«САДОМЕСТО» ПО-БУРЖУЙСКИ

Ныне исполняется 5 лет региональному проекту «Мамин выбор», обнаружившему свою ущербность. Властям пришлось признать это и, обратившись к советскому опыту, благословить строительство новых детсадов.

…Почти ностальжи. Середина 80-х. Сынок Коля спрашивает: «Папа, а ты в детстве в садик не ходил, что ли?» Поинтересовался у него, из чего следует такой «холмсовский» вывод. Оказалось — элементарно: не в той последовательности одеваюсь-обуваюсь. Его же чуть ли не с младшей группы учили: сперва — валенки, затем — шапку и наконец шубку. Это чтобы потным на улицу не выйти.

Даже в том, чем родители владеют в совершенстве, при обучении ребенка желателен человек со стороны. Это, как минимум, дисциплинирует. А взять элемент соревновательности, возможности сравнения своих задатков и достижений с аналогичными у сверстников. Да будь домашний наставник хоть педагогическим гением, как он её обеспечит?

Полицейская, эмчээсовская и медицинская статистика свидетельствует: большинство несчастных случаев с детьми дошкольного возраста происходит днем. То есть при отсутствии родителей. Или того хуже — при родителях, которые знай гулеванят… Вот и получается, что для иных «Мамин выбор» — это пособие на выпивку-закуску да крохе чупа-чупс.

Детсад (я имею в виду не элитарный, а обычный — муниципальный), пусть отчасти, но сглаживает имущественное неравенство семей. В садике — все и во всём вперемешку: мальчики и девочки, брюнеты и рыжие, очкарики и… Все они равны перед воспитателями и нянечками, все привыкают воспринимать друг друга такими, какие они есть, ладить, сообща делать общее дело. Воспитываемый же только дома ребенок вольно или невольно воспринимает и «ретранслирует» не только ценности семьи, но и её предрассудки, фобии…

У нас любят ссылаться на опыт «продвинутого» зарубежья, указывать на тамошний приоритет внутрисемейных воспитательно-образовательных методик в сочетании с ярко выраженным индивидуализмом. Ой, ли! Мне довелось понаблюдать жизнь обычного муниципального центра детского досуга «Робин Гуд» на окраине Лондона. Дети там — и из зажиточных семей, и не очень, и белые, и цветные. А чему их только там не учат! Даже самостоятельно парковать самокаты. Или вот что пишет из США бывший пермяк, мой друг Саша. То бишь, более чем преуспевающий мистер Строканоф: «Доброжелательность здесь воспитывается с раннего детства. Мой младший трёхлетний сынишка на днях пошел в «школу», пока по четыре часа три дня в неделю; так вот первое, что там требуют, — на каждое действие по отношению к тебе говорить «спасибо» и каждое твоё обращение начинать с «извините».

«Доморощенным» гораздо трудней адаптироваться среди сверстников. Отстают они и в интеллектуальном развитии, овладении многими полезными навыками и умениями. Сказывается «языковая запущенность». Наверстать это бывает очень непросто. Логопед детсада № 369 Перми Светлана Лучникова: «При всех равных речь ставить труднее домашнему, особенно испытывающему затруднения в коммуникации ребенку. Который давно неправильно звуки произносит и словарный запас у него куда как скуден».

Садик — это дисциплинирующий режим дня, упорядоченное и более-менее сбалансированное питание. Регулярные медосмотры.

Мне могут возразить. Мол, получая денежную компенсацию, родители могут отправить малыша в частный садик, нанять квалифицированную «Мэри Поппинс». Могут, да далеко не все. Размер выплат по «Маминому выбору» составляет от силы треть суммы, необходимой для содержания ребенка в частном детском саду. Специально обошел несколько «частников», начиная с расположенного в моем доме «Антошки». От 14 тысяч рублей в месяц. Полновесный же пакет услуг зашкаливает за 20 тысяч. Напрашивается сравнение с проведенной некогда монетизацией льгот. Сполна испытав ее на себе, любой льготник подтвердит: она никоим образом не восполняет всего объема того, что было положено предоставлять в натуре. Именно исходя из печального опыта, взволнованные мамы-папы устроили пикет у краевого Законодательного собрания. Их главным лозунгом был: «Боимся не увидеть ни садиков, ни денег!»

Словом, альтернативы садику сейчас особо и нет. Ее предельно сузили. Региональные власти сбросили проблему на муниципалов, ввели порядок, согласно которому при наличии мест в детсадах желающие воспитывать ребенка дома компенсации по «Маминому выбору» получать не будут. Что ж, власти выиграли время, снизили недовольство, резко сократили очереди… Короче, «мавр» сделал своё дело и может уйти в прошлое.

Увы, не скажу за весь край, а в Перми с господствующей в ней вакханалией «уплотнительной» застройки располагать новые детсады, кажется, уже просто негде. Не проще ли политически волевым решением вернуть муниципалитетам те, которые некогда «прихватизировали» и перепрофилировали?

Но и наличие муниципального «садоместа» не восполняет того, что имел ребёнок при Советской власти. Скажем, моя дочь Лена ходила в дс №120 Перми. Туда же пошел её сын Сева. Вот только покупаться в бассейне и многое ещё что другое — не как раньше «халява», — отдельно заплати. Ведь это «дополнительная образовательная услуга».

Мораль? Если уж взялись реформировать систему дошкольного воспитания и образования, то делать это нужно гибко, дифференцированно и не по-крохоборски. С учетом оправдавшего себя опыта советского прошлого.

Аркадий Константинов, педагог с 28-летним педстажем

МНЕНИЯ

Александр Строканов, профессор (США) Во многих «продвинутых» странах образование — привилегия, и в случае вашего выбора в пользу осуществления такового дома, это осуществляется исключительно за собственный счёт. Все вопросы образования решаются там на муниципальном уровне и из местных налогов, главным из которых выступает налог на недвижимость. Данный налог вам еще предстоит почувствовать по мере углубления в РФ капитализма. Россияне должны безусловно быть благодарны за советское прошлое их страны, поскольку существующая система дошкольного образования прекрасный образец его достижений. В «продвинутых» США ничего подобного нет и не будет. Каждый свободен решать эту проблему сам, если есть деньги можно отдать в частный детский сад, можно сидеть со своим ребенком самому, а можно устроить кооператив с друзьями и решать этот вопрос совместно, и по очереди заниматься детьми не только своими, но и друзей. Государство, а точнее муниципалитет, предложит лишь подготовку к школе. В зависимости от штата это может быть пара часов в день начиная с 3-летнего возраста, или 4 часа, но три раза в неделю. Попасть в эти группы тоже не просто и надо доказать что это действительно необходимо. Причина проста: у многих муниципалитетов нет денег на создание подобного рода классов.

Людмила Демидова, работница (г. Чермоз) Наши власти составили положение по «Маминому выбору и ввели строгую отчетность чеками на всю выделяемую сумму 1700 руб. и оговорили что нужно покупать игрушки, игры и книжки на эти деньги. Правда на эти деньги можно оплачивать кружки, секции и дополнительное образование, но, увы, в нашем городке их почти нет. Эти деньги выделяется на развитие и воспитание ребенка. Но ведь можно завалить ребенка книжками и игрушками, а воспитанием не заниматься. Допустим, мама вместе с дочкой сшила наряд кукле, а не купила его в магазине? В каком случае процесс воспитания и развития лучше? И как чеками измерить воспитание и развитие ребенка. И таких примеров можно привести множество. Отдел образования должен знать, что процесс развития и воспитания ребенка очень многогранен и не ограничивается только покупкой игрушек и смешно на это требовать чеки. В нашем городке закрыли недавно санаторный садик и филиал «Теремка» в связи с «оптимизацией», сократив рабочие места для мам. А нашим мамам и без того очень трудно устроится на работу, так как закрылось много учреждений, в которых работали в основном женщины.

Анна Заварыкина, лингвист (Пермь) Уже само название проекта, мягко говоря, не соответствует действительности. О каком выборе может идти речь, если маме из-за отсутствия мест в садиках отказывают в получении путевки, и выплата компенсации остается для нее единственным выходом (безусловно, это всё же лучше, чем ничего!) Однако домашнее обучение и образование, какими бы продвинутыми и имеющими желание заниматься своими детьми ни были родители, не каждому под силу. В системе же государственного дошкольного образования давным-давно существуют отработанные и проверенные временем методики развития и обучения детей, учитывающие возрастные, психологические особенности ребенка и пр., и заниматься такой деятельностью должны профессионалы. Ведь с теми умениями, навыками и знаниями, которые получит малыш в раннем возрасте, ему жить и развиваться дальше. Поэтому я категорически ЗА воспитание детишек в детских дошкольных учреждениях, и аргументы Аркадия Константинова по этому поводу, на мой взгляд, абсолютно исчерпывающие и убедительные. А вот частные детские сады, на которые, видимо, у создателей «Маминого выбора» возлагались большие надежды, по-моему, отдельная тема. Не могу говорить обо всех, надеюсь, есть среди них и приличные, но в целом… Кто-нибудь знает, как эти садики существуют? Какие там порядки? Кто там работает? Какие требования к ним предъявляются, кем и как контролируются? А если садик действительно приемлемый, многие ли могут позволить себе на компенсацию в пять тысяч воспользоваться его услугами? Этих денег хватит максимум дней на десять. Так что с частными садами как одним из вариантов сокращения очередей в садики муниципальные опять промахнулись.

Аркадий Константинов, педагог с 28-летним педстажем

МНЕНИЯ

Александр Строканов, профессор (США) Во многих «продвинутых» странах образование — привилегия, и в случае вашего выбора в пользу осуществления такового дома, это осуществляется исключительно за собственный счёт. Все вопросы образования решаются там на муниципальном уровне и из местных налогов, главным из которых выступает налог на недвижимость. Данный налог вам еще предстоит почувствовать по мере углубления в РФ капитализма. Россияне должны безусловно быть благодарны за советское прошлое их страны, поскольку существующая система дошкольного образования прекрасный образец его достижений. В «продвинутых» США ничего подобного нет и не будет. Каждый свободен решать эту проблему сам, если есть деньги можно отдать в частный детский сад, можно сидеть со своим ребенком самому, а можно устроить кооператив с друзьями и решать этот вопрос совместно, и по очереди заниматься детьми не только своими, но и друзей. Государство, а точнее муниципалитет, предложит лишь подготовку к школе. В зависимости от штата это может быть пара часов в день начиная с 3-летнего возраста, или 4 часа, но три раза в неделю. Попасть в эти группы тоже не просто и надо доказать что это действительно необходимо. Причина проста: у многих муниципалитетов нет денег на создание подобного рода классов.

Людмила Демидова, работница (г. Чермоз) Наши власти составили положение по «Маминому выбору и ввели строгую отчетность чеками на всю выделяемую сумму 1700 руб. и оговорили что нужно покупать игрушки, игры и книжки на эти деньги. Правда на эти деньги можно оплачивать кружки, секции и дополнительное образование, но, увы, в нашем городке их почти нет. Эти деньги выделяется на развитие и воспитание ребенка. Но ведь можно завалить ребенка книжками и игрушками, а воспитанием не заниматься. Допустим, мама вместе с дочкой сшила наряд кукле, а не купила его в магазине? В каком случае процесс воспитания и развития лучше? И как чеками измерить воспитание и развитие ребенка. И таких примеров можно привести множество. Отдел образования должен знать, что процесс развития и воспитания ребенка очень многогранен и не ограничивается только покупкой игрушек и смешно на это требовать чеки. В нашем городке закрыли недавно санаторный садик и филиал «Теремка» в связи с «оптимизацией», сократив рабочие места для мам. А нашим мамам и без того очень трудно устроится на работу, так как закрылось много учреждений, в которых работали в основном женщины.

Анна Заварыкина, лингвист (Пермь) Уже само название проекта, мягко говоря, не соответствует действительности. О каком выборе может идти речь, если маме из-за отсутствия мест в садиках отказывают в получении путевки, и выплата компенсации остается для нее единственным выходом (безусловно, это всё же лучше, чем ничего!) Однако домашнее обучение и образование, какими бы продвинутыми и имеющими желание заниматься своими детьми ни были родители, не каждому под силу. В системе же государственного дошкольного образования давным-давно существуют отработанные и проверенные временем методики развития и обучения детей, учитывающие возрастные, психологические особенности ребенка и пр., и заниматься такой деятельностью должны профессионалы. Ведь с теми умениями, навыками и знаниями, которые получит малыш в раннем возрасте, ему жить и развиваться дальше. Поэтому я категорически ЗА воспитание детишек в детских дошкольных учреждениях, и аргументы Аркадия Константинова по этому поводу, на мой взгляд, абсолютно исчерпывающие и убедительные. А вот частные детские сады, на которые, видимо, у создателей «Маминого выбора» возлагались большие надежды, по-моему, отдельная тема. Не могу говорить обо всех, надеюсь, есть среди них и приличные, но в целом… Кто-нибудь знает, как эти садики существуют? Какие там порядки? Кто там работает? Какие требования к ним предъявляются, кем и как контролируются? А если садик действительно приемлемый, многие ли могут позволить себе на компенсацию в пять тысяч воспользоваться его услугами? Этих денег хватит максимум дней на десять. Так что с частными садами как одним из вариантов сокращения очередей в садики муниципальные опять промахнулись.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30