Участники прошедшей в Совете Федерации конференции по бюджетному федерализму пришли к выводу о необходимости изменить систему межбюджетных отношений.
Как отметила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, при действующей системе богатые регионы становятся богаче, а бедные — беднее — у регионов нет стимулов для развития, передает «Коммерсантъ». Губернаторы, по ее словам, сейчас настойчиво указывают на острую нехватку инвестиций: «Еще год-два такой политики — и окажется, что все дороги выйдут из строя, энергетика, транспорт и так далее. Минимум 25% доходов на всех уровнях должно идти на развитие», — заявила спикер, добавив, что сейчас этот показатель вдвое ниже. По ее словам, «регионам надо дать глоток воздуха, чтобы они могли реально управлять бюджетными процессами, а не жить по принципу: что даст Москва с барского плеча, тем и распорядимся».
Минфин, судя по словам его руководителя Антона Силуанов, сочувствует регионам, чей совокупный бюджетный дефицит в прошлом году достиг рекордного значения — 642 млрд рублей (до этого, как правило, дефицит составлял порядка 50-100 млрд руб). Однако ведомство готово добавить им свободы лишь в отношении отдельных трат, но никак не доходов.
Губернаторы ждут от центра несколько иного — новых источников денег. Об 1 трлн рублей, обещанном им в 2011 году в рамках идей о бюджетной децентрализации, сейчас никто не вспоминает. Вчера сенаторы предложили отдать на места остающуюся у центра часть налога на прибыль (2% из общей 20%-ной ставки), перейти к зачислению подоходного налога по месту жительства, а также вдвое сократить число федеральных чиновников в субъектах РФ, число которых, по словам Матвиенко, «просто зашкаливает».
Согласны ли вы с претензиями Совета Федерации и регионов к межбюджетным отношениям? Как вы оцениваете их предложения добавить регионам новых источников денег? Как вы относитесь к позиции Минфина — увеличить свободу регионов в отношении расходов, но не доходов? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.
Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:
«Вопросы здесь затрагиваются очень непростые: бюджетный пирог всегда делить сложно.
Думаю, в данной ситуации нужно понимать, что существуют общие, федеральные расходы, обусловленные интересами государства. Эти расходы распространяются на оборону, социальную сферу, образование, науку, здравоохранение, на дотации бюджету Пенсионного фонда. Существенных затрат требует и международная деятельность, особенно в нынешних сложных геополитических условиях.
Большинство российских регионов – дотационные. В любом случае, им не хватит собственных бюджетов для решения многих своих задач, поэтому им нужны серьезные дотации и трансферты из федерального центра. А ведь есть еще регионы с очень неблагоприятной структурой населения, где количество пенсионеров достигает 40%. В итоге получается, что семь субъектов РФ фактически пытаются сбалансировать сегодня бюджеты всех остальных российских регионов.
Поэтому прошедшее в Совете Федерации мероприятие представляется мне несколько популистским. Нельзя всю вину за дефициты региональных бюджетов перекладывать на федеральный центр. У него нет собственных интересов: все его интересы подчиняются задачам федерации.
Главный вопрос заключается не в перераспределении бюджетных средств, а в поиске регионами реальных источников доходов для пополнения своих бюджетов. Один из основных таких источников я вижу в прогрессивном налоге на доходы физических лиц. Однако регионы пока не ставят перед федеральным центром вопрос о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Видимо, потому, что практически во всех наших региональных заксобраниях преобладают представители бизнеса, не заинтересованные в прогрессивной шкале. Примерно та же ситуация складывается и с нежеланием ввести повышенный налог на роскошь и сверхдоходы. Последними, кстати, обладают и многочисленные ритейлеры, те же владельцы торговых сетей, которых сегодня предостаточно во всех российских регионах. Именно у них аккумулируется немалая часть доходов населения наших территорий.
Если говорить о позиции Минфина, то она обусловлена федеральными интересами. Россия – это все-таки унитарное государство, а не страна, слепленная из каких-то отдельных штатов со своими законами и экономическими порядками. Общефедеральные интересы должны иметь у нас приоритет.»