МЫЧАНИЕ ЯГНЯТ

Каким бы кривым ни было зеркало, некоторые черты действительности оно все же отражает. Новогодние президентские поздравления относятся к числу подобных зеркал. Обычно на них мало кто обращает внимание, но на этот раз приходится обратить, потому что поздравлений оказалось два – без упоминания и с упоминанием волгоградских взрывов.

Здесь следует прежде всего заметить, что в канун, впритык и даже одновременно с волгоградскими взрывами их произошло еще минимум четыре – три в Дагестане и один в Пятигорске. Однако они никак не повлияли на содержание первого варианта президентского поздравления. О взрывах вспомнили, только когда беда пришла на историческую русскую землю. Это весьма дурной знак, указывающий на то, что между коренной славянской Россией и Северным Кавказом воздвиглась высоченная психологическая стена. И по большому счету, славянскую Россию совершенно не волнует, что там за этой стеной творится. Даже взрыв в Пятигорске не произвел никакого впечатления, хотя это в целом русский город. Взрывают друг друга? Ну и пусть себе взрывают, Аллах им в помощь! Только бы внутрикавказское насилие не пересекало границу. А вот когда пересекает, то это уже проблема для всей России и ее президента, вынужденного коснуться ее даже в новогоднем поздравлении.

Однако как замечательно он ее коснулся! «Уверенно, жестко и последовательно продолжим борьбу с террористами до полного их уничтожения». Вас еще не тошнит от этих заклинаний? Четырнадцатилетнее их повторение есть не что иное, как открытое издевательство над жертвами терактов.

Если разобраться в объективном содержании президентской речи, то получится следующее. В чем «уверенность» Путина? В том, что бюджет силовиков будет расти из года в год. В чем «жесткость» Путина? В том, что ради дележа бюджета силовики будут всё более жестко подсиживать, стрелять и взрывать друг друга, не обращая внимания на жертвы гражданского населения. В чем «последовательность» Путина? В том, что не будет конца бюджетным вливаниям на борьбу с терроризмом, как и самому терроризму. Больше ничего из этих заклинаний не следует.

Волгоградские взрывы повлияли и на общую часть поздравления. На Чукотку и Камчатку транслировался ролик, полный благодушия: «Наша страна стала лучше, богаче, удобнее». Точь-в-точь, как в стихе Державина:

Запасшися крестьянин хлебом,

Ест добры щи и пиво пьет.

Однако в следующем часовом поясе ленивое благодушие сменилось на столь же невыразительное сочувствие, а всеобщие «добры щи» были заменены на щи, добрые «в чем-то»: «Наша страна в чем-то стала лучше, богаче, удобнее». В чем же конкретно она стала лучше, чем богаче и кому удобнее? Об этом ни слова. Выступая одновременно с Путиным, президент Белоруссии Лукашенко нашел добрые слова учителям и врачам, ученым, специалистам, рабочим, строителям, крестьянам. Рассказал об успехах и неудачах. Путин же ни о чем, кроме предстоящей Олимпиады, не вспомнил, не упомянул ни одной социальной группы, ни одной профессии. Зато два десятка раз повторил какое-то безликое «мы», являющееся для него, очевидно, идеалом человеческого общества.

Наверное, в соответствие с этим идеалом и была собрана аудитория в Хабаровске. Но вышел маленький конфуз, разрушивший неколебимое единство безликого «мы». Среди «бездомных жертв наводнения» в кадре слева от Путина стояла приятная блондинка в элегантном черно-розовом платье. Она внимательно следила за речью Путина и кивала головой в такт его словам. Она же, полуприсев ради громкости, первая, даже раньше Путина, закричала: «Россия!!!». И дальше случился позор. Когда грянул государственный гимн, оказалось, что блондинка – единственная из всех окружающих Путина бездомных и охранников, кто знает слова гимна. Потому и запела. Но поскольку все остальные во главе с президентом «Священной державы» ртов не открывали, а только кивали и мычали, режиссеры видеозаписи вынуждены были урезать лицо героической женщины (это и впрямь героизм – заучить наизусть третий текст Михалкова) до одной третьей части, которой она только кивала, но не артикулировала.

А на официальном кремлевском сайте поступили еще проще – целиком вырезали кадры с мычащим президентом и народом, заменив их панорамой абсолютно безлюдной ночной Москвы. Точно такой же, какой она была во время проезда Путина к месту инаугурации. Если многолетний глава государства прячется от народа и не знает слов государственного гимна, то одно из двух: либо царь не настоящий, либо царство не настоящее. Но Россия столь своеобразная страна, что в ее истории постоянно реализуются одновременно обе версии.

14 лет назад, когда произошли взрывы домов и начиналась вторая чеченская война, наш вконец измученный и запуганный народ сплотился вокруг нового молодого, энергичного крутого лидера с приблатненным лексиконом. Этот в доску свой, родной и понятный правильный пацан, воскликнули граждане бывшей «страны героев, страны мечтателей, страны ученых». И пали ниц. Эпохальное «В сортире замочим!» стало всенародным лозунгом следующего десятилетия.

Теперь обнаружилось, что Путин ни Кавказа не покорил, ни сограждан не защитил. Рассеивается миф о том, что с падением «великого Путина» падет и Великая Россия. Путин, конечно, весьма далек от «падения», но граждане уже перестают верить в чудодейственность его сидения на президентском троне. Россия переживает такую эпоху, когда традиционное эксплуататорское государство, как машина для поддержания господства одного класса над другим – меньшинства над большинством, помочь ей уже ничем не может. Наоборот, это государство активно действует против российского общества. В Волгограде потерпел моральный крах «державный» патриотизм. Он расцветал после взрывов в Москве и войны Чечне. Все сомнения и возражения обществом отторгались. Даже после «Норд-Оста» и Беслана он еще теплился.

Теперь наступает момент истины: традиционное государство не озабочено ничем другим, кроме своих доходов. И выводы обществом делаются. В СМИ появились сообщения о работе добровольцев, в том числе и казаков, в Волгограде – помощь пострадавшим, патрулирование улиц. 14 лет назад никто ни о чем подобном не слыхивал и не задумывался, уповая на крутого «героя». Ныне ситуация меняется. Наступает пора гражданского патриотизма. Люди постепенно начинают понимать, что на государство им уповать не только бесполезно, но и опасно для жизни. Начинается период самоорганизации, в ходе которого гражданам предстоит доказать, что они не молчащие и мычащие ягнята, а настоящие граждане – не по паспорту, а по своей, как говорили когда-то, активной жизненной позиции.

Александр ФРОЛОВ

www.sovross.ru

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30