Первые скульптурные изображения вождя мирового пролетариата наши земляки увидали вскоре после его кончины (1924 г.). Они были выполнены в близкой к кубизму манере, из тонированного гипса. И, посему, не долговечны.
Ходило тогда стихотворение:
«Камень на камень, кирпич на кирпич – Умер наш Ленин Владимир Ильич!…»
В 1930-е гг. утвердился санкционированный партийно-государственными инстанциями канон ленинских изображений и налажено их поточное производство. Материалом, в основном, служил бетон с вкраплением каменного крошева с последующей шлифовкой, тонировкой, а то и покраской. Это, так сказать, «массовка». Она густо представлена у проходных крупных предприятий и учреждений, у клубов, в парках и скверах. К примеру, в парке культуры и отдыха трудящихся им. Горького города Молотова (так с 1940-го по 1957 г. называлась Пермь) «Лениных» было два: один – в стоящей позе неподалеку от входа, другой сидел и беседовал с другим вождём – Иосифом Сталиным. В эпоху «хрущёвской оттепели» последний снесли – втихую, за одну ночь. Кстати, возведённая в 1961 г., вместо огромной чаши перед главным корпусом университета им. Горького (ул. Букирева, 15) скульптурная композиция сидящих на скамье Ленина и великого пролетарского писателя — почти копия с той самой – снесённой.
Упомяну также сравнительно простые скульптуры между учебными корпусами Пермского военного авиационно-технического училища, у штаба 385-й артиллерийской бригады в «Красных казармах», у железнодорожного управления (ул. Барамзиной, 10), у здания школы №9 на Компросе (демонтирован во второй половине 1980-х гг.). Более интересен памятник на ул. 1905 года, 35 (территория завода им.Ленина, сейчас — ОАО «Мотовилихинские заводы»): Владимир Ильич дружески общается с с солдатом и матросом.
По разнарядке Перми, как и другим региональным «столицам» полагался и «главный» монумент в граните или бронзе. Отсюда — решение Совнаркома РСФСР №505 от 25 сентября 1939 г. Великая Отечественная война и последующие экономико-хозяйственные трудности на 15 лет отодвинули реализацию правительственного решения. Памятник работы скульптора Георгия Нероды торжественно открыли 14 октября 1954 года в сквере перед зданием Пермского академического театра оперы и балета. Согласно официальной аннотации, он «…представляет собой ростовую скульптуру из бронзы, изображающего В.И. Ленина в костюме и пальто с зажатой в правой руке кепкой. Скульптура показана в динамике движения, правая нога слегка выдвинута вперед, левая рука сжата в кулак и полусогнута в локте, правая рука, сжимающая кепку, слегка приподнята. Скульптура установлена на высоком прямоугольном постаменте, в основании которого уложен бронзовый лавровый венок, увитый лентой. На южном фасаде постамента выложена бронзовая надпись «ЛЕНИН».
Пермские Ленины одеты либо по летнему – костюм, кепка или в распахнутом демисезонном пальто (вариант: внакидку). А, к примеру, краснокамский изваян «по-зимнему» — в каракулевой шапке, в пальто с каракулевым же воротником.
Что касается отношения к памятникам наших современников, тор они диаметрально противоположны. Например, историк-краевед Владимир Гладышев за их демонтаж и, в лучшем случае, отправку в музей, как экспонаты «эпохи советского тоталитаризма». Коммунисты же, продолжая преклоняться перед личностью и делами Ленина, регулярно проводят у его памятников свои акции и каждое 22 апреля – на субботниках — обихаживают таковые.
Молодёжь тоже расходится во взглядах. Преобладают незнание, отношение «а мне по барабану, кто такой Ленин». Или – более или менее политкорректное: «Кто такой Ленин? Какой-то политик». Курьёзно, однако на полном серьёзе, некоторые студенты, которых я спрашивал, кого изображает памятник на Букирева, 15. Отвечают: «Ленина и Сталина». То есть Горький, исключённый из учебных программ, почти забылся, а Сталин постоянно на слуху да и определённое сходство имеется…
Значит, надо навёрстывать годы безвременья, вести среди молодых разъяснительную работу. Не нравоучительно, не цитатнически, а на основе творческого прочтения и применения к сегодняшней действительности ленинского теоретического наследия.
Врагов же не проймешь и не переубедишь. Но разоблачать таковых, особенно скрытых, необходимо. В том числе, напоминая, что на Украине «демократы», смыкаясь с откровенными фашистами, сносят памятники Ленину. Или, вот, очень уместна параллель, заданная стихотворением Маршака «Баллада о памятнике» (1946 г.):
«Передают в горах такой рассказ: Война пришла на Северный Кавказ,
И статую с простёртою рукой Увидел враг над пенистой рекой.
— Убрать! — сказал немецкий генерал И бронзу переплавить приказал.
И вот на землю статуя легла. А вечером, когда сгустилась мгла,
Немецких автоматчиков конвой Её увёз в машине грузовой.
В ту ночь на склонах бушевал буран, В ущельях гор скрывая партизан.
И там, где был дороги поворот, Заговорил по-русски пулемет.
И эхо вторило ему в горах На всех гортанных горских языках.
И выстрелами озарялась высь: В теснинах гор за Ленина дрались.
И Ленин сам — с машины грузовой — Смотрел на этот партизанский бой.
Темнел вдали крутой, высокий склон Тот, за которым Сталин был рождён.
Проснулись утром люди в городке, И вышли дети первыми к реке.
Они пошли взглянуть на пьедестал, Где Ленин столько лет и зим стоял.
И видят: Ленин цел и невредим И так же руку простирает к ним.
Как прежде, руку простирает к ним И говорит: — Друзья, мы победим!
Он говорит — или шумит река, Бегущая сюда издалека…».
Времена сейчас иные, да и Пермь – во всех отношениях – «глубинка», «далёкий тыл». И всё же за Ленина и вместе с Лениным надо бороться. Иначе – открыто, или тихой сапой – недруги перейдут в наступление. Примеры тому – наскоки на артефакты, связанные с Феликсом Дзержинским и Розалией Землячку. Первого отстояли. Попробуй теперь на него покусись! По-прежнему и район Дзержинский, и завод, и сквер с памятником, и стела в краевом управлении ФСБ. А вот на память о Розалии Самойловны опять вся окрестная контра поднялась.
Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.