Олег Куликов: Систему российского здравоохранения нельзя выстраивать по зарубежным «лекалам»

На днях Счетной палатой РФ был опубликован отчет о промежуточных итогах оптимизации здравоохранения, образования и социальной сферы. В ведомстве считают, что реформы привели к обратному результату. Так, медицинская помощь оказалась менее доступной, вырос объем ее платной составляющей, бездумно сократилось количество медучреждений и их сотрудников, а средняя зарплата медперсонала стала больше только из-за роста нагрузки на одного работника.

Кроме того, Счетная палата зафиксировала увеличение смертности. В 2014 году в российских больницах умерло больных на 18 тысяч больше, чем в 2013 году. Также выросла и статистика умерших на дому. По мнению аудиторов, рост смертности вызван неправильной организацией медицинской помощи, в частности, значительным увеличением числа «безрезультатных» вызовов «скорой помощи» — с 2,1 млн случаев в 2013 году до 2,25 млн в 2014 году. Параллельно выросла и статистика отказов в вызове «скорой» – с 1,16 млн. до 1,43 млн. вызовов. В Москве число отказов за год выросло с 244,2 до 378,9 тыс. Увеличение этого показателя может свидетельствовать о значительных проблемах в организации скорой медицинской помощи, считают аудиторы.

«Все не так плохо», — приводит «Коммерсант» комментарий Минздрава относительно выводов ведомства Татьяны Голиковой. «Результаты оптимизации — повышение качества и доступности медпомощи. Они растут в ряде регионов. Например, 80% высокотехнологичной медпомощи было получено в региональных медицинских учреждениях, число которых с 2011 года увеличилось в 3,5 раза»,— говорят в Минздраве. В свою очередь главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков в эфире «Эха Москвы» заявил, что отчет о результатах оптимизации здравоохранения – тревожный сигнал для Минздрава. «Если в результате оптимизации происходит увеличение смертности, то это, безусловно, провальная политика», — подчеркнул он.

Согласны ли вы с выводами Счетной палаты или разделяете позицию Минздрава? Что, по вашему мнению, необходимо предпринять для улучшения ситуации?

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

У меня здесь своя точка зрения, которая ближе к выводам Счетной палаты. Конечно, медицинская помощь стала в стране менее доступной. За последние 15 лет количество медучреждений сократилось на 50—60%. В частности, почти вдвое сократилось количество районных больниц, число туберкулезных, психоневрологических и наркологических диспансеров. Во многом процесс сокращения медучреждений объясняется попытками реализовать президентские указы о повышении зарплаты медработникам. Но в реальности это сокращение дает прибавку в фонд оплаты их труда всего лишь около 1%. Как вы знаете, в Москве было сокращено 26 медучреждений, уволено порядка 10 тысяч медработников, из которых около 6 тысяч – врачи. Это вызвало довольно массовые акции протеста, а также серьезную критику со стороны профсоюза медработников, Общественной палаты и Комиссии по правам человека при президенте. Да и сам президент в ноябре прошлого года говорил, что оптимизация здравоохранения проводится не сбалансированно, без согласования с медиками, пациентами, профсоюзами.

Другая причина неудач оптимизации – в стремлении привести количество коек в российских клиниках в соответствие с западноевропейскими показателями. При этом не учитывалось, что в европейских странах примерно в 4-5 раз больше т.н. реабилитационных коек, где пациентам не требуется активных медицинских процедур и где лечение стоит намного дешевле. Не учитывался и географический фактор, существенное различие в плотности населения между Россией и Европой. К примеру, у нас за Уралом иную деревню от райцентра может отделять и тысяча километров, а больница при этом может находиться только в райцентре. И если закрывается сельская участковая больница, то естественно, намного сокращается доступность медицинской помощи. Наконец, не учитывались совершенно разные уровни заболеваемости у нас и за рубежом. Поэтому мы не зря много раз указывали, что наше здравоохранение нельзя строить по зарубежным «лекалам».

Напомню, что еще в минувшем октябре совместно с главой нашего комитета Сергеем Калашниковым мы предложили законопроект «О порядке ликвидации и реорганизации медучреждений». Все решения на этот счет должны приниматься в городах только на основании заключений комиссий из числа представителей исполнительной и законодательной власти регионов, медицинской общественности и самих пациентов. А в сельской местности помимо заключений таких комиссий должны быть еще и решения сходов граждан. Надеюсь, что в ходе весенней сессии мы все-таки примем этот закон, который сделает процесс оптимизации нашего здравоохранения прозрачным и открытым. В какой-то мере данная законодательная инициатива ставит заслон тем необдуманным решениям, которые не соответствуют интересам граждан и снижают доступность медицинской помощи.

REGIONS.RU / Новости Федерации

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30