ЯЗЫК РУССКИЙ – ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ. Доктор Зуев с размышлениями о роли и значении русского языка в категориях диалектической логики: содержание и форма.

Содержание и форма – понятия неразделимые. Строго говоря, форма тоже является содержанием, его изменяемой частью. Наиболее удачная форма в результате качественного скачка становится неотъемлемой частью содержания. Иначе говоря, форма переходит в содержание, в котором лучше всего проявляется новая сущность. Содержание с помощью формы как бы нащупывает путь своего развития.

Живая природа очень разнообразна в огромном количестве своих форм жизни. Различие форм жизни столь велико, что «рождённый ползать, летать не может». В процессе эволюционного развития появилось животное, имеющее возможность приобретать и сохранять знание – это человек. Количество форм жизни способствовало эволюционному скачку, появлению нового качества жизни – ЖИЗНИ СО ЗНАНИЕМ.Знание становится неотъемлемой частью жизни. Таким образом, форма перешла в содержание.

Так возникла особенная форма жизни – СОЦИАЛЬНАЯ МАТЕРИЯ. Отличие СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ от ЖИЗНИ ВООБЩЕ равнозначно разности живой и неживой материи. Содержание сознательной жизни, в свою очередь, может проявляться в различных формах индивидуального и коллективного бытия. Речь идёт об индивидуальной мировоззренческой концепции и научной теории общественного развития.

Всё повторяется вновь. Прогрессивная идея, революционная теория опять-таки превращается в содержание СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ. «Субъективное»» переходит в объективное», а «идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой». Таким образом, производственные отношения, определяющиеся революционной идеологией, оказываются непосредственной производительной силой общества. Форма переходит в содержание.

Единственный способ выражения мысли и передачи её от человека к человеку – человеческий язык.Мысль заключается в понятиях. Понятие – это «БЫТИЕ, через которое просвечивает сущность». Через понятие (знание) постигается ИСТИНА. Знание возникает из понятий. Все понятия обозначаются словами.Русский язык один из самых развитых языков мира. Он содержит в себе многовековой жизненный опыт, духовную культуру, научное знание, прежде всего, русского народа, да и других народов мира тоже. Трудно переоценить значение государствообразующего русского языка. Русский язык – носитель национальной культуры.

Мне думается, что нет более ни одного языка в мире, содержащего в себе возможность такого колоссального обобщения как язык русский. Каждое слово имеет много синонимов, нюансов и значений. Чтобы хорошо знать русский язык нужно родиться и жить в России. Взять, к примеру, слово «РЕВОЛЮЦИЯ». Иностранцы и люди, плохо знающие русский язык, понимают РЕВОЛЮЦИЮ однозначно, как вооружённый захват власти.

Между тем, РЕВОЛЮЦИЯ может быть и социальной, и научно-технической, тем более, она никак не сводится только к вооружённому восстанию, хотя и не исключает его. РЕВОЛЮЦИЯ – длительная эпоха взросления человечества, перехода от худшего способа производства к более совершенному. РЕВОЛЮЦИЯ – это прогресс, дальнейшее развитие общества.

Русский язык имеет огромное общественно-политическое значение. Он консолидирует, объединяет людей для решения социальных задач, формирует у них культуру общения, поведения, мысли и чувства, то есть, духовную культуру. Без языка не может быть удовлетворена ни одна из высших, эстетических человеческих потребностей: познавательная потребность, потребность в Смысле Жизни, потребность в общении и эмоциональном контакте.

Русский язык – инструмент познания действительности.

В нём, через БЫТИЕ, достаточно хорошо отражается СУЩНОСТЬ. Движение отражения – феномен объективный, универсальный, всеобщий. В социальной материи он соответствует СОЗНАНИЮ.Объективный мир отражается, проявляется и преломляется в человеческом сознании, порождая уже субъективное восприятие окружающей действительности. Совокупное отражение мира, состоящее из множества человеческих сознаний — отражающих зеркал, позволяет людям наиболее полно познать материальный мир.

Каждый человек в силу различных обстоятельств воспринимает мир по-своему. Луч его внимания фокусируется на том проявлении жизни, которое только ему представляется важным и главным. Часто что-то действительно значительное оказывается за пределами его понимания, что приводит к ошибкам, иллюзиям, заблуждениям. В такой непростой ситуации выручает умение видеть «другими глазами», возможность пользоваться мудрыми мыслями и жизненным опытом людей современных и людей прошлых поколений.

В основании «ПИРАМИДЫ ПОЗНАНИЯ» находятся знания большого количества людей, непосредственно взаимодействующих с материальным миром. Опыт и знания обобщаются и посредством родного языка передаются новым поколениям. У людей молодых появляется больше возможностей познать действительность. Они, изучая мир, могут воспользоваться мудростью ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ, бесконечным богатством и культурой развитых языков мира, содержащихся в библиотеках и электронных носителях информации.

Каждый человек, стремящийся к тому, чтобы быть мудрым, благодаря родному языку, учителям и духовным сокровищам, накопленным человечеством, получает возможность вплотную приблизиться к ИСТИНЕ. Это значительно раздвигает границы восприятия и понимания окружающего его мира. Уже не лучик, а прожектор его внимания отражает СУЩНОСТЬ глазами, мудростью и опытом великих предков, говоривших русским языком.

Приобретая в учении новое ЗНАНИЕ, мы, к сожалению, не всегда помним о том, каким великим трудом и затраченным временем оно доставалось предыдущим поколениям. Современный человек получает знание без тех великих усилий, то есть, почти даром, вероятно, по этой причине не всегда должным образом оценивает и, потому, легко утрачивает его. Известно ведь, что история никогда никого ничему не учит, она наказывает за плохо выученные уроки.

Русский язык – инструмент общения.

Высокому и прекрасному СМЫСЛУ должна соответствовать грамотная, культурная речь. В таком случае форма гармонично связана с содержанием. Словами человек выражает свой внутренний мир. К слову нужно относиться уважительно. Общаясь с человеком, по культуре его речи можно очень точно судить о культуре его мышления.

К сожалению, в последние десятилетия в постсоветской России повсеместно наблюдается массовый социальный феномен «УПРОЩЕНИЯ СМЫСЛА», что привело к снижению грамотности и культуры общения. Высокопоставленные чиновники и средства массовой информации всё чаще переходят на «птичий язык», коверкая, унижая и разрушая красивый, благозвучный, Великий и Могучий РУССКИЙ ЯЗЫК.

В связи с некоторыми обстоятельствами мне вспомнился старый анекдот. Молодому человеку понравилась миловидная девушка. Желаемое знакомство состоялось. Чтобы поддержать разговор молодой человек спросил девушку о том, где она работает и чем занимается. Девушка ответила: «Я работаю на спичечной фабрике, спички серю».

Оказывается, то же самое можно делать и со словами. Я врач – психиатр, психотерапевт, психолог. У нас, в психиатрии, есть термин – «КОПРОЛАЛИЯ». Переведу его на понятный житейский язык. Часть термина – «копро», означает испражнение, кал. КОПРОЛАЛИЯ – испражнение (извержение) «кала» через рот посредством языка и человеческой речи.

Во время публичных выступлений, на собраниях нередко встречаются некультурные люди, которые ведут себя грубо, агрессивно, по «хамски», прерывают лектора (докладчика), что-нибудь выкрикивают с мест, не стесняются в выражениях, используя ненормативную лексику. Иногда дело доходит до личных оскорблений и рукоприкладства. Разумеется, всё это создаёт в коллективе, в аудитории очень напряжённую, нерабочую и очень нежелательную психологическую атмосферу.

Игнорировать такую ненормальную ситуацию в коллективе неразумно. Отрицательные, негативные эмоции, как инфекция, могут заражать других людей, доводя психологическую атмосферу до эмоционального аффекта, до массового психоза. Так можно испортить любое дело. Говорят: «Спорили так громко, что вспугнули ИСТИНУ». Возмутителями порядка являются отдельные люди. Им можно дать психологическую характеристику.

Часть из них – психически больные люди, слабоумные или психопаты. Встречаются люди с бредовыми расстройствами личности. Особенно неприятен систематизированный сутяжный бред. Этот бред редко распознаётся окружающими людьми как психическая болезнь. Таких людей не так много, но надо уметь от них защищаться.

Бывают люди эмоционально неуравновешенные – возбудимые акцентуанты, которые быстро, по каждому пустяку, «заводятся» и ведут себя не вполне адекватно. Большая часть «возмутителей спокойствия» — простонедалёкие, некультурные люди с большими амбициями. Последний вариант можно назвать недоумием, недомыслием, то есть «слабоумием без слабоумия».

Покойный академик Евгений Антонович Вагнер был очень мудрым человеком и хорошим руководителем – ректором Пермского государственного медицинского института. Он всегда придавал большое значение деловому психологическому настрою в большом коллективе и никогда не терпел разборок и ссор. Он был руководителем авторитарного стиля управления.

Я не могу вспомнить, чтобы он употреблял модное ныне слово «демократия», придуманное рабовладельцами.Он понимал, что свобода в мыслях, словах, поступках никогда не может быть бесконечной, она всегда ограничивается ответственностью за слово и за дело. Однажды он собрал нас, врачей цикла последипломного обучения, и в заключительной напутственной беседе поделился опытом успешного руководителя. Он сказал: «Если в стаде завелась паршивая овца, она заразит всё стадо. Управляя коллективом, будьте осторожны и бдительны. Любые склоки надо прекращать быстро и решительно».

Освоить русский язык и, соответственно, сформировать развитую способность к чётким оценкам и суждениям – совсем не простая задача. «Тот, кто не умеет правильно и грамотно выражать свои мысли – так говорил И.В. Сталин, – тот и мыслит также бессистемно и хаотично». С точки зрения современной психологии (психотерапии) такой человек и чувствует «бессистемно и хаотично». Невоспитанные эмоции его плохо поддаются волевому контролю, поскольку культуру эмоционального реагирования определяет культура мышления. «Недержание» эмоций хуже, чем недержание кала и недержание мочи.

Большую часть времени своей жизни каждый человек находится наедине со своими мыслями, эмоциями, чувствами, представлениями об окружающем его мире. Язык в форме бесконечного внутреннего монолога наводит порядок и создаёт гармонию в душе, во внутреннем пространстве личности. Дело в том, что мысль, понятие, слово всегда сопровождается элементарной оценочной реакцией, то есть ЭМОЦИЕЙ. Эмоция, в свою очередь, тесно связана с физиологическими процессами, происходящими в организме человека.

Русский язык – инструмент пропаганды коммунистической идеологии.

Самое главное условие, которое обеспечивает успех в общении с аудиторией – умение правильно и грамотно выражать свои мысли. Понятие, употребляемое пропагандистом, должно соответствовать объекту, то есть содержать в себе ИСТИНУ. Мнений может быть много, а ИСТИНА одна и очень конкретна. Она привязана к обстоятельствам, месту, времени и пространству. Важно хорошо знать предмет, о котором нужно говорить.

Особенное значение имеет личность пропагандиста. Он должен быть не обязательно богатым, но обязательно уважаемым, привлекательным, успешным и, даже, счастливым человеком. Разъяснительная работа требует выдержки и терпения. Раздражительность, грубость, агрессивность и бескультурье препятствуют успеху идеологической работы. Идеологическая беседа играет не только воспитательную, просветительную, но и психотерапевтическую, лечебную роль. Слово – источник мудрости, физиологический и лечебный фактор.

Есть четыре главных фактора со значением материальной силы, способной изменять общественное бытие и общественное сознание: власть, деньги, научно-технический прогресс и идеология. Самым важным из них является идеология. Миром должен управлять разум, а не деньги или власть, которая только на них и держится. Личная мировоззренческая концепция мастера пропаганды идеологического фронта должна в полной мере отражать революционную тенденцию дальнейшего развития общества.

За 20 лет дикого и злобного капитализма в России самый большой урон понесла культура. Население в массе своей стало малограмотным, малообразованным, малоспособным к самостоятельному мышлению. По этой причине многие люди утратили Смысл Жизни и Социальный Идеал. Без этих основополагающих понятий современной идеологической теории устройства и развития общественного бытия, нет, и не может быть, дальнейшего развития человека, общества и государства.

В их отсутствие утрачивается качество жизни человека и общества, интерес к жизни, падает социальная активность людей, в итоге, наступает смерть и разрушается государство. Жизнь человека без Смысла, общества, без Социального Идеала, невозможна. Может ли КОММУНИЗМ как общественно-экономическая формация быть СОЦИАЛЬНЫМ ИДЕАЛОМ? Может ли КОММУНИЗМ быть обществом, лишённым противоречий, то есть обществом полной и окончательной победы социальной справедливости?

Если мы ответим на эти вопросы утвердительно, то КОММУНИЗМ превратиться в икону или религиозную догму. Коммунизм, будучи, что научно обосновано, более совершенной общественно-экономической формацией, не может претендовать на роль СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА. Им может быть не далёкий, очень привлекательный, ещё никем и никогда не достигнутый результат, а бесконечный созидательный процесс – процесс развития и совершенствования общественного бытия.

Мы должны научиться принимать РЕВОЛЮЦИЮ не только как революционный переворот, но и как эпоху, как длительный период перехода от капитализма к коммунизму. Мы не можем позволить себе и призывать к тому же тех людей, к которым обращено наше учение, отложить свою жизнь на потом.

Нужно учить наших сторонников стойкости, выдержке, мужеству и терпению, искусству жить, сопротивляться и радоваться жизни прямо сегодня вопреки трудным жизненным обстоятельствам.Коммунизм может стать Социальным идеалом, если он понимается как цель и движение к ней одновременно, как процесс революционный и бесконечный, как единство теоретической и практической идеи.

Наша пропаганда должна пробуждать в сознании людей понимание неизбежности активной жизненной позиции в достижении Смысла Жизни, Социального Идеала — самосовершенствования и совершенствования окружающего их мира. Важно научить воспринимать свободу как борьбу, какосознанную необходимость неподчинения разрушительным обстоятельствам, как осознанное подчинение такой необходимости.

Русский язык – источник ВЫСОКОГО СМЫСЛА.

СЧАСТЬЕ – это осуществлённый СМЫСЛ ЖИЗНИ, осознанный как МОЩНЫЙ СТИМУЛ, способствующий борьбе и преодолению трудной действительности САМОЙ ЖИЗНИ, в бесконечном движении САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ окружающего нас мира. Такое определение счастья русским языком и методом диалектики переводит СЧАСТЬЕ из понятия иррационального в категорию научную.

По этой причине, оно становится настоящим и действительным, хотя и связано с неизвестным будущим, непрерывно переходящим в настоящее. Это понятие утверждает человеческую жизнь с ВЫСОКИМ СМЫСЛОМ (ИДЕАЛОМ), без которого невозможно преодоление трудной действительности в противоречиях и борьбе внутри самой СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ за её высокое КАЧЕСТВО.

Счастье, при этом, становится закономерным результатом движения СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, при котором вектор ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНИ отдельной человеческой личности совпадает с вектором движения РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ. Понятие СЧАСТЬЯ имеет содержание и форму. СОДЕРЖАНИЕ понятия – ЖИЗНЬ СО СМЫСЛОМ. ФОРМА понятия – ДВИЖЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ с бесконечным количеством его вариантов.

Форма слова (мысли) всегда должна соответствовать его высокому значению (содержанию). К слову и языку нужно относиться уважительно никогда не упрощая знания и смысла, потому что упрощение ЗНАНИЯ и СМЫСЛА, пренебрежение к слову, великому и могучему русскому языку всегда оборачивается трагедией, разрушением СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ — государства, общества, человека.

О значении слова хорошо сказано в стихах неизвестного автора:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти.

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно продать

И предать, и купить.

Слово можно в горячий свинец перелить».

***

«О СЛОВО, как ты много значишь,

А на бумаге, ты, простой значок.

Но в жизни от тебя нередко плачешь,

И слово МУДРОСТИ ДАЁТ УРОК».

***

06.12.2013 г. Доктор – психотерапевт Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Метки:  

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30