ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ

Победу ждали. Знали: вот-вот. И все же она пришла неожиданно. Как же встретили ее наши воевавшие земляки?

Участник штурма Берлина пермяк Евгений Жуков: «С боем брали каждый дом, где каждый этаж был превращен в крепость с фаустпатронами, пулеметами и минометами. Потолки прорублены, каждый метр простреливался. Мы, артиллеристы, прямой наводкой делали бреши в стенах… Когда врывались в дом, приходилось держать в одной руке автомат, в другой – пистолет, так как немцы стреляли отовсюду. Наши ребята гибли. Трудно сказать сколько раз пришлось пополнять мой взвод». Только-только покончили с вражьим логовом, — марш-марш на помощь восставшей «Злате Праге». «Немецкая группировка оказывала упорное сопротивление. Только 13 мая мы вышли из боя».

Кунгуряк Павел Ситников въехал в поверженный Берлин на груженом снарядами ЗиСе. Смотрит: в кювете девочка в пышном голубом платье лежит. Бросился к ней, оказалось – большая кукла. Долго потом возил ее с собой, а потом привез ее дочери, которая и донесла для нас следующий эпизод: «Наступило первое мирное утро. Солдаты – веселые радостные – приводили себя в порядок, чистили сапоги. Отец принес и поставил ведро воды на крыло «зиска». Зачерпнул кружкой и стал лить на руки лейтенанту. Неожиданно раздалась автоматная очередь из какого-то подвала. Лейтенант, зажав руками живот, медленно стал оседать на землю… Погибнуть в День Победы, прошагав всю войну!… Рассказывая об этом, отец всегда плакал».

Еще одна трагедия. Санинструктора сержанта Аню Коскову из поселка Павловский Очерского района в этот день хоронили в немецкой земле. Вместе с другими «сестричками» пала она смертью храбрых защищая раненых от блуждавшей в прифронтовой полосе недобитой немецкой воинской части.

Березниковец минометчик майор Виктор Дедюхин в этот день вел ожесточенный бой у побережья Балтики. Немцы, кто, чувствуя свою обреченность, кто, стремясь прорваться на Запад и сдаться американцам,  раз за разом поднимались в контратаки. Тщетно! «Над косой Фриш-Нерунг взвилось красное знамя… Взлетели в воздух солдатские пилотки. Гремело тысячеголосое «ура!» Воздух сотрясали ружейные, автоматные и пулеметные залпы. Торжество закончилось ужином с водочкой, такой горькой и такой сладкой, как и сама Победа!»

Под самый конец войны попал в передрягу и разведчик капитан Наум Розенберг из Перми. Дело было у Моравской Остравы, что в Чехословакии; осколок снаряда впился в ногу. Бойцы тут же доставили своего командира в медсанбат, где и были написаны эти строки: «9 мая. 5 часов утра. Таких минут, таких часов не было и не будет больше никогда в жизни! Окончена война! Мы победили!»

Кунгурячка младший лейтенант медицинской службы Тамара Немченко в ночь на 9 мая находилась в поверженной Германии. «Мы были разбужены буквально ураганным огнем, били со всех видов оружия, плакали, обнимались. Утром праздника у нас не получилось, так как привезли больных – вчерашних наших врагов – грязных, небритых, вшивых. Вот мы их стригли, брили, делали им уколы, укладывали в чистые постели, кормили. К вечеру валились с ног от усталости, нам было не до праздничного застолья со ста граммами».

Ещё одному нашему земляку — Николаю Мальцеву, бойцу 75-й стрелковой дивизии, довелось участвовать в исторической встрече на Эльбе. Вот какой она ему запомнилась: «…Солдаты и офицеры обнимались, обменивались сувенирами. Американцы разглядывали наши гвардейские значки и медали, просили на память пуговицы от шинелей и гимнастерок, раздарены были и звездочки с пилоток и фуражек. Тут же стали расстилать на поляне плащ-палатки и накрывать импровизированный стол. Появились там и русская водка, и виски. Произносились тосты за встречу и Победу, за мир и дружбу. Трудновато было с объяснениями, но те и другие прекрасно понимали друг друга…»

Пермяк — лейтенант-артиллерист Владимир Максимов находился в норвежском городке Эвердаль. Вспоминает: «Радист принял радиограмму – приказ Сталина № 369. Отметили фейерверком из сигнальных ракет: красными, желтыми, зелеными».

Николай Симонов, уроженец Еловского района, боец кремлевского полка, участник исторических парадов 7 ноября 1941 года и победного -24 июля 1945-го: «9 мая… я был в Москве. Нёс караул на Красной площади у Мавзолея Ленина. Там собралось море людей. Все ликовали».

А на поверженном Рейхстаге, среди других надписей, красовалась такая: «Здесь был Михаил Рябов – коммунист из Нытвы»

Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30