Вечером 16 апреля в пермском Музее советского наива (Комсомольский проспект, 1) открылась выставка «Искусство сделать избирателя». На ней представлены плакаты, листовки и другие артефакты, которыми «обрабатывали» россиян на выборах за минувшую четверть века.
Формы и способы изобразительно-текстовой агитации менялись от выборов к выборам. В первую половину 90-х годов художники рисовали карикатуры, поэты придумывали к ним запоминающиеся слоганы.
Активно использовались стереотипы и аналогии. К примеру, переделки старых советских плакатов типа «Ты записался добровольцем?!».
«Визуальные материалы предвыборных кампаний в Прикамье показывают, кто она – главная составляющая электората – отмечает куратор выставки Дмитрий Москвин. – Она должна быть непременно многодетной, старой, больной огородницей, истово верующей, любящей заниматься кулинарией… Выборы превращаются в раздачу гостинцев, полезных и бесполезных вещей, ожидание популистской клоунады и пустых обещаний».
Подтверждений тому представлено в экспозиции выставки немало. Вот буклеты с кулинарными рецептами от «Единой России», вот сигареты и мужской парфюм от Жириновского, вот шоколадка от «авторитетного» пермского бизнесмена и политика Владимира Плотникова (в облике добренького Дедушки Мороза)… Словом – жуй и голосуй за меня любимого! В противовес подобной заманухе, как удар обухом по башке: «Мама! Не голосуй за бандита!». Сразу вспоминается одна из местных выборных кампаний, во время которой от лица кандидата – милицейского начальника было опубликовано разоблачительное досье на другого – «вора в законе» по кличке «Плотник».
Есть и о КПРФ. К примеру, брошюрка «100 анекдотов от Зюганова». Действительно, коммунисты могут и пускать в ход убойный для оппонентов юмор, побуждают людей делать осознанный выбор. При этом, не опускаясь до подкупа, чёрного пиара и манипулятивных технологий.
Итак, весьма рекомендую посетить выставку, сравнить и сделать выводы.
Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.