Г.А. Сторожев: Проект закона “О промышленной политике в Пермском крае” носит слишком общий характер и требует большей конкретики

На основе изучения проекта закона Пермского края “О промышленной политике в Пермском крае” с учетом мнений участников круглого стола по данному проекту закона (далее, законопроекту), состоявшегося в Законодательном Собрании Пермского края хотелось бы высказать следующие соображения.

Закон “О промышленной политике в  Пермском крае” необходим, так как именно промышленное производство являлось, да и сегодня является основой экономики бывшего “опорного края державы” и поэтому деятельность промышленных предприятий должна происходить в рамках свода правил, определяющих отношения между предприятиями, органами государственной власти, муниципального самоуправления и направляющих её к достижению и оптимального результата, как в интересах края, так и в интересах Российской Федерации.

Критиковать, как известно, проще чем создавать или предлагать, но, все-таки, серьезные критические замечания по проекту закона следует сделать.

Законопроект, являясь рамочным, все же имеет слишком общий характер, более присущий федеральному одноименному закону. В региональном же законе должна присутствовать конкретность, обусловленная местными условиями и спецификой субъектов промышленной деятельности, а попросту промышленных предприятий.

1. Следует указать в каком положении находится сегодня промышленность Пермского края, особенно обрабатывающая, в результате развала после распада СССР единого народнохозяйственного комплекса, привёдшего к разрыву хозяйственных связей, остановке тысяч предприятий, потере рынков высокотехнологичной продукции и однобокому развитию сырьевого сектора. Мы вытеснены с имеющихся мировых рынков. Износ станков и оборудования превысил 70÷80%, мы стали терять целые производственные школы в авиастроении, машиностроении, космонавтике. Замаячил вопрос о переходе края в группу развивающихся неиндустриальных регионов – сырьевых придатков Запада.

Например, выпуск авиационных двигателей на Пермском моторостроительном заводе (в прошлом – заводе им. Свердлова) сократился во много раз, так же как и количество занятых работников. Продукция завода вытеснена с рынков зарубежными компаниями “Пратт энд Уитни”, “Роллс-Ройс” и засильем в самолетном парке РФ “Боингов” и “Аэробусов”. Деградирует как материально-техническая база, так и кадровый состав. В довершение всего есть абсурдные планы переместить завод загород в “чистое поле”.

Если это видеть, то одной из целей промышленной политики должно быть не просто “сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала…”, как указано в законопроекте, а восстановление его до дореформенного уровня с одновременным развитием – разве не этого требует обеспечение самодостаточности российской экономики и независимости её от санкций.

2. В законопроекте широко используется термин “поддержка различного рода субъектов промышленной деятельности”, финансовая, информационная, консультационная, кадровая и т. д. Поддержка в силу её локальности и ограниченности по определению хорошо может помочь малому и среднему бизнесу, может быть, устойчиво работающим предприятиям сырьевого комплекса, а вот для возрождения того же моторостроительного куста пермских предприятий требуется не просто поддержка, а национализация и на её основе комплексная федеральная целевая программа с выделением необходимых объемов финансовых средств, технологического, производственного, кадрового обеспечения, формирования планов по их выделению, координирования и кооперации со смежными предприятиями и, конечно, с жестким контролем её выполнения.

Причем здесь не следует идти по пути замены выпуска современных авиадвигателей для работы “на крыле” их наземными модификациями, предназначенными для работы в качестве приводов газоперекачивающих агрегатов и генераторов автономных электростанций предприятий Газпрома, что должно являться одним из видов выпускаемой продукции, ни в коем случае не исключающим разработку и производство собственно авиадвигателей.

3. Другая сфера применения инструментов целевой федеральной программы – это восстановление промышленной деятельности на депрессивных территориях Кизеловского угольного бассейна (КУБ), погубленного “реформаторами” в результате закрытия угольных шахт 20 лет назад из-за якобы истощения угольных месторождений. Между тем выясняется, что имеются запасы угля в объеме более 220 миллионов тонн, что хватило бы для работы нескольких шахт в течение 100 лет. Попытки наладить в КУБ,е другие промышленные производства усилиями частного капитала, и это естественно, успеха не имели. Единственный способ вдохнуть жизнь в погубленные города и поселки КУБ,а — восстановить органически присущую этим территориям добычу угля, дополненную предприятиями по переработке шахтных вод с целью извлечения из них цветных и редкоземельных металлов. Вот пример достойного и одного конкретных направлений региональной промышленной политики.

4. С вопросом промышленной деятельности непосредственно связан вопрос структуры собственности, особенно на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, имеющихся на территории Пермского края. Например, следует считать недопустимым, когда почти половина акций ОАО “Мотовилихинские заводы” (в прошлом, завод им. Ленина), производящего вооружения, принадлежит частным лицам, которые не гнушаются прятать их от государства, например, в Голландии, а один из них ещё и заседает в краевом Законодательном Собрании.

Это относится и к упоминавшемуся уже Пермскому моторостроительному заводу, доведенному до сегодняшнего положения частой сменой собственников.

Краевая промышленная политика должна решать вопросы структуры собственности на крупнейших, тем более оборонных предприятиях в пользу государства, что должно быть отражено в законопроекте, тем более, что законопроект содержит такую норму, как меры государственного воздействия на субъекты промышленной деятельности и в том числе меры государственного регулирования (императивные предписания и запреты). Роль государственного регулирования должна в законопроекте быть усилена, особенно в части импортозамещения.

Импортозамещение никогда не будет достигнуто если будет основываться только на рыночных подходах, без протекционизма со стороны государства. В этом убеждает пример стран Евросоюза и США, которые ввели и продолжают усиливать экономические санкции в отношении России, не обращая ни малейшего внимания на их антирыночный характер, а также правила ВТО.

5. Промышленная политика должна предполагать, как заявлено в законопроекте, повышение уровня жизни населения, в том числе повышение оплаты труда работников, занятых в промышленности и развитие социального партнерства. С этой целью в законопроект целесообразно включить норму, исключающую льготы по налогу на прибыль и имущество для крупных сырьевых предприятий на территории края – Лукойл, Газпром, а полученные средства направить через бюджет на решение социальных вопросов. С этой же целью следует не упускать из виду необходимость национализации минерально-сырьевых предприятий, а также стратегически важных предприятий машиностроительного комплекса, от которых зависит обороноспособность страны и о которых шла речь выше.

Все что сказано и еще многое другое, о чем не сказано из-за недостатка места о придании конкретики закону о промышленной политике невозможно реализовать без усиления прямой регулирующей роли государства и планирования, стратегического, индикативного, но обязательно имеющего целью сбалансированное, скоординированное, с четкой кооперацией производственных связей между предприятиями, управление по достижению целей и решению задач самодостаточного промышленного развития, не испытывающего потребности в импортозамещении.

Вот в этом направлении полезно было бы доработать проект закона о промышленной политике Пермского края.

 

Секретарь по идеологии

Пермского крайкома КПРФ,

к.т.н., доцент                                                        Г.А. Сторожев
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Метки:  

Отзывы

Михаил Иванович 27-02-2015, 01:55

4. ……следует считать недопустимым, когда почти половина акций ОАО “Мотовилихинские заводы” (в прошлом, завод им. Ленина), производящего вооружения, принадлежит частным лицам, которые не гнушаются прятать их от государства, например, в Голландии, а один из них ещё и заседает в краевом Законодательном Собрании.
Геннадий Алексеевич, назовите, пожалуста фамилию этого депутата. Народ должен знать своих «героев»

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30