Выводы и рекомендации краевой научно-практической конференции «ЭКОНОМИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ – СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

г. Пермь 20 апреля 2013 г

(организаторыПермский краевой комитет КПРФ, Российские ученые социалистической ориентации )

1.Системные условия экономической политики

Для России жизненно важным является формирование системных условий для реализации промышленной политики, позволяющей перейти к инновационной экономике –к инновационному развитию и новой индустриализации.

Развитые зарубежные страны отказываются от многопрофильных объединений фирм в пользу специализированных публичных корпораций, акции которых находятся в свободном обороте, и лишь 5-7% пакета принадлежит инвестиционным и пенсионным фондам. Российская же экономика продолжает идти по пути слияний и поглощений, происходящих путем рейдерских захватов, скупки непрофильных активов, усиливая олигархические тенденции на рынке.

Глобальная конкуренция принципиально отличается от конкуренции внутри страны. В России по объективным причинам суровый климат, большая транспортная протяженность, малое число и удаленность незамерзающих портов, обрабатывающая промышленность, при прочих равных условиях, неконкурентоспособна. До 85% телевизоров, холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники, половина автомобилей, большая часть самолетов, тракторов и комбайнов выпускается на заводах, технологические центры которых и производство сложных узлов и деталей размещены за рубежом.Создание в России сборочных производств зарубежных ТНКделает ненужными российскую науку и инженерное образование.

Развитие инфраструктуры должно стать в настоящее время приоритетным. Ключевым вопросом в реализации эффективной промышленной политики является долгосрочное (длинное)кредитование реального сектора экономики. По оценке экспертов, кредитование реального сектора ведут не более 300 банков. Остальные банки до 70% валовой прибыли получают за счет спекуляций ценными бумагами, валютой, финансирования слияний и поглощений, а не реальных инвестиций.

Правительство ежегодно утверждает повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в размере 10-15%, чем и раскручивается инфляция.Банк России и Минфин борются с инфляцией посредством сдерживания предложения денег.Аккумулирование значительной части нефтяных доходов и их фактическое замораживание не позволяет осуществлять необходимые структурные изменения экономики.В результате российская обрабатывающая промышленность не может обрести конкурентоспособность из-за высокой стоимости кредита.

В результате реформ 90-х годов экономика РФ оказалась существенно недофинансированной (уровень обеспечения денежной массой ниже на 40%, чем в развитых странах, Китае, Бразилии, Индии). В абсолютном значении недомонетизация составляет около 500 млрд. долларов. Для повышения монетизации экономики необходимо соединить в один процесс создание крупных банков, национальных проектов развития и эмиссии специальных «промышленных денег».

В России была сделана ставка на привлечение иностранных инвестиций, как на основной источник модернизации и развития инновационной экономики. Были провозглашены цели, формально созданы институты развития по опыту развитых стран. Но как бы негласно предполагалась возможность инновационного развития при разрушенной индустриальной основе. Высокие мировые цены на энергоносители обеспечивали рост потребления, но не формировали необходимых инвестиций в ведущие отрасли обрабатывающей промышленности – станкостроения, приборостроения, авиастроения, судостроения, сельхозмашиностроения, энергомашиностроения, производства бытовой техники. Высокий уровень импорта промышленных товаров является сегодня блокирующим фактором к развитию инновационной экономики с соответствующей количественной структурой рабочих мест. В мире еще не было опыта построения инновационной экономики без индустриальной основы. Постиндустриальная национальная экономика предполагает высокий уровень развития индустрии в стране.

В настоящее время цепочка: образование – фундаментальная наука – прикладная наука – производство – реализация продукции разорвана. Нужна адекватная денежно-кредитная и фискальная политика.

В настоящее время критерии инновационности, научно-технического, производственного потенциала предприятий обрабатывающей промышленности при выдаче кредита не используются. Денежно-кредитная политика не должна подстраиваться под существующую экономическую структуру (сырьевой ориентации), а должна передавать такое свое воздействие на экономику, которое сформирует требуемую структуру (структуру инновационной экономики).

Ввод новых денег в российскую экономику должен уменьшить существующую резкую дифференциацию доходов и несоответствие социальных функций вкладу различных слоев граждан в национальную экономику. Достижение этой цели потребует подбора соответствующих критериев предоставления кредита и активной политики регулирования процентных ставок.

Демографическая ситуация в крае остается неблагоприятной. В 2090 году родилось 42183 чел., в 2000 – 22701, в 2010 – 37304, в 2025 ожидается 22700 чел.

2.Состояние экономики Пермского края

Энергетика края в 2012 году приблизилась к уровню 1990 года. Сырьевые отрасли (нефть, попутный газ, калийные удобрения) успешно

развиваются.

Производство стали, строительного кирпича по сравнению с1990 годом уменьшилось в три раза, сборных железобетонных конструкций – в 3,5 раза.

Производство бумаги уменьшилось на треть.

Легкая промышленность умирает. Цельномолочной продукции выпущено меньше в два раза, хлеба и хлебобулочных изделий – в 3,5 раза. Зато пива выпущено в 4 раза больше.В структуре питания пермяков виден явный перекос потребления в сторону картофеля и хлебопродуктов при недостатке кисломолочных и мясных продуктов, рыбы, фруктов и овощей. Ввозится в регион от 44 до 60% основной сельхозпродукции.

Сельское хозяйство стагнирует. Из 42-х сельских районов 12 практически полностью утратили сельскохозяйственное значение. В краевом фонде нераспределенных (бесхозных) земель числится полмиллиона гектаров. Посевные площади уменьшились в 2,3 раза, а производство зерна – в 3,5 раза, поголовье крупного рогатого скота – в 3,3, свиней – в 2,5 раза меньше. Единственноеуспешно работающее – птицефабрики. Количество сельскохозяйственной техники сократилось в 5-10 раз. Доля устаревшей, изношенной техники выше 60%. Объемы инвестиций на село за последние годы снизились в два раза.Количество внесенных минеральных удобрений на гектар зерновых в Пермском крае меньше в 3 раза, чем в Татарстане.Средняя месячная зарплата в АПК края всего 3478 (от 1,3 до 9 тысяч) рублей. Поддержка сельхозпроизводителей ничтожна по сравнению с развитыми странами (1% от краевого бюджета).Работающих в сельхозпредприятиях края осталось 26 тысяч при активном сельском населении в настоящее время 230 тысяч человек. С 2008 года научно-исследовательские работы в АПК полностью потеряли краевую бюджетную поддержку.В крае отсутствует комплексный системный подход к социальному и экономическому развитию сельских территорий.

Промышленное строительство в разы уменьшилось. Ввод жилья составляет 79% от 1990 года. При доле края в населении России 2% доля, но в строительстве жилья 1,1%.

Лесозаготовка в Прикамье криминализирована. По выявленному количеству преступлений в области лесопользования из 15 субъектам РФ край прочно заняло первое место в стране. Мимо краевого бюджета из региона утекают по 7,5­8 миллиардов рублей ежемесячно.

45%трудоспособных граждан работают в «сером» секторе и не обеспечивают наполнение бюджета. Поэтому происходит недофинасирование всех социальных расходов.

Резюме:Либеральная рыночная экономика не имеет перспектив. Требуется активная государственная экономическая политика развития.

Рекомендации конференции:

В области сельского хозяйства:

1. Признать положение в сельском хозяйстве края крайне неудовлетворительным. Без увеличения поддержки из консолидированного бюджета до 7-10% сельхозпроизводство не возродить.

2. Возобновить работу общественного Совета по вопросам АПК при председателе Правительства Пермского края, значительно обновив его состав не чиновниками аппарата, а профессионалами с мест.

3. Укрепить Министерство сельского хозяйства края опытными профессиональными кадрами.

4. Приостановить процессы закрытия на селе социальных объектов: магазинов, медпунктов, детских садов, школ, домов культуры, библиотек, почтовых отделений и т.д., рассматривая каждый случай как ЧП.

5. Изучить положительный опыт соседних регионов по развитию АПК и сельских территорий и перенять его конструктивные направления.

6. Рекомендовать Земским собраниям муниципальных сельских районов тщательно рассмотреть состояние дел в АПК районов и представить свои предложения по изменению создавшегося положения.

7. Рекомендовать СМИ края активно и глубоко освещать состояние дел а АПК и проблемы сельских территорий, привлекая к ним внимание руководства всех уровней власти, широкой общественности и населения.

8. Обеспечить гласность и свободный доступ к информации на сайтах всех Министерств и Правительства края, Облстатуправления.

9. Рекомендовать Правительству края взять на постоянный контроль реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

В области промышленности:

1. Разработка долговременной Стратегии и Программы развития промышленности Пермского края с позиций индикативного планирования давно является насущной необходимостью.

2. Рекомендовать: снижение налогов на прибыль на 4%и другие финансовые льготы в Пермском крае возможны только для предприятий, расширяющих и модернизирующих производство, внедряющих инновационные технологии.Необходимо ограничивать аппетиты сырьевых и инфраструктурных монополий, пытающихся получить дополнительные льготы.

3. Изучить опыт Калужской области по развитию промышленного кластера, по созданию инфраструктуры для размещения производств (привлечения инвестиций).

4. Рекомендовать Губернатору и правительству края шире использовать лоббирование по расширению числа предприятий, зарегистрированных в крае и принимающих инвестиционные решения в интересах края.

5. Предприятия неэффективных собственников (особенно градообразующие)должны быть реструктуризированы с государственным участием, не допуская их разграбления. Крайняя мера – национализация.

В фискальной области:

1. Прогрессивный налог на доходы физических лиц должен быть введен в России, как он существует во всех развитых странах. Референдум здесь не требуется – больше 80% населения за это.

2. Должен быть принят более жесткий закон об уходе от налогов, от зарплаты в конвертах. Нарушения должны наказываться очень крупными штрафами, аналогичными применяемыми в КоАП для водителей.

1. Должна быть сформирована более дифференцированная плата за недвижимое имущество и землю.

2. Должна быть государственная монополия на винно-водочную продукцию. Этим можно существенно повысить акцизы, что и наблюдалось в царской России и Советской власти.

Рекомендовать создать при крайкоме КПРФ социально-экономическую комиссию для постоянного анализа экономической ситуации в регионе, выработки предложений по экономической политике КРПФ в крае и в России, в том числе по вопросам:

· Собственники основных активов предприятий по отраслям, износ фондов.

· Динамика структуры реального ВРП края.

· Динамика производства продукции сельского хозяйства в крае и ее доля в общем потреблении продовольствия.

· Сбытовая кооперация С/Х продукции в Пермском крае (нужен ли нам картофель из Израиля?).

· Структура фирм, занимающихся лесопромыщленной деятельностью в крае.

· Динамика тарифов за энергоресурсы и услуги ЖКХ.

· Структура налоговых поступлений и их распределение.

· Социально-экономические проблемы по сельским и городским поселениям, муниципалитетам.

По поручению конференции:

Председатель оргкомитета конференции В.К.Корсун

Зам. председателя Г.А.Сторожев

Зам. председателя А.Н.Лыков

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30