Ныне исполняется 5 лет региональному проекту «Мамин выбор», обнаружившему свою ущербность. Властям пришлось признать это и, обратившись к советскому опыту, благословить строительство новых детсадов.
…Почти ностальжи. Середина 80-х. Сынок Коля спрашивает: «Папа, а ты в детстве в садик не ходил, что ли?» Поинтересовался у него, из чего следует такой «холмсовский» вывод. Оказалось — элементарно: не в той последовательности одеваюсь-обуваюсь. Его же чуть ли не с младшей группы учили: сперва — валенки, затем — шапку и наконец шубку. Это чтобы потным на улицу не выйти.
Даже в том, чем родители владеют в совершенстве, при обучении ребенка желателен человек со стороны. Это, как минимум, дисциплинирует. А взять элемент соревновательности, возможности сравнения своих задатков и достижений с аналогичными у сверстников. Да будь домашний наставник хоть педагогическим гением, как он её обеспечит?
Полицейская, эмчээсовская и медицинская статистика свидетельствует: большинство несчастных случаев с детьми дошкольного возраста происходит днем. То есть при отсутствии родителей. Или того хуже — при родителях, которые знай гулеванят… Вот и получается, что для иных «Мамин выбор» — это пособие на выпивку-закуску да крохе чупа-чупс.
Детсад (я имею в виду не элитарный, а обычный — муниципальный), пусть отчасти, но сглаживает имущественное неравенство семей. В садике — все и во всём вперемешку: мальчики и девочки, брюнеты и рыжие, очкарики и… Все они равны перед воспитателями и нянечками, все привыкают воспринимать друг друга такими, какие они есть, ладить, сообща делать общее дело. Воспитываемый же только дома ребенок вольно или невольно воспринимает и «ретранслирует» не только ценности семьи, но и её предрассудки, фобии…
У нас любят ссылаться на опыт «продвинутого» зарубежья, указывать на тамошний приоритет внутрисемейных воспитательно-образовательных методик в сочетании с ярко выраженным индивидуализмом. Ой, ли! Мне довелось понаблюдать жизнь обычного муниципального центра детского досуга «Робин Гуд» на окраине Лондона. Дети там — и из зажиточных семей, и не очень, и белые, и цветные. А чему их только там не учат! Даже самостоятельно парковать самокаты. Или вот что пишет из США бывший пермяк, мой друг Саша. То бишь, более чем преуспевающий мистер Строканоф: «Доброжелательность здесь воспитывается с раннего детства. Мой младший трёхлетний сынишка на днях пошел в «школу», пока по четыре часа три дня в неделю; так вот первое, что там требуют, — на каждое действие по отношению к тебе говорить «спасибо» и каждое твоё обращение начинать с «извините».
«Доморощенным» гораздо трудней адаптироваться среди сверстников. Отстают они и в интеллектуальном развитии, овладении многими полезными навыками и умениями. Сказывается «языковая запущенность». Наверстать это бывает очень непросто. Логопед детсада № 369 Перми Светлана Лучникова: «При всех равных речь ставить труднее домашнему, особенно испытывающему затруднения в коммуникации ребенку. Который давно неправильно звуки произносит и словарный запас у него куда как скуден».
Садик — это дисциплинирующий режим дня, упорядоченное и более-менее сбалансированное питание. Регулярные медосмотры.
Мне могут возразить. Мол, получая денежную компенсацию, родители могут отправить малыша в частный садик, нанять квалифицированную «Мэри Поппинс». Могут, да далеко не все. Размер выплат по «Маминому выбору» составляет от силы треть суммы, необходимой для содержания ребенка в частном детском саду. Специально обошел несколько «частников», начиная с расположенного в моем доме «Антошки». От 14 тысяч рублей в месяц. Полновесный же пакет услуг зашкаливает за 20 тысяч. Напрашивается сравнение с проведенной некогда монетизацией льгот. Сполна испытав ее на себе, любой льготник подтвердит: она никоим образом не восполняет всего объема того, что было положено предоставлять в натуре. Именно исходя из печального опыта, взволнованные мамы-папы устроили пикет у краевого Законодательного собрания. Их главным лозунгом был: «Боимся не увидеть ни садиков, ни денег!»
Словом, альтернативы садику сейчас особо и нет. Ее предельно сузили. Региональные власти сбросили проблему на муниципалов, ввели порядок, согласно которому при наличии мест в детсадах желающие воспитывать ребенка дома компенсации по «Маминому выбору» получать не будут. Что ж, власти выиграли время, снизили недовольство, резко сократили очереди… Короче, «мавр» сделал своё дело и может уйти в прошлое.
Увы, не скажу за весь край, а в Перми с господствующей в ней вакханалией «уплотнительной» застройки располагать новые детсады, кажется, уже просто негде. Не проще ли политически волевым решением вернуть муниципалитетам те, которые некогда «прихватизировали» и перепрофилировали?
Но и наличие муниципального «садоместа» не восполняет того, что имел ребёнок при Советской власти. Скажем, моя дочь Лена ходила в дс №120 Перми. Туда же пошел её сын Сева. Вот только покупаться в бассейне и многое ещё что другое — не как раньше «халява», — отдельно заплати. Ведь это «дополнительная образовательная услуга».
Мораль? Если уж взялись реформировать систему дошкольного воспитания и образования, то делать это нужно гибко, дифференцированно и не по-крохоборски. С учетом оправдавшего себя опыта советского прошлого.
Аркадий Константинов, педагог с 28-летним педстажем
МНЕНИЯ
Александр Строканов, профессор (США) Во многих «продвинутых» странах образование — привилегия, и в случае вашего выбора в пользу осуществления такового дома, это осуществляется исключительно за собственный счёт. Все вопросы образования решаются там на муниципальном уровне и из местных налогов, главным из которых выступает налог на недвижимость. Данный налог вам еще предстоит почувствовать по мере углубления в РФ капитализма. Россияне должны безусловно быть благодарны за советское прошлое их страны, поскольку существующая система дошкольного образования прекрасный образец его достижений. В «продвинутых» США ничего подобного нет и не будет. Каждый свободен решать эту проблему сам, если есть деньги можно отдать в частный детский сад, можно сидеть со своим ребенком самому, а можно устроить кооператив с друзьями и решать этот вопрос совместно, и по очереди заниматься детьми не только своими, но и друзей. Государство, а точнее муниципалитет, предложит лишь подготовку к школе. В зависимости от штата это может быть пара часов в день начиная с 3-летнего возраста, или 4 часа, но три раза в неделю. Попасть в эти группы тоже не просто и надо доказать что это действительно необходимо. Причина проста: у многих муниципалитетов нет денег на создание подобного рода классов.
Людмила Демидова, работница (г. Чермоз) Наши власти составили положение по «Маминому выбору и ввели строгую отчетность чеками на всю выделяемую сумму 1700 руб. и оговорили что нужно покупать игрушки, игры и книжки на эти деньги. Правда на эти деньги можно оплачивать кружки, секции и дополнительное образование, но, увы, в нашем городке их почти нет. Эти деньги выделяется на развитие и воспитание ребенка. Но ведь можно завалить ребенка книжками и игрушками, а воспитанием не заниматься. Допустим, мама вместе с дочкой сшила наряд кукле, а не купила его в магазине? В каком случае процесс воспитания и развития лучше? И как чеками измерить воспитание и развитие ребенка. И таких примеров можно привести множество. Отдел образования должен знать, что процесс развития и воспитания ребенка очень многогранен и не ограничивается только покупкой игрушек и смешно на это требовать чеки. В нашем городке закрыли недавно санаторный садик и филиал «Теремка» в связи с «оптимизацией», сократив рабочие места для мам. А нашим мамам и без того очень трудно устроится на работу, так как закрылось много учреждений, в которых работали в основном женщины.
Анна Заварыкина, лингвист (Пермь) Уже само название проекта, мягко говоря, не соответствует действительности. О каком выборе может идти речь, если маме из-за отсутствия мест в садиках отказывают в получении путевки, и выплата компенсации остается для нее единственным выходом (безусловно, это всё же лучше, чем ничего!) Однако домашнее обучение и образование, какими бы продвинутыми и имеющими желание заниматься своими детьми ни были родители, не каждому под силу. В системе же государственного дошкольного образования давным-давно существуют отработанные и проверенные временем методики развития и обучения детей, учитывающие возрастные, психологические особенности ребенка и пр., и заниматься такой деятельностью должны профессионалы. Ведь с теми умениями, навыками и знаниями, которые получит малыш в раннем возрасте, ему жить и развиваться дальше. Поэтому я категорически ЗА воспитание детишек в детских дошкольных учреждениях, и аргументы Аркадия Константинова по этому поводу, на мой взгляд, абсолютно исчерпывающие и убедительные. А вот частные детские сады, на которые, видимо, у создателей «Маминого выбора» возлагались большие надежды, по-моему, отдельная тема. Не могу говорить обо всех, надеюсь, есть среди них и приличные, но в целом… Кто-нибудь знает, как эти садики существуют? Какие там порядки? Кто там работает? Какие требования к ним предъявляются, кем и как контролируются? А если садик действительно приемлемый, многие ли могут позволить себе на компенсацию в пять тысяч воспользоваться его услугами? Этих денег хватит максимум дней на десять. Так что с частными садами как одним из вариантов сокращения очередей в садики муниципальные опять промахнулись.
Аркадий Константинов, педагог с 28-летним педстажем
МНЕНИЯ
Александр Строканов, профессор (США) Во многих «продвинутых» странах образование — привилегия, и в случае вашего выбора в пользу осуществления такового дома, это осуществляется исключительно за собственный счёт. Все вопросы образования решаются там на муниципальном уровне и из местных налогов, главным из которых выступает налог на недвижимость. Данный налог вам еще предстоит почувствовать по мере углубления в РФ капитализма. Россияне должны безусловно быть благодарны за советское прошлое их страны, поскольку существующая система дошкольного образования прекрасный образец его достижений. В «продвинутых» США ничего подобного нет и не будет. Каждый свободен решать эту проблему сам, если есть деньги можно отдать в частный детский сад, можно сидеть со своим ребенком самому, а можно устроить кооператив с друзьями и решать этот вопрос совместно, и по очереди заниматься детьми не только своими, но и друзей. Государство, а точнее муниципалитет, предложит лишь подготовку к школе. В зависимости от штата это может быть пара часов в день начиная с 3-летнего возраста, или 4 часа, но три раза в неделю. Попасть в эти группы тоже не просто и надо доказать что это действительно необходимо. Причина проста: у многих муниципалитетов нет денег на создание подобного рода классов.
Людмила Демидова, работница (г. Чермоз) Наши власти составили положение по «Маминому выбору и ввели строгую отчетность чеками на всю выделяемую сумму 1700 руб. и оговорили что нужно покупать игрушки, игры и книжки на эти деньги. Правда на эти деньги можно оплачивать кружки, секции и дополнительное образование, но, увы, в нашем городке их почти нет. Эти деньги выделяется на развитие и воспитание ребенка. Но ведь можно завалить ребенка книжками и игрушками, а воспитанием не заниматься. Допустим, мама вместе с дочкой сшила наряд кукле, а не купила его в магазине? В каком случае процесс воспитания и развития лучше? И как чеками измерить воспитание и развитие ребенка. И таких примеров можно привести множество. Отдел образования должен знать, что процесс развития и воспитания ребенка очень многогранен и не ограничивается только покупкой игрушек и смешно на это требовать чеки. В нашем городке закрыли недавно санаторный садик и филиал «Теремка» в связи с «оптимизацией», сократив рабочие места для мам. А нашим мамам и без того очень трудно устроится на работу, так как закрылось много учреждений, в которых работали в основном женщины.
Анна Заварыкина, лингвист (Пермь) Уже само название проекта, мягко говоря, не соответствует действительности. О каком выборе может идти речь, если маме из-за отсутствия мест в садиках отказывают в получении путевки, и выплата компенсации остается для нее единственным выходом (безусловно, это всё же лучше, чем ничего!) Однако домашнее обучение и образование, какими бы продвинутыми и имеющими желание заниматься своими детьми ни были родители, не каждому под силу. В системе же государственного дошкольного образования давным-давно существуют отработанные и проверенные временем методики развития и обучения детей, учитывающие возрастные, психологические особенности ребенка и пр., и заниматься такой деятельностью должны профессионалы. Ведь с теми умениями, навыками и знаниями, которые получит малыш в раннем возрасте, ему жить и развиваться дальше. Поэтому я категорически ЗА воспитание детишек в детских дошкольных учреждениях, и аргументы Аркадия Константинова по этому поводу, на мой взгляд, абсолютно исчерпывающие и убедительные. А вот частные детские сады, на которые, видимо, у создателей «Маминого выбора» возлагались большие надежды, по-моему, отдельная тема. Не могу говорить обо всех, надеюсь, есть среди них и приличные, но в целом… Кто-нибудь знает, как эти садики существуют? Какие там порядки? Кто там работает? Какие требования к ним предъявляются, кем и как контролируются? А если садик действительно приемлемый, многие ли могут позволить себе на компенсацию в пять тысяч воспользоваться его услугами? Этих денег хватит максимум дней на десять. Так что с частными садами как одним из вариантов сокращения очередей в садики муниципальные опять промахнулись.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.