Нищета высшего образования. Государство хочет сэкономить на студенческих стипендиях и развитии университетов

Как сообщает РБК, Минфин готовит масштабную программу по сокращению финансирования отечественного образования. Согласно документам, с которым ознакомилось издание, речь идет, в первую очередь, об урезании средств для ведущих вузов страны и лишении стипендий студентов первого полугодия обучения.

Предполагается пересмотреть программу «5/100», предусматривающую попадание к 2020 году пяти крупных российских вузов в список ста самых лучших университетов мира. Проект был запущен в соответствии с «майскими указами» президента.

Сейчас предлагается два сценария урезания расходов: плановый и расширенный. В первом случае на программе «5/100» уже в следующем году удастся сэкономить 4,9 млрд. рублей, во втором – 13,5 млрд. Расширенный сценарий предполагает также приостановку программы интеграции в российскую экономику выпускников иностранных университетов, что позволит дополнительно изыскать в 2015 году полтора миллиарда. Лишение стипендий учащихся первого семестра в обоих случаях сэкономит в будущем году 2,3 млрд.

В то же время, предлагается потратить деньги на развитие образования в Крыму и Севастополе. На эти цели в 2015 году планируется выделить 6,9 млрд. Дополнительные средства получит и молодежная политика (300 млн.), в частности, в Крыму будет проведен форум «Таврида».

Получается, что, несмотря на речи с высоких трибун о модернизации, государство хочет сэкономить на образовании. При таком подходе можно будет забыть о переводе экономики на инновационные рельсы и ухода от «нефтяной иглы». Нереализованным окажется и поручение президента довести зарплату преподавательского состава до уровня двукратного размера средней зарплаты в том или ином регионе. На сегодняшний день, доход сотрудников многих вузов не дотягивает и до половины среднего заработка.

С другой стороны, как говорит эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев, проблема заключается не столько в недостаточном финансировании, сколько в неэффективных тратах имеющегося:

– Я твердо убежден, что возможности для сокращения финансирования образования есть. Дело в том, что материальное обеспечение этой сферы идет не на само содержание образование, а на инфраструктуру. К примеру, возьмем федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Но на образование уходит 10% средств, а всё остальное – на инфраструктуру, на создание всевозможных помещений, кампусов и так далее. Собственно, на само образование деньги не идут, учитель денег тоже не видит.

Но плохо, что все эти «клубки» берется распутывать Минфин. Это ведомство может навредить, как слон в посудной лавке. Просто потому, что не способно выявить все тонкости работы нашего образования. Возьмем, к примеру, ЕГЭ, на который уходят миллиарды. Больше десяти лет у нас тянется история с единым экзаменом, хотя, по оценке многих специалистов, это тупиковый проект.

Вообще, все проекты Минобрнауки затратные. Президент страны говорил, что мы должны вкладываться в содержание образования, но именно с этим мы и провалились. Деньги уходят на рейтинги вузов. У нас МГУ находится на 200-м месте. Но чтобы ему и еще и другим четырем вузам попасть в ТОП-100, одними деньгами не обойтись. Можно помочь только точечным финансированием отдельных «точек роста». Но Минфин просчитать их не может и поступает проще: раз программа «5/100» проваливается, то просто сокращают ее финансирование. Но не знает тонкостей и Минобрнауки.

Правда, инициатива Минфина хотя бы заставит задуматься над развитием нашего образования. Чтобы деньги не уходили на затратные и бесполезные проекты, а больше бы вкладывали в педагога, преподавателя. На выходе мы должны получить специалиста, но этого пока нет.

«СП»: – В инфраструктуру тоже надо вкладываться.

– Нынешние траты не оправданы. Если выехать километров за триста от Москвы, то поражаешься, какой ужас творится со школами. Я недавно был в одной школе Ярославской области. Так ее ремонтировали уже пять раз, и никак не могут довести дело до конца. То денег нет, то специалистов, и в результате школа ютится в детском саду. Такого не должно быть.

Средства надо вкладывать в содержание образования, которое подтянет за собой форму, то есть инфраструктуру. Из философии известно, что форма определяется содержанием, а не наоборот. Так что Минфин правильно хочет урезать финансирование Минобрнауки, которое перестало «ловить мух».

«СП»: – То есть, необходимо решать проблему комплексно, вкладывать не только в рейтинги вузов, но и в школы.

– Совершенно верно. Посмотрите на наш закон «Об образовании». Во всем мире система построена на «трех китах»: образовании, науки, производстве. Три эти сферы должны быть интегрированы друг в друга. Но у нас не предусмотрена даже интеграция науки и образования. В советское время эта проблема решалась. Должна создаваться колоссальная сеть взаимодействия. А сейчас просто взяли и отсекли науку от образования. В законе об Академии наук никак не прописано взаимодействие науки и производства.

Вот Минфину и остается только сказать, что школы и вузы не занимаются производством, которое дает доход государству. Но, может, ограничение финансирования заставит кого-то задуматься об этой проблеме.

– У нас сложилась порочная система расходования бюджетных средств, ее эффективность остается на крайне низком уровне, – считает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Программа «5/100» по выделению средств пяти крупнейшим вузам себя в этом году не оправдала, наши университеты по-прежнему остаются в самом низу рейтинговой таблицы. И кто ответил из ректоров за провал этой программы?

Я однозначно за сокращение расходов в этой части. На месте Генпрокуратуры я бы посмотрел внимательно, куда ушли выделенные деньги, не исключено, что они были разворованы. Выделять средства дальше, на мой взгляд, совершенно бессмысленная затея, пока не будет выстроена система расходования, система контроля и система спроса с должностных лиц.

Но я против лишения стипендий студентов первого семестра. Это совершенно неадекватное предложение, даже с точки зрения стабилизации социального климата в обществе. Понятно, что это вызовет однозначно негативную реакцию граждан, не только самих студентов, но и их родителей. Мы знаем, что первый курс самый сложный, ребята тратят много сил, чтобы интегрироваться в новую систему обучения, которая сильно отличается от школьной. Процесс сопровождается большими физическими и нервными усилиями. Конечно, требуется определенная поддержка. Даже скудные стипендии позволяют студентам себя немного поддержать.

Относительно других предложений Минфина надо думать. Понятно, что образовательную систему Севастополя и Крыма нужно поднимать, по отношению к российской системе она находится на «допотопном» уровне. За последние годы мы всё-таки ушли далеко и в плане материального обеспечения, и в плане стандартов.

«СП»: – Может, проблема в том, что пытаются повысить качество образования отдельными мерами, без комплексного подхода?

– Конечно, сама проблема комплексная. Но нельзя сказать, что нет проблемы с ректорами и руководителями. Я глубоко убежден, что никаких положительных сдвигов не будет, пока не уберут старые кадры. Будут заниматься вузами другие люди, будет повышаться и качество образования. К сожалению, сегодня почти никто из ректоров качеством не озабочен. Многие думают только о зарабатывании средств в собственный карман. В советское время существовали государственно ориентированные системы обучения, сейчас же их нет. Сегодня руководители вузов превратились в этаких наместников, вузы рассматривают как собственный доходный дом. Слышим одни разглагольствования по поводу качества образования, но на практике мы видим только «косметические» мероприятия.

«СП»: – Но сейчас Минфин предлагает просто сократить обеспечение вузов.

– Менять надо структуру финансирования. Деньги выделяются, благополучно тратятся, а вот насколько эффективно – обществу не известно.

Есть независимые оценки, те же рейтинги. Если в рейтинге образовательное учреждение никак не двигается, или двигается вниз, то понятно, что средства тратятся неэффективно. Второй критерий оценки исходит от рынка труда. Если работодатели за выпускниками Гарварда или Стэнфорда становятся в очередь, то не видно, чтобы работодатели бегали за выпускниками МГУ. Получается, что мы платим серьезные средства на образование, а нормального результата нет.

– Я считаю, что при сокращении финансирования образования надо быть очень осторожным, – считает член комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава. – Тревогу у меня вызывает инициатива приостановить программу интеграции иностранных специалистов в российскую экономику. Мы можем выйти из всех международных структур, а через некоторое время все конфликты во внешней политике утрясутся, и нам опять придется входить во все организации. Мы сейчас интегрируемся в мировую систему образования, и не следует ограничивать направленные на это проекты.

«СП»: – Но возможности для сокращения финансирования всё-таки есть?

– Возможности есть. Надо качественно пересмотреть реализуемые программы. Если проект не работает, а только тратятся деньги, то от такого проекта можно отказаться. Но требуется анализ, огульно закрывать программы не стоит.

«СП»: – Стоит ли студентов первого семестра лишать стипендии?

– Я категорически против. Это не позволит сэкономить много средств. Россия – великая страна, которая может обойтись без таких мер.

«Свободная Пресса»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30