Институт приоритетных региональных проектов представил общественности доклад о возможности формирования в России коалиционного правительства.
По замыслу экспертов, при распределении вице-премьерских и министерских должностей в кабмине каждая думская фракция, исходя из ее размеров, получит квоту — гарантированное количество портфелей. Независимые депутаты, которые появятся в Госдуме в 2016 году, в формировании правительства не участвуют, если не образуют фракцию.
Распределение постов производится по взаимной договоренности партий. Силовой блок формируется президентом единолично. Премьер-министр назначается по предложению партии парламентского большинства. Весь состав правительства утверждается Госдумой одним постановлением, причем за него должны проголосовать не менее 3/4 депутатов — это вынудит парламентское большинство договариваться с другими партиями.
Авторы проекта считают, что менять Конституцию для введения такой модели на данный момент не требуется — достаточно внести поправки в федеральное законодательство.
Объясняя необходимость перехода к коалиционному правительству, эксперты отмечают неадекватность нынешнего кабмина в условиях растущих социально-экономических рисков. Такие проблемы, как произвол элиты и бюрократии, коррупция, низкое качество госуправления «непреодолимы, пока в стране слабый парламент, пока он не участвует в формировании правительства и не контролирует исполнительную власть», говорится в докладе. Эксперты также отмечают, что переход к двойному подчинению кабинета министров (и президенту, и Госдуме) повысит ответственность правительства перед обществом.
Проект обсуждался 25 ноября на круглом столе с участием депутатов, сообщает«Московский комсомолец». Депутат от КПРФ Валерий Рашкин отметил, что «предлагаемый вариант является приемлемым, он позволяет, не напугав президента, перейти к реформе». «ЛДПР могла бы поддержать такую законодательную инициативу. Мы обсудим ее на высшем совете фракции», — заявил депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев.
В России уже было коалиционное правительство — кабмин 1998-1999 гг. под руководством Евгения Примакова. Оно было не только коалиционным, но и высокопрофессиональным и считается одним из самых сильных в современной истории России — не случайно многие его члены длительное время сохраняли портфели и после отставки Примакова. Другой вопрос, что то правительство было сформировано в условиях острого кризиса: дефолт 1998 года подкосил экономику, а у президента Бориса Ельцина не было широкой поддержки в Госдуме. Сейчас такой ситуации нет.
Как вы оцениваете предложенный экспертами проект? Возможно ли сейчас или в будущем создание в России коалиционного правительства? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:
Считаю, что рано или поздно в России обязательно будет сформировано коалиционное правительство, хотя процесс этот очень не простой.
Коалиционное правительство для нашей страны – это либо правительство спасения, т.е. предотвращения деградации и разрушения экономики, либо правительство национального возрождения, которое будет проводить принципиально иной курс, чем существует сегодня. Но чтобы такое правительство у нас появилось, нужны, прежде всего, настоящие, демократичные и честные выборы – без каких-либо манипуляций и фальсификаций.
Что касается представленного экспертного проекта, то в нынешней ситуации он выглядит слишком «стерильным», не очень жизнеспособным. Нужно ведь иметь в виду, что даже в коалиционном правительстве должно быть единое видение дальнейшего развития страны, совпадение взглядов и программ по ключевым вопросам. К примеру, по вопросам нашей внешней политики практически все российские партии являются сейчас единомышленниками. А вот по экономической политике ситуация парадоксальная: в экономическом блоке правительства до сих пор задают тон либералы, последователи Гайдара. Они проводят политику, весьма далекую от интересов и ожиданий народа. Трудно представить, какое коалиционное правительство можно сформировать, когда весь экономический блок находится в руках либералов.
Кроме того, я убежден, что без изменений в Конституции сформировать коалиционное правительство нельзя. У этого правительства, как и у любого другого, должны быть четкие полномочия, прописанные в Основном законе. А формирование правительства Государственной Думой подразумевает фактически перераспределение государственных полномочий и переход к парламентской республике. Думаю, до этого нам еще очень далеко. Сегодня российский парламент вообще почти ни на что не влияет: даже законы без правительственных заключений мы принимать не можем.
REGIONS.RU / Новости Федерации
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.