Олег Куликов: Мы фактически потеряли собственную авиацию, свое авиамоторное строение

Сообщения об авиакатастрофе Boeing-737-500 в Казани, в результате которой погибли 50 человек, свидетельствуют, что эта трагедия — как и многие в последнее время — могла произойти по вине пресловутого «человеческого фактора».

Как выяснилось, пилоты разбившегося самолета давно работали в авиации, но совсем недавно — за штурвалом. Командир корабля три года назад переучился из штурмана и, по данным авиакомпании «Татарстан», налетал 2,5 тыс. часов, из которых ночных (а катастрофа произошла ночью) — 1 тыс. Второй пилот в 2011 году переквалифицировался из бортинжинера и налетал 1,9 тыс. часов.

Кроме того, руководитель авиакомпании Аксан Гиниятуллин сообщил журналистам, что командир лайнера вряд ли ранее выполнял маневр ухода на второй круг в реальном полете. Между тем падение самолета произошло сразу после того, как экипаж, заходя на посадку, сообщил диспетчеру о намерении выполнить этот маневр. По всей видимости, летчики, набирая высоту, превысили допустимый угол атаки и сорвались в штопор.

Впрочем, однозначно говорить о том, что катастрофа в Казани произошла вследствие неправильных действий экипажа, пока рано. Главный вопрос, который сейчас обсуждается в профессиональных кругах и на авиационных форумах — по какой причине «Боинг» на высоте 700 метров был введён в пике?

Ответа на этот вопрос пока нет. Среди возможных версий высказывается и такая: произошло заклинивание штурвала в положении пикирования, пишет «АиФ».

Год назад в генпрокуратуре подсчитали: 80% всех авиакатастроф в России происходят по вине летчиков и диспетчеров. Острую нехватку квалифицированных кадров в отрасли признают все, но решать эту проблему власти почему-то предлагают за счет летчиков-гастарбайтеров: в правительстве подумывают над тем, чтобы разрешить авиакомпаниям в течение пяти лет набирать до тысячи пилотов с иностранными паспортами.

Иллюстрацией к сегодняшнему положению с авиасоставом в отрасли может служить история, как относительно недавно одна из ведущих российских авиакомпаний проводила акцию, в рамках которой пилот, приведший на работу друга, мог рассчитывать на вознаграждение в 200 тысяч рублей. Смех смехом, но таким образом на работу были приняты около 20 новых лётчиков.

«Как вы оцениваете состояние дел в отечественной авиации, при том, что стоимость билетов на российских авиалиниях порой в разы превышает зарубежные аналоги? Что нужно сделать для решения проблем, в частности, кадровых?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Олег Куликов

Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»

20.11.2013 16:48

Сейчас в отечественной авиации целый комплекс проблем — и с уровнем подготовки кадров, и с состоянием техники, и с рядом других факторов.

Еще в сентябре 2008, когда произошла катастрофа «Боинга» в Перми, я выступал с предложением направить протокольное поручение о запрете на ввоз в Россию подержанной авиационной техники, и говорил, что страна превращается в авиационную свалку. Как видим, практически ничего с тех пор не изменилось.

Проблема усугубляется тем, что почти у всех наших авиакомпаний большинство самолетов находится не в собственности, а в лизинге, имеет зарубежную регистрацию, что позволяет им избегать многих налогов. В результате возникает масса неясностей: кому реально принадлежит техника, какова ее история, где она обслуживается и т.д. Авиакомпании фактически уходят от ответственности за ее состояние. Не случайно и причины большинства катастроф у нас сваливают на человеческий фактор – чтобы авиакомпании не несли никакой ответственности перед родственниками погибших. Суммы компенсаций в один-два миллиона рублей на самом деле не такие уж и большие, как могут кому-то показаться: за рубежом многие компании выплачивают по миллиону долларов.

Насколько мне известно, решение о квотировании зарубежных специалистов для работы на российских самолетах преподносится как временная мера. Мол, сегодня в несколько раз увеличивается набор в вузы на специальности гражданской авиации: вот подготовим необходимое число наших специалистов, тогда откажемся от зарубежных. Однако не стоит забывать, что для подготовки высококлассных специалистов нужны опытные преподавательские кадры, которых сейчас становится все меньше и меньше, и нужна современная тренировочная база.

Мне трудно сказать, сможем ли мы решить проблемы своей авиационной отрасли в условиях, когда мы фактически потеряли собственную авиацию, свое авиамоторное строение. Несколько лет назад я был в подмосковном Жуковском в знаменитом ЦАГИ – ведущем нашем учреждении в области авиастроения. Так вот, на 90% этот институт работает сегодня на Соединенные Штаты, в том числе на «Боинги». Даже сами сотрудники там грустно шутят: а вот здесь мы Родину продаем.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031