ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС. БЫТИЕ. ОБЩЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ.

ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ – как противоречие всякого движения и взаимодействия может существовать в разных формах: СКРЫТОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ, ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (П., ТРЕБУЮЩЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ – антагонистическое противоречие),   РАЗРЕШЁННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ. Оно вечно  во времени и бесконечно в пространстве. Оно живёт и развивается одновременно в разных движениях и не уничтожается никогда.

Главное противоречие общественного бытия – противоречие между ТРУДОМ и КАПИТАЛОМ. Это противоречие не всего БЫТИЯ, а специфическое (частное) противоречие ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ и не имеет отношения к БЫТИЮ в целом. ДЕНЬГИ – изобретение человечества, они придуманы человеческим сознанием. Такого феномена вне человеческого общества   в живой и неживой природе  не было никогда.

Деньги – изобретение полезное. Парадокс в том, что всё придуманное человеком может быть использовано во благо или во вред ему же самому. Человек — и ТВОРЕЦ, и РАЗРУШИТЕЛЬ своего счастья.  Следовательно, проблема «УЩЕРБА для БЫТИЯ» не в научно-техническом прогрессе, а в чём-то ином. Так в чём же?

РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ – взрывоопасное противоречие общественного бытия. В основе религиозной розни, без всякого сомнения, лежит объективное противоречие, но с субъективными наслоениями. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ здесь представлено не в явной, а в завуалированной (скрытой) форме.

РЕЛИГИЯ – общественный, социально-психологический феномен, вариант мировоззренческой концепции устройства мира и, конечно, «ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА». Однако известно, что ОПИУМ может быть использован в качестве лекарства или смертельного яда. Следовательно, проблема «УЩЕРБА для БЫТИЯ» не в религии, а в чём-то ином. Так в чём же?

РАСОВОЕ ПРЕВОСХОДСТВО – смертельно опасное противоречие общественного бытия. Это «противоречие» вовсе «высосано из пальца». Но и здесь присутствует ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ, опять же, не в явной, а скрытой форме. Следовательно, проблема «УЩЕРБА для БЫТИЯ» не в различии рас, а в чём-то ином. Так в чём же?

ЭГОИЗМ-ЭГОЦЕНТРИЗМ – сознательное и принципиальное выпячивание собственных интересов и потребностей отдельной личности или большой социальной группы в ущерб интересам всего общества. Это понятие социально-политическое, имеющее прямое отношение к классовой борьбе, и основная причина, порождающая классовое противоречие. Что же вызывает такую форму самоутверждения какой-то ЧАСТИ человеческого сообщества?

Можно ли все перечисленные противоречия ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ объяснить общей причиной, то есть, более чётко сформулировать основное противоречие общественного бытия через нечто ОБЩЕЕ по отношению к ним? Противоречие между социальными группами кое-что объясняет, но не всё. Противоречие между личностью и коллективом имеет место, но ещё не проясняет сути объективного противоречия. Противоречие между «субъективным» и «объективным» также имеет значение, но и этого недостаточно.

Возможно, ОБЩЕЕ вырастает из противоречия между «БИОЛОГИЧЕСКИМ»  и  «СОЦИАЛЬНЫМ»? Разумеется, социальная форма движения материи включает в себя биологическую форму движения материи, но этот факт не исключает движения взаимодействия ЧАСТИ и ЦЕЛОГО, а значит, объективного противоречия между ЦЕЛЫМ и его ЧАСТЬЮ.

Эволюция всего живого на планете Земля происходила в жёстких рамках конкурентной борьбы за выживание в условиях ограниченных ресурсов для жизнеобеспечения. Самая сильная и жестокая конкуренция всегда была внутри ВИДА животного или растительного мира в связи с необходимостью  одинаковых условий для  жизни. Объективная необходимость доминирования в конкурентной борьбе закрепилась в ИНСТИНКТЕ САМОСОХРАНЕНИЯ представителей животного мира.

Доминирование утверждалось физической силой, выносливостью, быстротой реакции, острыми когтями и зубами, прочими уникальными приспособлениями. Доминирование (ВЛАСТЬ СИЛЫ), явилось решающим приспособительным фактором выживания, материальной движущей силой, вектор приложения которой, совпал с вектором «движения  развития» биологической формы движения материи.

Это обстоятельство обеспечивало отдельному животному и всему виду «ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЫТИЯ», то есть ЖИЗНЬ. Инстинкт самосохранения в виде ДОМИНИРОВАНИЯ и ВЛАСТИ СИЛЫ свойствен человеку как представителю животного мира. Его можно назвать ВЛЕЧЕНИЕМ ВЛАСТИ, своего рода ПОТРЕБНОСТЬЮ ВЛАСТИ, которая предполагает материальный достаток, комфорт и уверенность в завтрашнем дне.

До поры и времени этот инстинкт давал человеку и всему его роду явное преимущество перед другими людьми и представителями животного мира. Однако, по мере социализации (коллективизации), выявилось важное преимущество общественного бытия и совместной деятельности для жизни людей. Преимущество «КОЛЛЕКТИВНОГО» в социальной форме движения материи  становится решающим фактором дальнейшего развития ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ.

Животное происхождение, биологическая природа социального существа – человека, настойчиво и постоянно напоминает о себе.  Сам факт влияния «биологического» на «социальное» не подлежит сомнению. Бесспорно и влияние «социального» на «биологическое». Главная задача заключается в осознании механизма взаимодействия, лежащего в основе  социально-биологического противоречия и выборе варианта диалектического компромисса.

Стремление к ДОМИНИРОВАНИЮ (преимуществу для своего бытия) одной личности по отношению к другой (иногда, с ущербом для её бытия), одной группы людей по отношению к другой, выражается в жажде  власти. А ВЛАСТЬ, как и КАПИТАЛ, обладает самовозрастающей стоимостью. ВЛАСТИ, как и КАПИТАЛА,  никогда не бывает достаточно и много, тем более что ВЛАСТЬ объединяется с КАПИТАЛОМ.

«ФРОНТ» борьбы между «биологическим» и «социальным» проходит как в общественном бытие, так и в бытие индивидуальном (внутри личности), порождая массу социальных и внутриличностных противоречий. Таким образом, многие социально значимые противоречия общественного бытия, являются частным случаем ОБЪЕКТИВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ, противоречия двух форм движения материи.

Понимая это важное обстоятельство можно приступать к разрешению ОБЪЕКТИВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ в его частных (специфических) проявлениях. Инстинкт доминирования, конкуренции и власти неистребим. В его основе лежит более общий закон БЫТИЯ – всеобщий закон ДИАЛЕКТИКИ – борьбы противоположностей. В этой борьбе «сильный» всегда побеждает «слабого». ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС возможен только лишь в жёстких рамках ОСНОВНОГО ЗАКОНА БЫТИЯ.

ТЕНДЕНЦИЯ чрезмерного и несправедливого присвоения материальных (жизненных) благ одними людьми с ущербом для других победить не сможет никогда.  Иначе погибнет и общество, и сам человек. Однако, в ПОДЧИНЁННОМ (СНЯТОМ) виде, будет присутствовать в обществе всегда. По этой причине неизбежен компромисс целого к части: ограничение свободы доминирования. Необходимо ограничение ДОМИНИРОВАНИЯ через ВЛАСТЬ и ДЕНЬГИ   РАДИ самой ЖИЗНИ. Ограничение свободы конкуренции должно быть сознательно предусмотрено жёсткими рамками ОБЩЕСТВЕННОГО бытия в одной из форм ДИКТАТУРЫ ТРУДА.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС (в социальной форме движения материи) ЦЕЛОГО с ЧАСТЬЮ – компромисс без компромисса. Он состоит в том, что КОНКУРЕНЦИИ  НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКОГДА, даже если ОНА БУДЕТ ВСЕГДА. Это означает, что на вопрос: «Должна ли быть КОНКУРЕНЦИЯ?» — может быть только один однозначный ответ, содержащий ИСТИНУ: И ДА, И НЕТ – ОДНОВРЕМЕННО. Самая хорошая конкуренция та, которой тут же сразу нет, в том и состоит ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОПРОМИСС. Общество должно поощрять конкуренцию как АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, контролируя, подавляя её эгоистические тенденции.

Обществом должна применяться система сдержек и противовесов по отношению к «инстинкту ДОМИНИРОВАНИЯ», поскольку он, этот «инстинкт» без жёсткого контроля со стороны общества неизбежно  приобретает жестокие, бесчеловечные формы, порождает НАСИЛИЕ. Обществу необходимы социальные механизмы НАСИЛИЯ ПРОТИВ НАСИЛИЯ.

С другой стороны, сам ЧЕЛОВЕК, будучи носителем «инстинкта доминирования» имеет высокоразвитое сознание. Если его индивидуальное сознание созрело до понимания ИДЕИ ИСТИНЫ и ИДЕИ ДОБРА, он может сознательно подчинить «инстинкт доминирования» специфическим объективным законам развития общества.

Он может осознанно подчиниться необходимости жить с учётом правил и норм коллективного бытия, приобретая, тем самым,  настоящую (истинную) СВОБОДУ. Человек может получить ещё большую степень личной свободы, если осознает объективную необходимость активной жизненной позиции (борьбы) в движении самосовершенствования и совершенствования общественного бытия. Таков ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС части (личности) по отношению к целому (обществу).

Жизнь людей связана с удовлетворением их потребностей. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ на уровне индивидуально-коллективном состоит в том, что основные потребности рождаются в «биологическом» и «индивидуальном», а наиболее полно удовлетворяются в «социальном» и «коллективном». В связи с этим обстоятельством, очень часто возникают межличностные и внутриличностные противоречия и конфликты, требующие РАЗРЕШЕНИЯ.

Такие внутренние противоречия, как: «ХОЧУ, НО НЕ МОГУ», «МОГУ, НО НЕ ХОЧУ», «НЕ ХОЧУ, НО ДОЛЖЕН» — сопровождают человека всю его жизнь, лишая его душевного покоя и равновесия, часто вызывая психические и психосоматические болезни. Причина НЕЗДОРОВЬЯ – ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Лекарство от «болезни» то же – ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, благодаря научно-техническому прогрессу общества, возможен, при условии ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ, что, в свою очередь, требует эффективного РАЗРЕШЕНИЯ социальных противоречий через ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС.

ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ «БИОЛОГИЧЕСКИМ» И «СОЦИАЛЬНЫМ»

1. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» в системе иерархического положения (подчинённости). С одной стороны, «биологическое» является ЦЕЛЫМ и, как целое, самостоятельным. С другой стороны, оно же является ЧАСТЬЮ ЦЕЛОГО, находясь в социальной форме движения материи,  имеет подчинённое положение по отношению к ней.  «Биологическое» в таком положении имеет признаки ЦЕЛОГО и ЧАСТИ ЦЕЛОГО одновременно. Это же касается всех предыдущих форм движения материи.

Указанное противоречие порождает массу других противоречий между «биологическим» и «социальным». «Социальное» отрицает «биологическое» как ЦЕЛОЕ, но, отрицая, удерживает его в качестве своей ЧАСТИ, сохраняя при этом своё бытие. Объективное противоречие между тем и другим будет всегда.  Оно всегда будет требовать дополнительных усилий со стороны «социального» для своего РАЗРЕШЕНИЯ.

2. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по признаку СМЫСЛА. «Жизнь вообще» СМЫСЛА не имеет, а жизнь человека без СМЫСЛА невозможна. «Социальное» вынуждено всё время доказывать своё преимущество перед «биологическим» с помощью СМЫСЛА. Тем самым, утверждается более высокое качество жизни. При этом в самом «социальном» существует постоянная тенденция, разрушающая СМЫСЛ. Вечное ПРОТИВОРЕЧИЕ требует вечных усилий для  его постоянного разрешения.

3. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по месту формирования человеческих потребностей и их наиболее полного удовлетворения. Все потребности формируются в ИНДИВИДУАЛЬНОМ и, в этом смысле, в «биологическом», а наиболее полно удовлетворяются в «социальном», то есть, в «коллективном». Отсюда возникает объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным».

4. Объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным».  Оно выражается противоречием между императивным характером индивидуальных потребностей и необходимостью приоритетного обеспечения коллективных интересов. Удовлетворение индивидуальных потребностей в «коллективном» имеет второстепенное, подчинённое значение.  «Индивидуальное», при этом, очень сильно сопротивляется, пытаясь подчинить себе «коллективное».

Из этого обстоятельства, к примеру, вытекает противоречие между общественным характером производства материальных благ и частной формой их присвоения. Так может проявляться тенденция доминирования «биологического» в «социальном» в сочетании с безусловной необходимостью подчинения «социальному».  Возникает объективное социальное противоречие между трудом и капиталом. Капитализм – это «звериный оскал» «биологического» в «социальном».

5. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» в качестве отражения действительности. В силу этого обстоятельства возникает несоответствие в развитии индивидуального и общественного сознания. Чаще всего, общественное сознание опережает индивидуальное, значительно реже бывает наоборот. Из-за неравномерности развития сознания возникает объективное противоречие между «индивидуальным» и «коллективным».

6. Объективное противоречие между «объективным» и «субъективным» в индивидуальном сознании. Через это объективное противоречие может проявляться противоречие между «биологическим» и «социальным». Хорошо усвоить важное «социальное» может только хорошее и качественное «биологическое».

Существуют различные варианты слабоумия и умственной лености, которые препятствуют усвоению «социального». В связи с этим, не каждому легко удаётся избавиться от ошибок, иллюзий и заблуждений и «привести ПОНЯТИЕ в соответствие с объектом». Возникает противоречие качества отражения: между заблуждением и ИСТИНОЙ.

7. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по признаку наиболее полного удовлетворения человеческих потребностей. Это противоречие между наилучшими потенциальными возможностями удовлетворения индивидуальных потребностей в «коллективном» и индивидуальными возможностями отдельной личности.

Высокий уровень научно-технического прогресса и общественного производства должен соответствовать высокому уровню индивидуального сознания и культуре потребления общественных благ. По  причине несоответствия, возникает объективное противоречие между индивидуальным и общественным сознанием, между СОЗНАНИЕМ и ОБЩЕСТВЕННЫМ БЫТИЕМ (бытие опережает сознание).

8. Объективное противоречие между «биологическим» и «социальным» по признаку СВОБОДЫ или ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ (насилия). Бесконечная свобода, то есть, ничем не ограниченное ДОМИНИРОВАНИЕ индивидуальных потребностей (стремление к ВЛАСТИ тоже) всегда приводит к насилию в обществе или внутри самой личности. Возникает объективное противоречие между стремлением к абсолютной  индивидуальной СВОБОДЕ и объективной необходимостью её общественного ограничения.

ГЛАВНОЕ ОБЪЕКТИВНОЕ  ПРОТИВОРЕЧИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ и ФОРМЫ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Говоря об объективном противоречии как о существенном  феномене диалектики, мы, прежде всего, подразумеваем выстраданное всей историей человечества понимание главного противоречия, противоречия между трудом и капиталом. Такое фундаментальное противоречие порождает целый ряд противоречий общественного бытия, очень добросовестно исследованных классиками марксизма-ленинизма.

Существуют и взаимодействуют между собой  другие объективные противоречия, требующие тщательного изучения и анализа. К примеру, противоречие между бытием и сознанием. Гений выдающихся философов и теоретиков развития общества не оставил их без внимания. Объективное противоречие уничтожить нельзя, его можно разрешить.

Вероятно потому, что мысль эта настолько естественна и очевидна, мне не пришлось ознакомиться с ней ранее в доступном информационном пространстве. Зрелое, культурное современное общество людей способно сгладить противоречие целенаправленной деятельностью своей и не допустить развития противоречия до крайней его степени – конфронтации. Антагонистическое противоречие, как нарыв, вскрывается только «хирургическим» (насильственным) путём.

В «Положении рабочего класса в Англии» Фридрих Энгельс писал: «Никому уже не придёт в голову искать «полюбовного соглашения» между трудом и капиталом, «каждый видит в другом врага, которого он должен удалить со своего пути…». А заканчивает свою работу великий мыслитель ещё более строгим выводом: «Революция неизбежна: уже слишком поздно предлагать мирный выход из создавшегося положения; но революция может принять более мягкие формы…».

«Чем больше пролетариат проникнется социалистическими и коммунистическими идеями, тем менее кровавой, мстительной и жестокой будет революция». «Более мягкие формы» революции возможны, пока не упущено время, при условии готовности сторон к социальному компромиссу (диалектическому компромиссу),  на основе достаточно высокой культуры и зрелости общественного сознания. В действительной жизни такой компромисс возможен только в условиях диктатуры пролетариата.

30.09.2012 г. Город Пермь.

А.Я. Зуев, врач, лауреат республиканского и всесоюзного конкурсов философских работ по проблемам общественных наук. Член КПРФ, местного отделения Ленинской партийной организации гор. Перми.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

 

Метки:  

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30