Независимый экономист Владислав Жуковский: Украина на грани дефолта. Самопровозглашенное Правительство Яценюка рискует не дожить до президентских выборов

Украина на грани дефолта: казна пуста, капитал утекает, экономика в кризисе, финансовый сектор парализован. Самопровозглашенное Правительство Яценюка рискует не дожить до президентских выборов

Украина уже сегодня стоит на грани финансовой катастрофы и коллапса бюджетной системы — низкопередельная сырьевая экономика Украины находится в состоянии глубокой рецессии и все стремительней скатывается в кризисное состояние. У Правительства уже сегодня нет денег на обслуживание внешних долговых обязательств, исполнение бюджета, выплату зарплат, пенсий, пособий и т.д. Финансовая система рассыпается буквально на глазах, банковская система парализована, а государственная казна находится в полупустом состоянии. Хуже того, ситуация ухудшается буквально на глазах – экономика всё глубже погружается в кризисное состояние, а на счетах Минфина осталось менее 75 млн. гривен, тогда как размер обязательных платежей в ближайшем месяце превышает 12 млрд. гривен. Платить по счетам просто нечем.

Согласно официальным данным статистического комитета Украины, экономика братской республики благодаря действиям недавно смещенной администрации Януковича и его предшественника Ющенко откровенно коллапсирует. Так, ВВП Украины сокращается аж на 1,5%, промышленное производство падает на 4,5-5%, грузооборот на транспорте сокращается на 4%, пассажирооборот — на 3%, внешнеторговый оборот сжимается на 7,5-8%, тогда как платежный баланс разваливается на глазах — счет текущих операций многие годы сводится с дефицитом в 5-6% ВВП. И при всем при этом Украина живет с перманентными бюджетными дефицитами — дыра в федеральном бюджете превысила планку в 4,5-5% ВВП.

Если в отчетах Правительства уровень жизни украинцев растет, то на самом деле с учетом реальной инфляции неуклонно падает — зарплата в 350-400 долл. является недоступной роскошью для критически значимой части населения страны. При этом украинская гривна, обвалившаяся за последние месяцы на 25-30%, обновила абсолютный исторический минимум по отношению к доллару и евро — 10,2 и 13 гривен соответственно. И это только самое начало обвального падения — для стабилизации бюджета и платежного баланса, а также поддержки сырьевых олигархов и обрабатывающей промышленности необходимо ослаблять курс гривны, который в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) укрепился на 30-40% за последние годы.

Неудивительно, что размер внешнего государственного долга вырос с 21 до 36 млрд. долл. только за последние два года. С учетом внутреннего долга задолженность Правительства составляет более 75 млрд. долл. Притом что совокупный внешний долг всех субъектов украинской экономики (государства, Нацбанка, компаний и банков) вырос на треть за 2,5 года и достиг 136 млрд. долл., а размер международных валютных резервов упал в два раза — с 36 млрд. долл. в 2012г. до 18 млрд. в январе 2014г. и 15 млрд. в середине февраля. Валютный запас страны стремительно тает и приближается к критическому значению.

При этом крайне важно понимать, что даже этих 18 млрд. долл. сегодня нет у Правительства Украины — практически целиком и полностью это средства самого Нацбанка Украины, сформированные им от увязки эмиссии градины с притоком иностранной валюты в рамках неоколониальной политики «валютного правления» (currency board). Это не средства Минфина, полученные от формирования бюджетных излишков и сверхдоходов, которые были изъяты через фискальный механизм во внебюджетные резервные фонды. Это не аналог российского Резервного Фонда и ФНБ. Это средства Нацбанка Украины, которые он не имеет права тратить на финансирование бюджетного дефицита и погашение внешних долгов государства. Эти средства предназначены для проведения валютных интервенций, которые призваны стабилизировать валютный курс и платежный баланс страны.

Попытка потратить средства Центробанка чревата двумя осложнениями. Во-первых, в силу того, что эмиссия национальной валюты привязана к притоку иностранной валюты, а денежная база формируется в рамках внешнего канала, не учтивая потребности экономики в деньгах и минуя механизм рефинансирования банков под залог корпоративных и государственных ценных бумаг, то любая продажа валюты будет означать сжатие денежного предложения и демонетизацию экономику, сопровождаемую ростом процентных ставок и инвестиционным кризисом. Во-вторых, баланс Минфина и Центробанка не пересекаются и являются автономными — даже с технической точки зрения сложно осуществить эту операцию иначе как через покупку госбумаг на баланс Нацбанка Украины.

В-третьих, направление валютных резервов Центробанка, сформированных в рамках монетарного канала, в корне противоречит лженаучным догмам «Вашингтонского консенсуса» и предписаниям МВФ, Всемирного Банка и БМР. Попытка руководства Аргентины направить валютные резервы своего Центробанка на погашение внешней государственной задолженности и финансирование бюджетных дефицитов спровоцировало войну с МВФ и даже введение санкций против руководства Аргентины. Международная финансовая олигархия не терпит демаршей против сложившегося статус-кво и финансового миропорядка.

Очевидно, что новые власти Украины, осуществившие вооруженный госпереворот при прямой и нескрываемой поддержке США и ЕС, ни при каких обстоятельствах не пойдут против воли Вашингтона и ФРС США. Яценюк и Тимошенко с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом согласятся окунуть страну в нищету и хаос, следуя рекомендациям МВФ, нежели рискнут пойти против воли Вашингтона, Брюсселя и транснационального капитала.

С этой точки зрения уместно говорить о том, что у Украины вообще нет денег для обслуживания внешних долгов и оплаты задолженности за поставленный газ. Даже те 15 млрд. долл., которые формально находятся на балансе Нацбанка Украины, по сути дела не принадлежат Правительству — Минфин не имеет юридического права ими распоряжаться. Это многократно усугубляет ситуацию и повышает риски дефолта. Без финансовой поддержки России Киев рискует не дожить до президентских выборов. Даже людоедские и разрушительные реформы по лекалам МВФ не смогут стабилизировать ситуацию — политика «затягивания поясов» в полунищей стране рискует обернуться вспышкой социального протеста уже через пару месяцев и роспуском Правительства Яценюка.

По сути дела, Киев уже сегодня не способен обслуживать свои долги — причем не только Правительство, но и крупнейшие украинские корпорации и банки. В условиях экономического спада, инвестиционного кризиса, бегства капитала и паралич банковской системы у Украины не остается источников доходов. Тогда как обязательства и размеры платежей перманентно растут. Весьма показательно, что уровень риска дефолта Украины оценивается спекулянтами и инвесторами как никогда высоко — так называемые страховки от дефолта (CDS) находятся вблизи многолетних максимумов (уступает лишь Аргентине и Венесуэле), отрадная 60% вероятность дефолта.

А в доходности государственных облигаций сформировалась дефолтная инверсия — доходность краткосрочных облигаций кратно превышает доходность долгосрочных бумаг (20-22% против 12-13% соответственно). Это свидетельствует о падении цены облигаций с ближайшим сроком погашения и неуверенности инвесторов в том, что Киев будет способен погасить или рефинансировать долги.

Масла в огонь подливает евромайдан — вооруженный мятеж и анархия в западных провинциях обернутся еще большим обвалом производственной и инвестиционной активности, а также падением бюджетных доходов.

В настоящий момент сложно точно сказать, сколько средств требуется найти властям Украины в самое ближайшее время для оплаты задолженности за поставленный российский газ и обслуживания внешних долгов. По разным оценкам, речь идет приблизительно о 8-12 млрд. долл. Из этой суммы средств, по оценкам Минэнерго Украины, задолженность Украины перед Россией за газ составляет без малого 1,62 млрд. долл. Тогда как в 27 февраля Газпром оценивал кредиторскую задолженность Нафтогаза в 1,45 млрд. долл. за поставки в 2013г. и 0,19 млрд. за поставки в 2014г. Показательно, что в начале февраля 2014г. Киев перечислил Москве 1,3 млрд. долл. за поставки голубого топлива в 2013г. и 0,47 млрд. за январские поставки 2014г.

При этом аппетиты самопровозглашенного Правительства растут по экспоненте – если ещё неделю назад речь шла о 15 млрд. долл. экстренной помощи, то на днях Яценюк заявил о том, что зарплаты и пенсии не выплачиваются больше месяца. Недавно назначенный министр финансов Юрий Колобов оценил потребности бюджета в деньгах в объёме 35 млрд. долл. Притом что только в течение ближайшего года всем субъектам украинской экономики подлежит погасить или рефинансировать краткосрочных долгов в объёме 35 млрд. долл. Из этой суммы порядка 8 млрд. долл. приходится на краткосрочный госдолг федерального Правительства (в 2015г. предстоит выплатить более 9 млрд. долл.). По большому счёту, денег в казне нет уже сегодня и Украина находится в положении Греции.

Вполне очевидно, что Украина расплачивается с Россией за поставки российского газа российскими же деньгами, получаемыми от Москвы по облигационному каналу — Правительство России еще в декабре 2013г. подписали соглашение с Киевом о выделении 15 млрд. долл. из состава средств ФНБ на приобретение новых размещений украинских государственных облигаций. 3 млрд. долл. уже были потрачены РФ на приобретение евродолларовых облигаций Украины на Ирландской фондовой бирже.

Очередной транш в два миллиарда долл., который должен был быть осуществлен еще в середине февраля, оказался в подвешенном состоянии — в условиях гражданской войны, государственного переворота и политического хаоса, переросшего в анархию и вооруженный мятеж, выделять средства российских налогоплательщиков Украины просто бессмысленно и опасно.

Это равносильно выделению средств будущих российских пенсионеров (именно с целью гарантирования выплат пенсионерам, согласно Бюджетному кодексу, и формируется ФНБ) в черную дыру, в пустоту, на поддержание политического режима, критически значимая часть которого страдает параноидальной русофобией, маниакальной ненавистью к России и шизофренической манией преследования.

Категорически нельзя давать деньги режиму, который мало того, что является нелегетимным и самопровозглашенным (по крайней мере, до президентских и парламентских выборов), но и при этом проводит крайне агрессивную политику по отношению к России — запрещает вещание российских СМИ, вводит ограничения на использование российского языка, разрушает памятники исторического (не только Ленина и пятиконечную звезду с Рады, но и памятники бойцам-освободителям Красной Армии), ущемляет интересы русскоязычного населения (а это треть населения Украины и 80% юго-восточных областей Украины) и даже откровенно призывает к реваншу, захвату российских территорий и проведению Евромайдана в России. Нельзя за счет кармана россиян и пенсионеров кормить бандеровцев, петлюровцев, шухевичей, неонацистов и пособников гитлеризма — это преступление не только перед своими гражданами и соотечественниками, грозящее обернуться гуманитарной катастрофой и военным конфликтом, но и плевок в лицо предшествующих поколений.

Самая адекватная политика поведения в сегодняшней ситуации — не предпринимать никаких действий в поддержку кабинета министров Яценюка. Россия в принципе не обязана выделять оставшиеся 12 млрд. долл. на покупку украинских гособлигаций. Во-первых, на Украине не было выборов и нет легитимной власти — воспринимать всерьез Правительство Яценюка не получается при всем желании. Как и все законы, принимаемые Верховной Радой, в которой голосования проходят под дулом автоматов, несогласные с оранжистами депутаты избиваются, в карточки доя голосования отнимаются силой.

Во-вторых, Россия и не обязана полностью исполнять подписанные ей самой соглашения — согласно им Россия имеет право, но не обязана предоставить заем Украине. И только в том случае, если у Москвы будет такое желание и уверенность, что деньги российских налогоплательщиков не будут разворованы  новыми властями. А желание это, очевидно, тает на глазах. Это же касается и предоставления 30% скидки на поставку российского газа в Украину — Россия имеет право раз в квартал пересматривать цену на газ и ничто не мешает поднять цену с сегодняшних 268 до 410-415 долл. за тыс. кубометров голубого топлива.

Да, в первые месяцы 2014г. Киев в пять (!) раз сократил среднесуточный объем закупок российского газа. Однако отказаться от российского топлива он просто не в силах — ни забор газа из подземных газохранилищ (который, главным образом, предназначен для гарантирования бесперебойных поставок топлива в Европу транзитом через территорию Украины), ни реверсные поставки газа из стран Восточной Европы (сейчас Нафтогвз закупает российский газ у Польши, Чехии, Словении и ряда других стран, который предварительно был поставлен туда по менее высоким ценам, чем газ, поставляемый из РФ в Украину) изменить ситуацию не смогут.

Как показывает практика, США и ЕСТЬ готовы громче всех кричать про демократию и готовность поддержать евромайдан, однако на деле предоставить деньги не готовы в принципе. По большому счету, для элементарного шатания дыр в бюджете и платежном балансе Украине требуется порядка 12-15 млрд. долл. в течение 5-6 месяцев. 5-7 млрд. жизненно необходимы уже сейчас.

Однако ЕС готов предоставить не более 1-2 млрд. — это капля в море, которой не хватит не то что для стабилизации финансовой ситуации и реанимации экономики, но даже для оплаты похоронной процессии и места на кладбище. Причем даже эти деньги Еврокомиссия и ЕЦБ будут готовы предоставить в случае проведения крайне болезненных, антисоциальных и убийственных реформ в лучших традициях Гайдаровской терапии, которые спровоцируют всплеск нищеты и бедности, усугубление экономического кризиса и производственного спада. Наряду с этим США в своих лучших традициях победившего прагматизма и вовсе на спешат раскошеливаться и вливать реальные финансовые ресурсы в категорически недееспособное, непрофессиональное и некомпетентное Правителиство авантюристов Яценюка. США внимательно выслушали жалобы и просьбы Тимошенко, Яценюка, Кличко и Тягнибока и отправили их прямой дорогой в МВФ. Который будет готов предоставить кредитную линию в размере 12-15 млрд. долл. на заведомо кабальных и самоубийственных условиях, которые столкнут Украину в социально-экономическую катастрофу, которую благодаря Гайдару, Ясину, Чубайсу, Коху, Черномырдину и прочим лжереформаторам пережила Россия в эпоху «лихих девяностых».

Рецепты МВФ для Украины знакомы россиянам до боли — повышение тарифов естественных монополий (прежде всего, цен на газ) для населения на 40-60%, масштабная девальвация гривны, тотальный бюджетный секвестр, сокращение зарплат в бюджетном секторе, снижение пенсий, отказ государства от целого ряда социальных пособий и досрочного выхода на пенсию для работников опасных производств, отказ от протекционизма, урезание расходов на экономику и инфраструктуру, масштабная приватизация наиболее рентабельных и системообразующих предприятий в интересах западного капитала, окончательное снятие ограничений на импорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По самым скромным оценкам, эта программа удушающих приёмов МВФ оценивается в 7,5-8% ВВП – именно такую цену предстоит заплатить Киеву за подачки МВФ.

Именно благодаря этим «пилюлям» МВФ и действиям компрадорского гайдаровско-черномырдинского кабинета министров Россия пережила социально-экономическую катастрофу в 90-е годы — ВВП обвалился на 45%, промышленное производство — на 60%, обрабатывающая промышленность и капиталообразующие инвестиции в основной капитал — в 5 раз, за рубеж утекло порядка 1 трлн. долл., уровень нищеты и бедности подскосил в 8-10 раз, преступность выросла в 4 раза,  а вся наукоемкая и высокотехнологичная промышленность просто напросто перестала существовать.

Аналогичные последствия ждут и Украину — видимо, оранжистам в лице Ющенко, Тимошенко, Яценюка и их соратникам оказалось мало вытягивания Украины в ВТО на кабальных условиях и они решили окончательно добить национальную экономику и отечественную промышленность, следуя суицидальным требованиям МВФ. Это дорога в пропасть и системный кризис, который рискует обернуться расколом страны и дезинтеграцией всей экономики.

Уже сегодня  украинская экономика является мифом и не более чем фразеологическим оборотом — она перестала существовать. Четверть века псевдорыночных реформ и воровства не прошли даром — металлургический сектор находится в преддефолтном состоянии в связи с продолжающимся более полутора лет падением цен на металлургическую продукцию и перепроизводством промышленных металлов (запасы на складах достигли исторических максимумов).

Сельское хозяйство было обескровлено втягиванием в ВТО на несовместимых с жизнь условиях (Ющенко и Тимошенко хотели доказать Западу, что они в доску свои) — сокращением тарифной и нетарифной поддержки, урезанием государственного финансирования отрасли. Наукоемкая обрабатывающая промышленность практически не конкурентоспособна Га европейском рынке в силу морального и физического износа основных фондов — 75-90% экспорта высокотехнологичной продукции приходится на Россию. А сфера услуг, завязанная главным образом на работу с импортными товарами, услугами и иностранным капиталом, схлопнется по мере разрастания кризиса в реальном секторе экономики  и падения уровня жизни подавляющей части населения страны.

Экономика Украины коллапсирует — ей грозит судьба Греции или Португалии. С тем лишь отличием, что КЦБ и Еврокомиссия вынуждены были спасть страны европейской периферии в силу того, что PIIGS являются членами ЕС и Еврозоны, а Украина воспринимается в Брюсселе в качестве предбанника Европы, буферной зоны и сырьевой колонии. На Украину хотят повесить колоссальные и неподъемные обязательства, обязав подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС и Создании Зоны свободной торговли, не предоставив при этом никаких приференций — ни инвестиций, ни финансовой поддержки, ни безвизового пространства, ни технологий, ничего.

Самая правильная тактика поведения для российских властей — заморозить финансовую поддержку новым властям Украины до тех пор, пока не состоятся выборы президента и в Верховную Раду. За эти два месяца Правительство Яценюка и администрация президента Турчинова успеют целиком и полностью себя дискредитировать. Это техническое Правительство киндер-сюрпризов  — украинский аналог кабинета министров Кириенко, которое должно будет провести ломку украинского общества по рецептам МВФ, взять на себя ответственность за грядущую социально-экономическую катастрофу и уйти в отставку в статусе политических трупов. Без масштабной поддержки Запада или Москвы Правительство Яценюка будет вынуждено объявить дефолт уже в мае-июне — денег нет уже сегодня.

Отказ от поддержки Киева можно увязать также с тем, что новый кабинет министров принимает откровенно антироссийские решения, а в Верховной Раде и на улицах городов с оружием в руках стоят люди, призывающие «посадить москалей на ножи», изгнать русскоязычное население, лишить его украинского гражданства и даже захватить Воронежскую, Белгородскую и Курскую области. Россия вполне имеет моральное право не поддерживать Правительство экстремистов и неонацистов.

При этом имеет смысл оказывать финансовую поддержку юго-востоку Украины, воздерживаясь от силовой агрессии, которая развяжет руки неонацистам из Правого Сектора и Партии Свобода, а также их покровителям в США и блоку НАТО. Предоставление кредитов и скидок на газ вкупе с гуманитарной помощью избранным местными жителями главам администрации поможет усилить позиции пророссийски настроенных сил и повысит шансы на их автономность от Киева.

Наряду с этим имеет смысл делать ставку на раскачивание Евромайдана, разбалансировку крайне рыхлых оранжистов и игру на противоречиях внутри революционеров. Совершенно очевидно, что внутри Евромайдана зреет раскол — вся реальная власть взята Батькивщиной Яценюка и Тимошенко, которая не только вышла из заключения, но и является серым кардиналом Евромайдана и главным претендентом на пост президента Украины. Главой Правительства усилиями Батькивщины назначен Яценюк, председателем Рады и исполняющий обязанности президента назначен правая рука Яценюка Турчинов. Ключевые посты главы СБУ, МВД и Нацбанка Украины также отданы сторонникам Яценюка. Тогда как Кличко, Тягнибок и Правый Сектор оказались лишними на этом празднике жизни и отодвинуты от кормушки. Безусловно, их не очень сильно устраивает такое положение дел.

Как недовольно руководство вооруженных формирований Правого Сектора призывами Яценюка покинуть улицы и вернуться к мирной жизни. Раскачивание и без того дырявой лодки оранжистов поможет ослабить позиции русофобски настроенных властей Украины и существенно повысит шансы юго-восточных областей (Харьков, Донецк, Крым, Севастополь и т.д.) на самоопределение и получение широкой автономии. Им не стоит ставить вопрос о присоединении к России — российские коррумпированные чиновники, сырьевой олигархат, криминал и ультра либеральное Правительство Медведева ничем не лучше, чем коррумпированный режим Януковича, Ющенко или Тимошенко. Бежать из одного ярма и кабалы в другие — занятие бессмысленное. По крайней мере, в настоящий момент.

Они вполне могут позволить себе оставаться независимыми образованиями — уровень жизни местных жителей автоматически вырастет, так как сырьевой промышленности не придется кормить непроизводительные и вечно русофобски настроенные западные области Украины. Тогда как военно-политический суверенитет и национальная безопасность вполне могут быть обеспечены Черноморским флотом России, вооруженными силами РФ и силами народного ополчения. При умеренной финансовой поддержке и вменяемой политике Кремля юго-восток Украины может выйти из депрессивного состояния в течение нескольких месяцев и стать вполне конкурентоспособным промышленным кластером, в том числе и благодаря интеграции в Таможенный Союз.

Независимый экономист Владислав Жуковский

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30