Независимый экономист Владислав Жуковский: «Россия без технологий и денег – вся надежда властей на кредиты Китая»

На днях стало известно, что крупнейшая российская нефтегазовая корпорация Роснефть намеревается продать долю в одном из крупнейших российских месторождениях углеводородного топлива – расположенном в Красноярском крае Ванкоре. Сделку по продаже части акций «Ванкорнефти» одобрил президент России, что стало символичным и крайне знаковым – ход включению китайского крупного капитала в нефтегазовые запасы Сибири дан на самом верху.

Напомним, что «Ванкорнефть», дочернее предприятие «Роснефти», была учреждена в 2004г. для освоения Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения, являющегося крупнейшим из введенных в эксплуатацию в пореформенной России за последние 25 лет. По имеющимся оценкам, начальные извлекаемые запасы Ванкорского месторождения оцениваются в 500 млн. тонн нефти и конденсата и 182 млрд. кубометров газа. По итогам 2013г. на Ванкоре Роснефтью было добыто 21,4 млн. тонн нефти и газового конденсата. Месторождение становится одним из ключевых для госкорпорации – по итогам первого полугодия 2014г. на долю Ванкора пришлось порядка 11% совокупной добычи углеводородного сырья добычи «Роснефти».

Осенью 2013г. совет директоров «Рос­нефти» утвердил «Ванкорнефть» в качестве оператора разработки Ванкорского кластера в составе Лодочного, Сузунского и Тагульского месторождений, которые находятся в непосредственной близости от Ванкорского месторождения. Начальные извлекаемые запасы нефти и конденсата на Сузунском месторождении оцениваются в 56 млн. тонн, на Тагульском — 292 млн. тонн, а на Лодочном — 47 млн. тонн.

Насколько можно судить, решение допустить Китай к разработке и освоению крупнейшего месторождения нефти и газа было вынужденным и произошло не от хорошей жизни. Добыча трудно извлекаемых углеводородов на удалённых и сложных с геодезической и природно-климатической точки зрения месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Восток и тем более Арктического шельфа требует две вещи, которых у пореформенной России, к сожалению, нет. Первое – денег, т.е. досрочных доступных инвестиционных ресурсов, Второе – современных технологий (гидроразрыва пластов, горизонтального и глубоководного бурения, освоения шельфа и т.д.).

До недавних пор обе эти проблемы решались за счёт стран Запада – США, ЕС, Норвегии и т.д. После разгара политического кризиса на Украине и введения санкций со стороны США и их сателлитов надеяться на Запад стало невозможно – поставки высокотехнологичного оборудования и технологий заморожены, а доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам оказался закрыт для крупнейших сырьевых госмонополий и госбанков. Вся надежда остаётся на Китай: если на технологическое замещение с Китаем рассчитывать не приходится (в этом плане КНР всё ещё заметно уступает и США, и Германии, и Норвегии, и Франции, и Великобритании), то деньгами помочь российской двухсекторной экономике, лишённой внутренних источников инвестиций и рублёвых кредитов, он вполне способен.

Именно деньги Поднебесной (т.е. всё те же самые нефтедоллары), а также политическая поддержка Китая на мировой арене (что стало ещё актуальней в связи с ситуацией на Украине и введением санкций против России со стороны стран Запада) требуются российским властям. Напомним, что необходимый размер инвестиций в разработку нового кластера на базе ванкорских месторождений (также включает Таас-Юрях и Юрубчено-Тохомское) весной 2014г. оценивался самой Роснефтью в 3 трлн руб. Тогда как объем добычи на этих месторождениях к 2025г. должен выйти на уровень 55 млн. тонн в год

Свободных 85 млрд. долл. у Роснефти нет и не предвидятся. Рассчитывать на поддержку из бюджета также становится всё сложнее – из 3,1 трлн. рублей Фонда национального благосостояния реально свободными остаются не более 1,3-1,5 трлн. рублей. Просьбу руководства Роснефти предоставить бюджетный кредит в размере 1,5 трлн. рублей за счёт средств ФНБ (т.е., по сути дела, из кармана будущих пенсионеров) в Правительстве сходу отвергли – по мере погружения российской экономики в депрессивно-кризисное состояние и  сжатия производственной активности лишних денег в бюджете становится всё меньше.

Интерес китайского капитала к Ванкору вполне объясним — Ванкорское месторождение является основным и крупнейшим источником нефти для поставок углеводородов в Китай по контракту «Роснефти». Нефтегазовый гигант успел заключить два долгосрочных контракта с китайской государственной нефтегазовой корпорацией CNPC. Первый контракт, подразумевающий поставку топлива в размере 15 млн. тонн ежегодно, был подписан ещё в 2009г. сроком до 2030 года. Летом 2013г. обе стороны сумели договориться о дополнительных объемах поставок российского невосполнимого минерального сырья — практически 365 млн. тонн в течение 25 лет. В октябре 2013г. Роснефть под не меньшие овации подписала меморандум с Sinopec о продаже 100 млн. тонн нефти в течение десяти лет, однако контракт до сих пор так и не был заключен.

Кроме того, долгие годы (с 2006г.) Sinopec добывает нефть вместе с «Рос­нефтью» в Удмуртии, а в октябре 2013г. президент российского нефтегазового гиганта и председатель совета директоров CNPC подписали меморандум по расширению сотрудничества, предусматривающий создание совместного предприятия (СП) по разведке и добыче углеводородов на территории Восточной Сибири. В рамках указанного договора Рос­нефти принадлежит 51% в СП, а CNPC 49%.

Российские государственные монополии и нефтегазовые гиганты на протяжении последних лет всё плотнее подсаживаются на китайскую иглу внешних займов. Напомним, ещё в феврале 2009г. Китай предоставил рекордный по тем временам кредит двум крупнейшим российским корпорациям – Роснефти и Транснефти – в размере 25 млрд. долл. под гарантии поставки 15 млн. тонн нефти в течение 20 лет. Несколько раньше, в 2004г., CNPC помогла Роснефти рефинансировать свыше 6 млрд. долл., взятых на скупку активов ЮКОСа. В 2006г. Sinopec оплатил покупку «Удмуртнефти», в последующем передав контрольный пакет Роснефти. А в 2013г. осуществил предоплату в размере 70 млрд. долл. за дополнительный экспорт 365 млн. тонн нефти в течение 25 лет. В обмен на китайские инвестиции Роснефть обязалась поставить 670 млн. тонн нефти в течение 27 лет.

Совершенно непонятно, с чем связан оптимизм российских чиновников. Крупнейшая российская нефтегазовая корпорация, самая крупная в России компания по размеру выручки, доблесть и гордость российского государства, крупнейший налогоплательщик российской бюджетной системы, обеспечивающий свыше 17% поступлений в федеральный бюджет России, вынужден с протянутой рукой ходить по зарубежным кредиторам и просить их дать ему деньги на развитие.

Напомним, что по состоянию на июнь 2014г. совокупный долг Роснефти превышает 63 млрд. долл. Долгосрочные кредиты и займы составляют 1,31 трлн. рублей, краткосрочные – 862 млрд. рублей. Итого только по кредитам и займам задолженность свыше 2,17 трлн. рублей. И это не считая отложенных налоговых обязательства перед государством в размере 672 млрд. рублей, обязательств по уплате прочих налогов (165 млрд. рублей) и предоплаты по долгосрочным договорам поставки нефти (свыше 866 млрд. рублей). Итого денежных обязательств на сумму без малого 3,9 трлн. рублей. Из них в иностранной валюте практически 2,6 трлн. рублей. Рефинансировать такой объём обязательств в России практически невозможно. По крайней мере, под более-менее приемлемый процент – за рубежом ставка по кредитам составляет 5-6% годовых по долгосрочным займам, тогда как в России по коротким займам процентная ставка не менее 10-12%.

Долговая нагрузка на «нефтегазовое достояние» России действительно колоссальное – по итогам первого полугодия 2014г. размер чистой прибыли компании составил 260 млрд. рублей, снизившись с 274 млрд. годом ранее. По итогам года сальдированный финансовый результат даже в лучшем случае не превысит 550-600 млрд. рублей. Это в 4 раза ниже величины платного долга (банковских кредитов и займов) и в 6,5-7 раз ниже совокупных обязательств перед кредиторами и государством. В первом полугодии 2014г. размер свободных денежных средств по сравнению с аналогичным периодом 2013г. упал с 346 до 142 млрд. рублей, что сократило степень платёжеспособности компании и обостряет негативный эффект от закрытия внешних рынков капитала. Несколько лучше обстоят дела с точки зрения операционной прибыли, которая в первом полугодии составила 379 млрд. рублей, а по итогам года может достичь 750-780 млрд. рублей.

В принципе непонятно, зачем в таком случае России, российским гражданам и отечественным предпринимателям нужно такое государство и такое недееспособное и неэффективное Правительство, которые не могут обеспечить страну необходимым минимум и вещами первой необходимости, без которых немыслимы и недостижимы ни самостоятельность от внешних сил, ни финансово-экономический и военно-политический суверенитет, ни высокий уровень жизни граждан, ни развитие реального сектора экономики, ни инвестиции, ни малый и средний бизнес, ни стабильная покупательная способность национальной валюты, доходов и сбережений.

Даже если абстрагироваться от высоких материй и говорить исключительно о деньгах, то даже в этом случае непонятно, чем все годы «перестроечной гласности», «построения рыночной экономики», «преодоления упадка девяностых», «вставания с колен» и «модернизации в инновациях» занимались российские чиновники. Что это за финансово-экономический блок Правительства, якобы объявивший экономическую войну западу и призванный президентом Путиным защищать интересы национальной экономики, который не способен элементарно обеспечить свою собственную внутреннюю экономику, финансовую систему и промышленность деньгами?!

О каком противостоянии с Западом может идти речь в ситуации, когда у России, по сути дела, нет своих собственных денег, независимой национальной денежной единицы и источника долгосрочных внутренних рублёвых инвестиционных ресурсов?! У России нет собственного рублёвого кредита, без которого немыслимо ни обеспечение расширенного воспроизводства производительных сил, ни модернизация базовой технологической инфраструктуры, ни преодоление деиндустриализации, дезинтеграции, оффшоризации и долларизации экономики.

Гражданам России пытаются объяснить, что ничего страшного не произошло и это нормально, не иметь собственной конкурентоспособной инвестиционно-банковской системы. Да, крупнейшим российский государственным компаниям и банкам закрыли рынки акционерного и долгового капитала (за исключением займов и кредитов сроком менее 90 дней) в США, ЕС, Японии и других экономически развитых странах. Однако, якобы, это совершенно нестрашно, ничто не угрожает России и российским компаниям – занимали на Западе, теперь будем занимать с таким же успехом на Востоке. Ходили с протянутой рукой в банки на Уолл-стрит и Лондонском сити, теперь будем брать кредиты в Китае.

Если раньше российская экономика ежегодно несла чистый инвестиционный убыток от выплаты процентов западным банкирам в размере 35 млрд. долл. (ещё 20 млрд. выводились под видом дивидендов и прочих платежей за привлечённый капитал), то теперь не просто сопоставимые, а заведомо большие суммы будут выплачивать китайским, индийским и прочим ростовщикам. Раньше платили дань только американским и лондонским банкирам, теперь в доле окажутся ещё и китайские ростовщики. Никакого отношения к развитию национальной финансовой системы и созданию фундамента для формирования долгосрочных рублёвых инвестиционных ресурсов этот процесс не имеет.

И дело даже не в том, что китайская финансовая система является производной от американской долларовой системы и в ней надут колоссальный по своим размерам пузырь невозвратных и «токсичных» кредитов. И не в том, что стоимость заимствований в Китае в 1,5-2 раза выше, чем в США и ЕС, а сроки кредитования в большинстве случаев заметно ниже. И даже не в том, что средний размер займов ниже, а динамика ставок во многом определяется поведением стоимости кредитных ресурсов в долларах и евро на мировом финансов рынке.  Это всё технические вопросы, которые вполне можно решить, или, на худой конец, с ними можно свыкнуться.

Принципиально важно то, как ставится вопрос: никаких позитивных изменений на внутреннем финансовом рынке России не произойдёт. Центральный Банк продолжит бороться с ростом цен на импортные овощи и фрукты повышением процентных ставок и удорожанием кредита, тем самым уничтожая малый и средний бизнес, а также промышленность и сельское хозяйство; Минфин России с ещё большим упорством будет ужесточать «бюджетное правило», стерилизуя не только инфляционную денежную массу (которая вообще перестала расти), но и стерилизуя экономический рост и промышленность; а Правительство России будет имитировать бурную псевдопатриотическую деятельность, на словах борясь с Западом, а на деле удерживая Россию в кандалах транснационального капитала (отказ руководства России от выхода из ВТО и возрождения валютного регулирования и контроля это наглядно продемонстрировали).

Рублёвые кредитные ресурсы по-прежнему будут оставаться непозволительно дорогими (в 2,5-3 раза выше средней нормы рентабельности – 18-22% против 6-7% соответственно), сроки кредитования не будут превышать 2-3 лет, размер кредита будет оставаться критически маленьким, инвестиционно-банковская системы России продолжит оставаться маломощной и неспособной обеспечить экономику и производителей рублёвыми кредитными ресурсами. В Правительстве вообще не считаю странным, что российские компании и банки ищут деньги за рубежом, а не внутри России.

Возможно, в таком случае и при таких суицидальных подходах российских властей к денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, России было бы проще, а компаниям выгоднее вообще отказаться от собственного Центрального Банка и Минфина и открыть филиал Народного Банка Китая или ФРС США на территории России. По крайней мере, для отечественных производителей, для которых сегодня закрыт доступ на внешние рынки ссудного и акционерного капитала, это означало бы, что они получат возможность привлекать доступное финансирование и нормально развиваться.

Совершенно очевидно, что все более-менее крупные, рентабельные, экспортноориентированные предприятия, генерирующие валютный денежных поток, будут продолжать занимать деньги за рубежом. А все остальные, кому не повезло сесть на трубу и извлекать ренту (природно-сырьевую, монополистическую или административную), будут отрезаны от инвестиционных ресурсов и продолжат сидеть на сухом пайке и безденежье.

Ситуация с Роснефтью наглядно продемонстрировала, что российские власти не готовы и не хотят менять сложившееся статус-кво: Россия продолжит оставаться чистым донором и нетто-кредитором мировой экономики по линии государства — Минфин продолжит с редким упорством и энтузиазмом обескровливать российскую ослабленную, сырьевую, архаичную экономику низких переделов под лозунги борьбы с инфляцией, пополняя пресловутую нефтегазовую подушку безопасности (Резервный фонд и ФНБ). Тогда как по линии компаний и банков Россия продолжит оставаться чистым должником (т.е. дебитором) международных ростовщиков, создавая спрос на доллары и евро. Российские компании и банки, лишённые доступа к дешёвым рублёвым кредитным ресурсам и инвестициям внутри страны, будут вынуждены влезать в долговую петлю иностранных банкиров, наращивая заимствования за рубежом.

Под руководством либерал-реформаторов Россия была превращена в колонию: если до недавнего времени РФ была сырьевым придатком, рынком сбыта и вечным корпоративным должником преимущественно для Запада, то теперь становится таковым для Китая. Никаких радикальных изменений в статусе не происходит – просто, меняется вектор финансовых потоков и бенефициаров, в чьих интересах перераспределяется национальное богатство России.

К вопросу о финансово-экономическом суверенитете: это не китайские компании и банки судорожно ищут, где бы им взять деньги и с протянутой рукой идут в Россию, прося предоставить им заём и рефинансировать внешние обязательства перед американским и европейскими банками. Это не китайские нефтегазовые гиганты просят предоставить им рублёвый заём. И не китайские металлургические корпорации спешно бегут на российский фондовый рынок с проспектами эмиссии, стремясь найти новый источником финансирования после закрытия западного рынка капитала. Это не российские госбанки кредитуют промышленные гиганты и инфраструктурные корпорации из КНР. Это Китай даёт взаймы России деньги, когда Правительство России по-прежнему захлёбывается от притока нефтедолларов: по состоянию на июль2014г. неиспользуемый остаток средств Минфина на счетах Федерального казначейства составляет 8,2 трлн. рублей!

Вопрос не в том, что в России нет денег ничего нельзя сделать. А в том, что у денежных и финансовых властей нет желания менять статус-кво, слезать с иглы внешних займов, преодолевать неоколониальную зависимость от системы нефтедоллара и создавать мощную и устойчивую национальную рублёвую инвестиционно-банковскую систему.

Совершенно непонятно, о какой полноценной конкуренции и ответных санкциях против Запада может быть речь в ситуации, когда у России нет самого главного – своей собственной национальной денежной единицы, национальной системы внутреннего кредита и независимого Центрального Банка?! Это нонсенс. Даже крупнейшая российская нефтегазовая корпорация, которой наряду с Газпромом поручено заниматься разработкой и осваиванием стратегических запасов нефтегазового сырья на Арктическом шельфе и в Восточной Сибири, не имеет возможности занимать внутри России.

При этом необходимо отдавать себе отчёт в том, что российская экономика и промышленность не ограничиваются Роснефть или любой другой крупной вертикально интегрированной сверхприбыльной сырьевой корпорацией. Если нефтегазовые гиганты и госбанки всё-таки получат возможность занимать средства в Азиатском регионе, то подавляющая часть всех остальных компаний и промышленных предприятий такой возможности лишены. Раньше для них были закрыты рынки капитала в ЕС и США, теперь им будет закрыт доступ на долговой рынок Китая или любой другой нейтрально настроенной по отношению к России страны.

Мы продолжим видеть ситуацию, когда львиная доля инвестиций будет сконцентрирована в руках десятка крупнейших естественных и квазиестественных монополий, которые будут наращивать внешние займы в юанях. Тогда как малый и средний бизнес либо вообще свернёт капитальные вложения в экономику и будет проедать свой оборотный и основной капитал по мере разрастания кризисных тенденций в экономике и сжатия внутреннего платёжеспособного спроса. Либо, как и раньше, источником минимально необходимых для поддержания жизнедеятельности инвестиций будут оставаться собственные средства предприятий в виде нераспределённой чистой прибыли.

Однако беда в том, что прибылей этих становится всё меньше по мере погружения экономики в кризисное состояние, опережающего роста тарифов в регулируемых отраслях, роста процентных ставок и повышения фискальной нагрузки на экономику со стороны Правительства. Размер доходов организаций неуклонно снижается на протяжении последних 2,5 лет. Хуже того, за последние 7 лет – с 2006 по 2013гг. – размер рентабельности российских организаций упал более чем в два раза (с 12,5 до 6,2%). Если раньше, в период «тучных нулевых» и перманентного экспоненциального роста цен на нефть, до 55% всех капитальных вложений компаний финансировалось за счёт собственных средств, 25% покрывалось за счёт бюджетных ресурсов и лишь 15% за счёт кредитных ресурсов, то теперь денег может не оказаться вовсе.

Причём денег вообще никаких: ни своих, ни чужих, ни государственных. И за это нужно сказать отдельное спасибо Минфину и Центральному Банку России, продолжающим исполнять рекомендации МВФ и ставить эксперименты по насаждению в России разрушительных принципов «Вашингтонского консенсуса».

Ни внутренних заёмных, так как Центральный Банк России и Минфин делают всё возможное, чтобы рублевый кредиты были дорогие, тем самым подавляя любую созидательную экономическую активность и инвестиции. Ни внешних, так как западные рынки капитала ускоренно закрываются, а получить кредитные средства в Китае значительно сложнее и только на худших условиях. Ни собственных, так как рост производственных издержек, сжатие внутреннего платёжеспособного спроса, снижение доходов россиян, обострение конкуренции с продукцией зарубежных производителей (прежде всего, азиатских), повышение налоговой нагрузки и рост процентных ставок подрывают финансовое состояние хозяйствующих субъектов и не оставляют им ресурсов для инвестиций.

Независимый экономист Владислав Жуковский

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30