно судить, российских бюрократов подобного рода вопросы интересуют мало – они осознанно бросили в костёр без малого 75 млрд. бюджетных рублей, спасая банковские вклады и прочие финансовые активы российской «оффшорной аристократии» — олигархов, «эффективных менеджеров», чиновников и криминальных структур. При этом важно отдавать себе отчёт в том, что речь идёт не о каких-то копейках, которые не жалко направить на спасение православной республики. 75 млрд. рублей, которые теперь чиновники на словах пытаются выдернуть с Кипра, крайне небольшая по меркам российской экономики и бюджетной системы сумма – менее 0,12% ВВП, 0,58% федерального бюджета и 1,1% «нефтегазовой кубышки» — Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния.

Однако по меркам хронически недофинансированной отечественной экономики и социальной сферы это огромные средства.

По сути дела пролонгация кредита на 5 лет (до 2018г.) с одновременным практически двукратным снижением процентной ставки (с 4,5% до 2%) равносильно списанию приблизительно 10% от суммы предоставленного займа. Это был вынужден открыто признать даже глава Минфина Антон Силуанов – верный ученики и идейный сторонник Алексея Кудрина, который на протяжении 11 лет на посту министра финансов душил отечественную экономики, блокировал модернизацию и под псевдонаучные рассуждения о борьбе с инфляцией и необходимости накопления «подушки безопасности» изымал якобы незарбатонные деньги из экономики, усугубляя инвестиционный кризис в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и втягивая российские компании и банки в петлю внешних займов.

Другими словами, российские чиновники, хранящие свои главным образом незаконно заработанные деньги и приобретённые активы в фешенебельных странах Европы и в оффшорных гаванях, пошли на поводу у европейских и американских элит. Сначала они согласились на введение конфискационного по своей сути налога на банковские вклады российских граждан на Кипре, в результате чего были потеряны от 8 до 16 млрд. евро. А теперь по указке из Вашингтона и Брюсселя готовы пойти на списание без малого 10% предоставленного Кипру займа. Финансово-политическим элитам США и Старого Света нравится решать свои проблемы за чужоё счёт. И почему бы это не сделать за счёт «встающей с колен» России, чиновники которой (а также их активы и семьи) сами копают себе яму, вывозя награбленные финансовые активы в оффшоры в условиях

Что касается потерь российской экономики от реструктуризации кредита Кипру, то они хоть и выглядят незначительными, однако являются вполне осязаемыми и чувствительными для находящейся в бедственном положении социальной сферы. По сути дела речь идёт о списании 10% долга, т.е. 250 млн. долл. Это эквивалентно 7,5 млрд. рублей. Принимая во внимание бедственное положение в экономике и финансовой системе Кипра (размер ЗВР страны сжался с 1 трлн. до 870 млрд. долл. только за последний год), это только «первая ласточка» — основные потери ещё впереди.

«Тройка кредиторов» постоянно ужесточает условия предоставления финансово помощи (уже появились слухи о продаже нескольких десятков тонн из золотого запаса Банка Кипра), а Кипр всё глубже скатывается в кризисное состояние. В этой ситуации вполне вероятно, что вслед за первой реструктуризацией российского долга последует вторая и третья программы пересмотра условий кредитования, в результате которых Россия потеряет до половины от всей стоимости предоставленного займа.

В связи с тем, что процесс этот будет растянут во времени, а Минфин будет рефинансировать предоставленные займы, не допуская реального дефолта, это позволит снизить общественный интерес к данному вопросу. К слову сказать, именно такой тактики поведения (избегания огласки) придерживался Минфин в 2000-е годы, когда правительство списало слаборазвитым и развивающимся странам (Ираку, Афганистану, Алжиру и т.д.) в общей сложности 95-100 млрд. долл. задолженности.

Возвращаясь к вопросу о «цене вопроса». Прямые убытки России уже сегодня составили 7,5 млрд. рублей, а потенциально могут подняться до 50-75 млрд. в перспективе 3-5 лет. Для сравнения, по итогам всего 2012г. из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства было выделено 148,8 млрд. рублей, на водное хозяйство — 21,9 млрд., на лесное хозяйство — 29,7 млрд., на развитие связи и информационных технологий – 41,3 млрд., на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 29,7 млрд., на святая святых (т.е. ТЭК) — 107,8 млрд., а на исследование и использование космического пространства было выделено 32,9 млрд. рублей (т.е. в два раза меньше тех потерь, которые Минфин и Правительство хотят возложить на российскую экономику из-за своего непрофессионализма и спасения «подвисших» активов «оффшорной аристократии»).

В том же 2012г. из федерального бюджета на охрану окружающей среды было выделено менее 22,5 млрд. рублей, на дошкольное образование – 7 млрд., на общее образование — 89,6 млрд., на профессиональную подготовку и переподготовку кадров — 6,4 млрд., на культуру и кинематографию — 89,9 млрд., не амбулаторную помощь — 150,9 млрд., на санаторно-оздоровительную помощь — 42,6 млрд., на санитарно-эпидемиологичекие мероприятия — 13,3 млрд., а на заготовку и хранение донорской крови было выделено менее 6,7 млрд. рублей.

Другими словами, уже сегодня, если бы высокопоставленные чиновники вместо спасения Кипра и находящихся в кипрских банках счетов российских миллиардеров и бюрократов решили помочь нуждающимся в донорской крови гражданам России, можно было в два раза нарастить расходы федерального бюджета на развитие донорства. Однако российских чиновников, насколько можно судить, слабо волнуют проблемы тех, кто не вписался в «нефтегазовый Титаник» — спасение утопающих дело рук самих утопающих. Именно этой логикой, судя по всему, и руководствуются в Правительстве, когда по сути дела отменяют финансовую помощь донорам под предлогом необходимости «соблюдения бюджетной дисциплины» и «затягивания поясов». И при этом сначала предоставляют изначально не подлежащий возврату кредит стране-банкроту в размере 75 млрд. рублей, а потом списывают его десятую часть в рамках программы реструктуризации займа.

По большому счёту, этот беспредел должен привлечь внимание Счётной Палаты, Следственного Комитета, Генеральной Прокуратуры и прочих правоохранительных органов. На лицо факты нецелевого использованию бюджетных ресурсов и целенаправленного предоставления изначально не подлежащего возврату кредита на нерыночных условиях находящейся на грани банкротства стране по решению узкой группы чиновников.

Российские правоохранительные органы наконец-то обратили своё внимание на масштабные хищения в Министерстве обороны, на «олимпийской стройке» в Сочи, на Саммите АТЭС во Владивостоке, в Сколково, в Роснано и в ряде других крупных госкомпаниях. Однако не решаются навести порядок в Минфине и Правительстве, которое принимает откровенно странные и, насколько можно судить, противоречащие государственным интересам решения. Притом что именно управление государственным долгом (как, впрочем, и международными резервами) является одной из наименее прозрачных с финансовой точки зрения и наиболее коррупциогенной сферой государственного управления.

Уже давно пора поинтересоваться в финансово-экономическом блоке правительства, по какой причине и с какой целью по указке из Вашингтона и Брюсселя списываются долги третьих стран перед Россией («международное сотрудничество» и «помощь бедным» в деиндустриализированной России с бедным в большинстве своём населением в  качестве объяснения не принимаются). А также оказывается финансовая поддержка оказавшимся на грани дефолта оффшорным юрисдикциям с последующим списанием этой самой поддержки. Иначе как коррупционными мотивами и спасением счетов российских миллиардеров и самих чиновников подобного рода «финансовые пируэты» объяснить не получается.

При этом весьма показательна реакция российских чиновников, которые пытаются сделать хорошую мину при плохой игре и судорожно открещиваются от признания того, что согласовали с Брюсселем, Вашингтоном и Франкфуртом списание 10% предоставленного Кипру займа. Замминистра финансов Сергей Сторчак, ставший известным благодаря 11 месячному пребыванию в СИЗО в разгар подковёрной борьбы «силовиков» и «либералов» накануне президентских «выборов» 2008г., в кулуарах ежегодного съезда Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отметил, что никакого документа о пролонгации кредита пока не подписано.

Напомним, что в первх числах мая министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидис сообщил, что Россия согласилась продлить Кипру срок погашения кредита с 2016 до 2022 года в качестве помощи по выходу из долгового кризиса. Точно такая же формулировка содержится и в документе, подготовленном тройкой международных кредиторов — Европейским центральным банком (ЕЦБ), Европейской комиссией (ЕК) и Международным валютным фондом (МВФ). Сложно себе представить ситуацию, чтобы .

А если это и так и прав Сторчак, то тогда в принципе не понятно, почему Россию превратили в «мальчика для битья» и не интересуются её мнением при принятии решений. В таком случае уместно поинтересоваться, почему Сторчак, Минфин и Правительство России в целом не выступили с нотой протеста. В любом случае, становится очевидно, что ведётся какая-то подковёрная, скрытая от глаз простых россиян, борьба интересов. Принимая во внимание масштабы коррупции в «вертикали власти» и тот факт, что источником легитимности своим незаконно приобретённым капиталам российские чиновники, олигархи и криминальные структуры избрали США, Великобританию и страны Еврозоны, можно не сомневаться, что номенклатура в очередноё раз прогнётся под нажимом финансово-политических элит США и Старого Света.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30