В ПОИСКАХ СМЫСЛА. ДОКТОР ЗУЕВ о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ в КАТЕГОРИЯХ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

В газете «Правда» от 15-18 ноября 2013 года в ответ на четыре вопроса, поставленные «Правдой» появился отзыв Марии Фёдоровны Стрельцовой из города Нальчика «Главное, что нужно, — это заряд на борьбу».Она пишет: «Вот, пожалуй, интересная и нужная тема для «Правды»: как и в чём находят нынче люди смысл жизни».

Будучи врачом-психотерапевтом с большим стажем работы согласен с нею вполне. Очень опасный для страны и личности психологический феномен «отсутствия или утраты СМЫСЛА ЖИЗНИ» встречается в медицинской практике очень часто. В той же газете есть заметка Елены Морозовой «Безработица убивает греков», в которой убедительно показана связь безработицы с ростом самоубийств и потребления наркотиков. Для многих людей работа является способом выживания и, следовательно, смыслом жизни.

Казалось бы, такие тонкие, субъективные, эмоционально значимые категории как любовь, счастье и смысл жизни не имеют отношения к строгой науке – диалектической логике. На самом деле это не так. Психологи утверждают, что СМЫСЛ ЖИЗНИ и ВЕРА в него – не просто слова, а дополнительный мощный стимул к преодолению трудной действительности. Нам с вами нужен ЗАРЯД на БОРЬБУ? – Вопрос риторический.Нам нужен созидательный, революционный ЭНТУЗИАЗМ масс, то есть, активная жизненная позиция,значительно большего, чем сейчас, количества людей.

Марксистско-ленинская теория революционного преобразования общества очень тщательно изамечательно разработана классиками применительно к обществу. Однако не стоит забывать о том, что общество состоит из отдельных людей. Человек живёт не в одном мире – мире объективных «вещей», а сразу в двух: в социальном пространстве (в обществе) и субъективном пространстве, которое составляет его ВНУТРЕННИЙ МИР.

Объективное противоречие, являющееся причиной изменения и развития, действует не только в обществе, но и внутри личности, совершенствуя, либо разрушая её. Апатия людей в значительной мере обусловлена незащищённостью от вероломных угроз внешнего мира. Не имея развитой способности к чётким оценкам и суждениям, они не могут правильно оценить противоречивую информацию о состоянии общества. Их сознание отказывется воспринимать любую, кажущуюся потенциально опасной, информацию, связанную с политикой и идеологией.

Такой механизм «психологической защиты» личности препятствует эффективной идеологической работе. В сознании существует табу на все разговоры о политике. Капсулу «защиты и отторжения» идеологии-вообще, в которой заключена личность, трудно пробить известными средствами пропаганды и агитации. Вот здесь и могли бы пригодиться современные психологические технологии, разработанные на основе материалистического диалектического метода.

«Капсула тотального недоверия» должна быть избирательно проницаемой для идеологии ИНДИВИДУАЛЬНОГО и СОЦИАЛЬНОГО ОПТИМИЗМА. Философия ОПТИМИЗМА требует деликатного, тонкого механизма внедрения в сознание человека, хорошего знания социальной философии, философии истории, психологии личности и практических навыков психологического воздействия. Вектор пропаганды и агитации должен быть одновременно разнонаправленным: от коллективного к индивидуальному и от индивидуального к социальному.

Таким образом, СМЫСЛ ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ могут быть органично связаны между собой диалектической логикой. УЗЛОВАЯ ЛИНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕРЫ привела материальный мир к очередному качественному скачку в развитии материи, появлению социальной формы движения материи. Жизнь человека — не просто жизнь, а жизнь со знанием, со СМЫСЛОМ. По этой причине, не только жизнь, но и смерть приобрела смысл. Прогрессивная идея, революционная идеология, будучи самой удачной формой СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ, становится постоянной, неотъемлемой и неизменной частью её содержания.

В такой ситуации, в соответствии с диалектикой Гегеля, происходит переход противоположностей:субъективное знание превращается в объективный фактор развития социальной материи. «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» — В.И.Ленин. Вот почему человеку нужен СМЫСЛ ЖИЗНИ, а всем вместе – СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ.

Конечно, выбирая СМЫСЛ ЖИЗНИ, мы не можем переступить через субъективное мнение. Однако,возвышая мнение до знания, мы всё же постигаем ИСТИНУ. Не буду утомлять читателя перечислением возможных и важных критериев при выборе СМЫСЛА ЖИЗНИ, сошлюсь на слова патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Он сказал: «Смысл моей жизни в самосовершенствовании и совершенствовании окружающего меня мира». Лучше не скажешь. О таких людях Ленин говорил, что умный идеалист лучше глупого материалиста. Этот СМЫСЛ можно считать жизненной стратегической установкой. А уж конкретными добрыми делами свою жизнь каждый должен наполнить сам.

23.11.2013 г. Доктор – психотерапевт А.Я Зуев, коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Метки:  

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30