О ратификации статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции

ДЕПУТАТ

Законодательного Собрания Пермского края

(2011-2016)

Председателю

Законодательного Собрания

Пермского края

В.Л. Сухих

О внесении проекта постановления

Уважаемый Валерий Александрович!

В соответствии со ст. 8 Закона Пермского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края» вношу в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Законодательного Собрания проект постановления Законодательного Собрания Пермского края «Об обращении депутатов Законодательного Собрания Пермского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о ратификации статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года».

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

 

Депутат Законодательного Собрания Пермского края

В.К. Корсун

26 апр 2013

 

ПРОЕКТ

Внесен

депутатом Законодательного Собрания

Пермского края

В.К. Корсуном

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении депутатов Законодательного Собрания Пермского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о Ратификации статьи 20 Конвенции организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года

Законодательное Собрание Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять обращение депутатов Законодательного Собрания Пермского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о ратификации статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

2. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Пермского края с просьбой поддержать обращение Законодательного Собрания Пермского края.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Законодательного Собрания

В.А. Сухих

Приложение к постановлению

Законодательного Собрания

Пермского края

 

ОБРАЩЕНИЕ

депутатов Законодательного Собрания Пермского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о ратификации статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года

Коррупция — одна из острейших проблем современной России. Несмотря на политические заявления руководства страны, активные меры по противодействию коррупции, правоохранительные органы и общественные организации из года в год констатируют рост коррупционных правонарушений.

Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Последние расследования хищений и коррупции в Минрегионе России, Минобороны России, хищения средств, выделенных на проведение АТЭС, наглядно демонстрируют неэффективность принятых на сегодняшний день мер. Преступления становятся все более изощренными. В сознании граждан все более укореняются мысли о чудовищных масштабах коррупции, несмотря на успехи в выявлении и пресечении отдельных нашумевших выявленных преступных деяний.

Очевидно, что назрели новые, решительные, эффективные и справедливые меры по существенному пресечению и профилактике этого негативного явления.

В марте 2006 года принятием Федерального закона № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года (далее — Конвенция). Непризнание юрисдикции в отношении деяний, признанных коррупционными согласно статье 20 «Незаконное обогащение» Конвенции, существенно снижает авторитет России в мире. Отказ от ратификации статьи 20, вызванный необоснованным опасением, что введение понятия «незаконного обогащения» в российское законодательство нарушит закрепленный в Конституции России принцип презумпции невиновности, а также отказ от введения в российское законодательство этого деяния в качестве уголовно наказуемого, не позволит с соблюдением законности достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией.

Только конфискация у публичного должностного лица имущества и (или) штраф в размере стоимости оказанных публичному должностному лицу услуг имущественного характера, иных имущественных прав, полученных в результате» незаконного обогащения», а также иные уголовные наказания в целях восстановления справедливости, неотвратимости, соразмерности, неизбежности надлежащего наказания, а не только снятие публичного должностного лица с занимаемого поста или увольнение позволит уберечь страну от краха, существенно снизить правовой нигилизм граждан, вернуть государству доверие.

На основании вышеизложенного депутаты Законодательного Собрания Пермского края обращаются к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о возможном внесении изменений в Федеральный закон № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» в части ратификации статьи 20 Конвенции.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту постановления Законодательного Собрания «Об обращении депутатов Законодательного Собрания Пермского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о ратификации статьи 20 Конвенции организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года»

Проект постановления Законодательного Собрания Пермского края предлагает принять обращение к С.Е. Нарышкину о ратификации ст. 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Подобные обращения уже приняты депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия, Городского Собрания Эл Курултай Республики Алтай, Законодательных Собраний Псковской, Калужской, Ярославской областей, депутатами Думы Астраханской области.

Ратификация ст.20 Конвенции ООН против коррупции не противоречит никаким положениям Конституции РФ и основополагающим принципам внутреннего законодательства РФ.

Необходимость ратификации данной ст. Конвенции против коррупции, по-моему, не нуждается в отдельном обосновании. Это вытекает из общей концепции видения мирового сообщества мер, без которых борьба с коррупцией затруднительна или практически невозможна.

Эта мера назрела и полностью отвечает требованиям времени. Принятие данного Постановления должно повысить эффективность деятельности по противодействию коррупции и укрепит доверие и авторитет России на международной арене.

 

Уважаемый Президент!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Мы, нижеподписавшиеся граждане России,

руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

используя своё конституционное право на обращение в государственные органы и “активное право” формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты,

стремясь во взаимодействии со всеми здоровыми силами общества искоренить разрушающую основы российского государства коррупцию,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

учитывая успешный международный опыт противодействия коррупции,

призываем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проголосовать за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции в редакции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года:

«Статья 20. Незаконное обогащение

При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

 

Коррупция в современной России достигла таких масштабов, что впору говорить о национальном бедствии, угрожающем национальной безопасности страны. Это вынуждены признать и первые лица государства. На этом фоне робкие, преимущественно косметические антикоррупционные меры, принимаемые в последние годы российскими властями, выглядят особенно алогично и явно не соответствуют той степени угрозы, которую несёт в себе стремительное распространение коррупции.

В 2008 году на волне провозглашенного Дмитрием Медведевым «крестового похода» против коррупции был принят закон «О противодействии коррупции». Основным последствием принятия закона стало вовсе не сокращение масштабов коррупции. По официальным данным МВД, за период 2008-2011 гг. средний размер взятки вырос в 33 раза! Подписанный в мае 2011 года Дмитрием Медведевым закон о кратном увеличении штрафов за взятки по сути закрепил достигнутые на ниве борьбы с коррупцией неутешительные результаты: вместо неотвратимости наказания за угрожающие национальной безопасности страны преступления он фактически ввёл «институт откупа» для коррупционеров, которые получили возможность избежать реального уголовного преследования, заплатив в качестве штрафа от 25 тысяч до 500 миллионов рублей. Вполне ожидаемо новая антикоррупционная инициатива Дмитрия Медведева привела к значительному росту аппетитов коррупционеров в качестве своеобразной платы за возросший риск: всего за год (с мая 2011 по май 2012 года) средний размер взятки вырос в пять раз, составив 300.000 рублей.

С 1 января 2013 года вступил в силу закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», за который почти единогласно проголосовала Госдума и Совет Федерации. Окончательные выводы о его последствиях и эффективности делать ещё рано. Однако, внимательно изучив этот документ, можно прийти к однозначному выводу: умным, предусмотрительным и ладящим с начальством коррупционерам и после принятия нового закона ничего не грозит. Процедуры, по которым расходы чиновников должны проверяться на их соответствие доходам содержат в себе множество лазеек, позволяющих обойти закон, либо, по крайней мере, минимизировать его отрицательные последствия, опираясь на особенности российской правоприменительной практики. А, значит, даже коррупционеры, нанесшие государству многомиллиардный ущерб, опять не понесут справедливого и заслуженного наказания.

По мнению противников ратификации 20 статьи Конвенции ООН против коррупции, уровень законодательного регулирования противодействия коррупции в нашей стране является достаточным. Тогда почему за последние два десятилетия ни один высокопоставленный чиновник не получил реального срока лишения свободы за преступления коррупционной направленности, несмотря на то, что Счетной палатой и правоохранительными органами за этот период были выявлены хищения и нецелевое использование бюджетных средств на десятки миллиардов долларов?

Ещё одним аргументом противников ратификации 20 статьи Конвенции ООН против коррупции является то, что её содержание якобы «вступило в противоречие с российской Конституцией». Имеется в виду «презумпция невиновности» гражданина, закреплённая в 49 статье Основного закона.

Заметим, что вопросы соответствия нормативных правовых актов Конституции решает Конституционный Суд России. А он в Определении от 15 ноября 2001 г. №277-О указал на то, что согласно части 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления. При этом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.

В Определении от 30 сентября 2004г №299-О Конституционный Суд дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное частью 1 статьи 37 Конституции РФ, при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.

Таким образом, запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает в таком случае чиновник, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных его прав.

Учитывая вышеизложенное, мы, нижеподписавшиеся граждане России, призываем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проявить политическую волю к искоренению коррупции в нашей стране и проголосовать за антикоррупционные законопроекты:

1) 495112-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»»;

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495112-5&02

2) № 396232-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (о внесении изменений в некоторые нормативные акты в сфере противодействия коррупции)»;

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=396232-5&02

3) № 600388-5 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за незаконное обогащение)».

http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=600388-5

Нормы предлагаемых к принятию законопроектов отражают положительный международный опыт противодействия коррупции и полностью соответствуют Конституции России, не нарушая конституционных прав граждан.

Ратификация 20й статьи Конвенции ООН станет крайне важным этапом в формировании эффективного антикоррупционного законодательства и соответствующей ему правоприменительной практики.

Именно поэтому мы призываем депутатов и сенаторов рассмотреть и одобрить в трёх чтениях три вышеупомянутых законопроекта в течение ближайшей весенней сессии парламента, а Президента страны подписать их в отведённый законом срок.

Метки:  

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031