Не перебарщивает ли СПЧ с амнистией? — Мнение Олега Куликова

В Совете по правам человека по поручению президента Владимира Путина подготовили два варианта амнистии к 20-летию Конституции. В них указаны не конкретные статьи, на которые распространяется амнистия, а условия ее применения. При этом в варианте, подготовленном экс-судьей Конституционного суда Тамарой Морщаковой, указаны статьи, на которые амнистия не распространяется, в другом варианте (от члена СПЧ Андрея Бабушкина) и этого перечня нет.

Оба варианта открывают возможность для освобожения крайне широкого круга лиц — около двухсот тысяч человек, пишут «Известия». В их число могут попасть и широко известные заключенные, а также такие категории преступников, как коррупционеры, педофилы, наркоторговцы.

Так, в варианте Бабушкина предусмотрено освобождение впервые осужденных за ненасильственные преступления, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. Под этот критерий подпадают обвиняемая по делу «Оборонсервиса» Елена Васильева и осужденный за взятку экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка.

Амнистировать предлагается осужденных за ненасильственные преступления, не повлекшие необратимых последствий (в эту категорию могут попасть педофилы, осужденные за разврат и домогательство). Бабушкин также предлагает разрешить въезд на территорию России иностранцам, ранее депортированным за административные правонарушения, к которым относятся в том числе нарушения миграционного законодательства.

Предлагается амнистировать осужденных на срок свыше 10 лет, если они отсидели две трети (это Михаил Ходорковский и Платон Лебедев), и осужденных на срок до 10 лет, отбывших половину срока (это в том числе лица, осужденные за подготовку терактов, подстрекательство к террористической и экстремистской деятельности).

Согласно текстам обоих проектов, под действие амнистии подпадают инвалиды I и II групп, а также страдающие заболеваниями типа туберкулеза (при этом многие из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления). Предлагает амнистировать беременных и матерей несовершеннолетних (в частности, это будут участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина), а вдобавок — женщин старше 50 лет, женщин с детьми-инвалидами и осужденные на срок до пяти лет включительно, в том числе за умышленные преступления. Таким образом, под амнистию с высокой долей вероятности попадут женщины, осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Не исключено, что составы преступлений, которые были исключены из итогового варианта недавней экономической амнистии, могут войти в предложения по новой амнистии, сказала «Ведомостям» Морщакова. Амнистия не предполагает указания конкретных резонансных дел, однако Бабушкин не исключает, что под нее подпадут фигуранты «болотного дела», поскольку не похоже, что в результате их действий наступили необратимые последствия.

В Госдуме уже выразили недовольство таким проектом и готовность внести в него существенные правки. «Если это правда, что около 25% заключенных смогут выйти на свободу, то это неправильно. Неправильно, что на свободу смогут выйти коррупционеры и наркоторговцы», — заявил «Известиям» первый зампред комитета ГД по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Напсо. «Если амнистировать всех поголовно, то возрастет рецидивная преступность», — опасается член комитета Юрий Синельщиков.

Первый зампред комитета Вячеслав Лысаков указывает: «Всегда к женщинам относятся с уважением, и если они сидят, то значит, действительно, совершили преступление. Торговля наркотиками, например, — тяжкое и опасное деяние». Он предполагает, что, когда членам СПЧ откажут, «они встанут в позу и скажут, что пытались, а им все забраковали».

Действительно, идея превратить юбилей Конституции в праздник не для законопослушных граждан, а для коррупционеров, наркоторговцев, террористов, насильников, педофилов выглядит, мягко говоря, странно. Неясно также, предусмотрены ли какие-либо меры, которые позволили бы предотвратить резкое ухудшение криминальной и эпидемиологической обстановки в связи с амнистией: в России еще не забыли разгул преступности после «бериевской» амнистии 1953 года; распространенность туберкулеза и других инфекционных заболеваний в местах заключения также хорошо известна. На фоне участившихся народных бунтов против нелегальной миграции издевательством смотрится и предложение вновь разрешить въезд в Россию для тех, кого выдворили из страны.

Как вы оцениваете проект широкой амнистии, подготовленный в СПЧ? Не станет ли это на фоне экономического кризиса и народных волнений против мигрантов тем детонатором, который может подорвать стабильность в стране? Где гарантия, что отпущенный на свободу наркоторговец, инфицированный ВИЧ, или педофил, больной туберкулезом, не займутся прежним «ремеслом»? Почему юбилей основного закона превращается в праздник для его нарушителей и наказание для законопослушных граждан? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.

Олег Куликов

Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»

15.10.2013 16:59

Я разделяю опасения своих коллег-депутатов в связи с подготовленным в СПЧ проектом амнистии и их намерение внести туда серьезные корректировки.

Считаю, что к любой амнистии и вообще к любому досрочному освобождению нужно подходить очень осторожно. Необходимо внимательно смотреть на количество рецидивов по тем или иным видам преступлений, на степень их социальной опасности.

К примеру, наркоторговля – это очень выгодный криминальный бизнес. Вряд ли те, кто был к нему причастен, после выхода на свободу по амнистии станут белыми и пушистыми и прекратят свою преступную деятельность. Это большая иллюзия.

Я также расцениваю как излишне либеральный подход предложения, которые часто звучат со ссылками на несовершенство нашего законодательства, о досрочном освобождении всех осужденных по экономическим статьям. Дело в том, что под этот процесс могут попасть и лица, совершавшие коррупционные преступления, связанные с хищениями огромных государственных средств, а также откровенные мошенничества, от которых пострадало большое количество граждан.

Прежде, чем принимать решения по амнистии, нужно учитывать и тот факт, что в стране довольно высок уровень скрытой, латентной преступности, что значительная часть преступлений остается нераскрытой. Так зачем же еще пополнять ее таким большим числом преступников, выпускаемых по амнистии?

На мой взгляд, столь широкая амнистия, которая предлагается СПЧ, нарушает основной принцип правосудия: каждое преступление должно быть наказано. Напротив, она будет только поддерживать, стимулировать безнаказанность, в особенности среди лиц, финансово обеспеченных и обладающих связями в структурах власти. Понятно, что подобная тенденция будет еще больше усиливать социальную напряженность в обществе.

Если и проводить сегодня амнистию, что она должна иметь все-таки более социальный подход и распространяться в основном на женщин с детьми, людей, на чьем иждивении находятся престарелые родители, и в целом на лиц, не совершавших социально опасных преступлений. А то у нас один и тот же срок могут дать наркодилеру и человеку, укравшему на тысячу рублей продуктов в супермаркете.

В принципе, 20-летие российской Конституции – это не тот повод, который заслуживает проведения амнистии. Данная Конституция существенно ослабила гарантии выполнения многих прав граждан, не смогла защитить от разрушительных процессов наши образование и науку. По большому счету, это Конституция буржуазного государства, закрепляющая диктатуру буржуазии и чиновничества.

© 1999-2009 «REGIONS.RU / Новости Федерации»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031