Резюме по итогам экспертного круглого стола «Будущий состав и порядок формирования Пермской городской думы: как будут выбираться городские депутаты»

27 февраля 2014 г. по инициативе Отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН прошел экспертный круглый стол на тему: «Будущий состав и порядок формирования  Пермской городской думы:   как будут выбираться городские депутаты». Круглый стол был приурочен к фактическому старту процесса разработки основных положений и текста нового Устава г.Перми. В процессе разработки Устава предполагается широкое публичное обсуждение различных альтернативных вариантов устройства городской власти. Согласно принятому графику уже к началу осени 2014 г. разработчикам нового Устава и рабочей группе при ПГД предстоит определиться с решением одного из наиболее дискуссионных вопросов – это установить численный состав и порядок формирования депутатского корпуса Пермской городской думы.  В обсуждении данного вопроса на организованном круглом столе приняли участие пермские политологи, политтехнологи, специалисты в области МСУ, общественные деятели – всего более 20 человек.

Участникам обсуждения было предложено проанализировать возможные, с точки зрения действующего законодательства, способы формирования Городской думы г.Перми; выделить их плюсы и минусы; оценить возможные последствия их введения; определить наиболее приемлемые варианты с точки зрения развития в городе конкурентной политической среды.

Современное федеральное и региональное законодательство предоставляет муниципалитетам самостоятельно, посредством закрепления в Уставе муниципального образования, определиться с вариантом формирования и численностью своего представительного органа. При этом, согласно №67-ФЗ «Об основных гарантиях…», №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» численность депутатского корпуса в г.Перми не может быть менее 35 человек, при выборах которых могут быть использованы либо мажоритарная избирательная система относительного большинства, либо  смешанная избирательная система, при которой 50 и более % состава думы должны избираться по партийным списком. Иные варианты избирательных систем – полностью пропорциональная[1] избирательная система и смешанная избирательная система с численностью депутатов, избираемых по партийным спискам менее 50% — могут быть использованы только в случае внесения соответствующих изменений в региональное законодательство. В настоящий момент в действующем Уставе закреплена норма о 36 депутатах в составе ПГД, избираемых по смешанной системе (18 на 18). Данная система была принята действующим составом думы по рекомендации федеральных и региональных властей и на практике еще не применялась.

Таким образом, на круглом столе  свелось к обсуждению двух основных вопросов:

Стоит ли увеличивать численность депутатского корпуса и на сколько?

Какая из избирательных систем: смешанная или мажоритарная более приемлема для Перми?

 

Относительно численности депутатов ПГД большинство участников обсуждения высказались за некоторое увеличение численности депутатского корпуса – предлагались различные варианты от 40 до 60 человек[2], в зависимости от применяемой избирательной системы (использование смешанной системы должно предполагать большую численность депутатов в сравнении с мажоритарной).

Данное предложение, прежде всего, связывается с намерением несколько изменить социальный состав представительного органа и сделать ее менее управляемой из любого единого центра. Основным механизмом для реализации данного намерения может стать уменьшение размера избирательного округа. При сохранении действующей смешанной системы средняя численность избирателей в 18 округах составит около 43 тыс. ч-к., а при возвращении к прежней мажоритарной системе при 36 округах – ок. 22 тыс. По мнению политтехнологов, данные размеры округов делают выборы «излишне дорогими» отсекают от участия выборов горожан со средним достатком, представителей городской интеллигенции. При этом, в ходе развернувшейся дискуссии, участники посчитали важным отметить, что фактор размера избирательного округа будет иметь существенное значение лишь при высокой явке избирателей. К сожалению, современная низкая явка избирателей на городские выборы лишь скорректирует применяемые избирательные технологии в интересах наиболее состоятельных кандидатов. Правда есть оправданная надежда, что интерес пермских избирателей к местным выборам вырастет в  связи с возвращением прямых выборов Главы Перми.

Кроме того, разумное увеличение численности депутатов, появление среди «новых лиц» может способствовать повышению эффективности деятельности думы, например, в части осуществления контрольных функций. Особенно это может быть актуальным в ситуации, когда Глава города возглавит городскую администрацию.

Вместе с тем, следует отметить, что 2-3 участника обсуждения высказались за сохранение численности ПГД в 36 депутатов, избираемых по мажоритарной системе, поскольку увеличение их численности лишь нарушит сложившуюся связь действующих депутатов с избирателями своего округа, но не приведет к существенным изменениям в составе думы.  К тому же, увеличит расходы на содержание депутатского корпуса.

Таким образом, численность состава ПГД должна быть увязана с применяемой избирательной системой. Некоторое разумное увеличение числа избираемых депутатов  может способствовать как возрастанию политической конкуренции на самих выборах, увеличению числа пермяков желающих попытаться реализовать свое пассивное избирательное право, так и внутри самой новой избранной думы.

 

Что касается, выбора избирательной системы, то мнения экспертов разделились почти поровну: одна часть выступила за возврат к мажоритарной системе, другая – за сохранение смешанной.

Основная дискуссия по этому вопросу развернулась вокруг оценки возможной роли политических партий на местных выборах в Перми, и в деятельности ПГД.

Сторонники смешанной системы аргументировали свою позицию тем, что она будет способствовать развитию новых политических партий, партийных структур, особенно оппозиционных. Смешанная система усложняет политическую ситуацию, но тем самым делает выборы интереснее для избирателей, способна повысить явку. Возврат к мажоритарной системе будет шагом назад, помешает партиям укорениться на муниципальном уровне. Партии станут не важны, что усилит индивидуализацию местной политики. В итоге депутаты будут продолжать разрозненно действовать как отдельные действующие лица, продолжится борьба за личную популярность, не будет общих программ. При смешанной системе, часть депутатов будут по-прежнему ответственны напрямую перед своими избирателями, а другая – будет связана партийной дисциплиной, что будет способствовать структурированию думы. Партии смогут поднимать на выборах «общегородскую повестку», в отличие от кандидатов по одномандатников, занятых проблемами своего округа.

Сторонники мажоритарной системы указывают, что данная система более привычна и для кандидатов, и для избирателей, более стабильна. Введение смешанной системы неизбежно увеличит размер округов и соответственно «нагрузку» на депутатов. Для избирателя  мажоритарная система также более выгодна, т.к. депутаты будут вынуждены работать на себя, на свое имя и, следовательно, более активно взаимодействовать с избирателями. Главное препятствие для введения смешанной системы заключается в том, что в большинстве своем действующие партии используются лишь как электоральные инструменты. Они так и не стали настоящими политическими институтами. Кроме того, вопросы городского управления, т.н. местного значения, которые и призвана решать ПГД, как правило, не имеют партийно-идеологического содержания.

 

Таким образом, обсуждение показало, что решение вопроса о выборе избирательной системы при формировании Пермской городской думы в определенной степени зависит от отношения к роли политических партий в местном самоуправлении, в политической системе столицы Пермского края. Учитывая, что в ряде муниципалитетов региона, а также в ряде столиц субъектов федерации уже была введена смешанная избирательная система, следовало проанализировать данный имеющийся опыт. Необходимо оценить то, каким образом включение политических партий повлияло на качество муниципального управления и на развитие политической конкуренции.

Также следует отметить, что от решения вопроса порядка формирования Пермской городской думы во многом зависит общественно-политическая ситуация в регионе в целом.

 

составил модератор круглого стола

старший научный сотрудник

Отдела по исследованию политических институтов

и процессов

к.и.н. Ковин В.С.


[1] Представители регионального отделения КПРФ неоднократно высказывали свою официальную позицию о введении пропорциональной системы выборов в г.Перми, что также было озвучено на данном круглом столе.

[2] В ходе дискуссии также прозвучало предложение  резко сократить размер избирательного округа до 5-6 тыс. избирателей и, как следствие, значительно увеличить число депутатов до 90-120 человек, но оно вызвало возражение у большинства участников. Большинство из присутствующих экспертов пришли к мнению, что такая кардинальная мера не приведет к серьезным положительным изменениям в деятельности думы. Резкое увеличение численности депутатов в итоге снизит значимость голоса каждого из них при решении городских вопросов. Однако увеличение числа народных избранников до 50 человек стало бы наиболее приемлемым.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30