«Теневые игры»: сущность и реалии

С 24 июля 2009 года в России вступил в силу закон о запрете игорного бизнеса[1]. Согласно данному федеральному закону, все игорные заведения должны быть закрыты или перемещены в определенные игорные зоны, при этом на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны. Если созданная игорная зона лежит в нескольких регионах, то на их территории не могут быть созданы другие игорные зоны. На территории Российской Федерации существуют четыре федеральные игорные зоны, а именно: «Азов-Сити» (на границе Ростовской области и Краснодарского края – Щербиновский район и Благовещенская коса), «Янтарная» (поселок Янтарный в Калининградской области с выходом к Балтийскому морю), «Сибирская монета» (Алтайский край) и «Приморье» (бухта Муравьиная, Приморский край).

Причиной создания данного закона стал высокий рост появления различных казино и игровых залов, которые появлялись по всей стране ежедневно. Данная область незаконной деятельности прак­тически не контролировалась и вызывала серьезный негатив у большей части населения, т.к. криминал, сопровождав­ший игорный бизнес, давал о себе знать.

Создавая данный закон, основными целями было в первую очередь, защитить социально неблагополучных, финансово уяз­вимые слои населения: оградить пенсионеров, трудящихся и молодежь от игромании, запретить играть в игровые автоматы на улицах и в торговых центрах, создавать дорогие казино, за счет игровых операторов поправить экономическую ситуацию в отдельных регионах, наконец, объединить в четырех зонах всех казино России и предостав­лять данные услуги цивилизован­но и законно, под серьезным контролем со стороны государства.

В данные игорные зоны планировалось вложить милли­оны долларов, сопер­ничая тем самым по уровню с первыми азартными столицами мира. С такой же целью все четыре зоны были размещены недалеко от границ с другими странами, где игорный бизнес запрещен, следовательно, к ним устремились бы не только российские игроки, но и иностранцы. Примечательно, что в 2007–2010 годы на создание и развитие игорных зон в России, по данным Счетной палаты РФ, было израсходовано 1,4 млрд. рублей, 97% из которых составляют расходы бюджетов Краснодарского края и Ростовской области[2]. Налоговые же поступления от деятельности игорных зон составили всего 98,7 млн. рублей. Фактически это и есть поступления от двух казино в «Азов-Сити».

Известно, что суммы доходов, полученных от преступной деятельности весьма солидные. Собственники игорных заведений, не желая ли­шаться своих доходов, организуют азартные игры в сети Интернет, игорные заведения функциони­руют под видом интернет-кафе; залы находятся под видом букмекерских контор и тотали­заторов. Так, недоб­росовестные предприниматели, используя игровую зависимость и азарт людей, а также иные ресурсы, не меняют содержания запрещенной деятельности, пы­таясь создать видимость ее за­конности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр установлены определенные ограничения:

— деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр;

— деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих предусмотренных действующим законодательством требованиям;

— деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена;

— игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в установленном порядке.

Законодательно ужесточены требования, которым должны соответствовать игорные заведения:

— организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации;

— игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения;

— организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;

— используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и находиться в собственности организатора азартных игр;

— технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата не может составлять менее чем 90 % и иные требования.

Федеральным законом от 20.07.2011 № 250-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 171.2 «Незаконные организация и проведение азартных игр», согласно которой незаконной признаются организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере[3]. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы, либо в виде лишения свободы сроком до 3 лет. Те же деяния, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, наказываются лишением свободы сроком до 6 лет.

Статьей 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную  организацию и проведение азартных игр[4]. Статья разделена на части: ч. 1 – использование игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ч. 2 – не получение в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартныхигр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, ч. 3 — нарушение условий, предусмотренных указанными выше разрешением или лицензией. Статьей 14.1.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа с конфискацией оборудования.

Однако сегодня борьба с незаконным игорным бизнесом напоминает борьбу с ветряными мельницами. Не хотят бизнесмены вкладывать средства в цивилизованный игорный бизнес, гораздо выгоднее обойти закон и устраивать по тому же принципу, что и игры, например — моментальные лотереи, при этом даже игровые автоматы долго перестраивать не нужно, а самое главное их можно вновь устанавливать в шаговой доступности для игроманов.

На смену убранным с улиц игровым автоматам повсеместно в местах массового пребывания людей стали появляться автоматы по продаже билетов моментальной лотереи, где игрок, отправив в купюроприемник автомата небольшую сумму в 10 рублей, получает лотерейный билет с защитным слоем, стерев который, игрок узнает о своем выигрыше или чаще всего проигрыше. Здесь же в будке, куда встроен автомат, он может получить и свой выигрыш. Незатейливо, но судя по количеству желающих расстаться с кровно заработанными средствами, стоящими возле автоматов по продаже лотерейных билетов, игорный бизнес процветает, и по сей день, только лишь немного мимикрировал.

А некоторые бизнесмены от игорного бизнеса пошли еще дальше, оставив в игровых автоматах те же игры, с кнопками и высвечивающими экранами, лишь надписи на экранах изменились, теперь игроку просто сообщается на экране монитора о выигрыше с предложением получить его у кассира, сидящего в будке.

Удивительно, но правоохранительные органы вместо пресечения подобного незаконного предпринимательства лишь разводят руками, ссылаясь на закон о лотереях, который не запрещает подобные механизированные моментальные лотереи[5]. Мало того, при попытках пресекать установку лотерейных автоматов, предприниматели ссылаются на заключение налоговых органов, что данный вид деятельности не противоречит закону. А как же те цели, которые преследовали при принятии закона ограничивающего игорный бизнес в большинстве регионов страны, или это очередной неудавшийся правовой акт, который не сумел решить проблему, а загнал ее внутрь и вскоре мы вновь получим то, от чего совсем недавно пытались уйти? Ответ на этот вопрос, очевидно, можно найти либо в изменении действующего законодательства, регулирующего организацию игорного бизнеса и проведение лотерей, либо в правоприменительной практике судов, рассматривающих дела по ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Светлакова Светлана Андреевна,

секретарь первичной организации КПРФ

в Орджоникидзевском районе г. Перми


[1]Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 г. № 211-ФЗ.

[3] Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20.07.2011 № 250-ФЗ.

[4]Статья 14.1.1 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2013).

[5] Федеральный Закон «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 23.07.2008)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

Иван Воронцов 20-11-2013, 12:05

На днях с большим вниманием выслушал выступление С.Г.Кара-Мурзы, просветителя и философа современного российского общества. Выступление проходило в присутствии потенциальных читателей и критики в издательстве «Молодая Гвардия» по случаю выхода в марте с. г. его книги. Потому, на мой взгляд, это не стало скучным монологом учёного-профессора, а протекало в форме живого диалога с публикой. Анализировались понятие крестьянского коммунизма в России и связанные с ним формы отношений между людьми в русской общине. Последние стали благодатной почвой для идей социал-демократии. Органическим продолжением крестьянского коммунизма стало молодое государство Союз, в основе которого заложена общенародная собственность. Отсюда все целевые функции и государства, и права, и экономики! Рефреном часового диалога в редакции звучал тезис: «Союз не выдумка горстки мечтателей, а приемлемая выстраданная и принятая форма существования широких крестьянских масс. Ясно, что с разрушением Союза, как государства, поменялись и целевые функции. Отсюда не следует всерьёз удивляться или «бить юридическую тревогу» по фактам использования игровой зависимости и азарта людей, а также иных ресурсов, не меняющих содержания запрещенной деятельности…
Прав молодой автор, говоря, что сегодня борьба с незаконным игорным бизнесом напоминает борьбу с ветряными мельницами. Пока балом правит Её Величество личная «прибыль», правоохранительные органы (читай государство-право-мораль) вместо пресечения подобного незаконного предпринимательства будут лишь разводить руками.
Успехов, Светлана и ясной головы.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30