Суррогатное материнство: за и против

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, как показывает практика, все большее количество россиян пользуются услугами суррогатного материнства. Так, по данным директора научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Владимира Кулакова около 6 млн. женщин и около 4 млн. мужчин в России страдают бесплодием; более того, из 14,2 млн девочек и девушек в возрасте от 0 до 18 лет практически здоровы только около 10%, а еще десять лет назад здоровых девочек было 30,2%. Определимся с понятием «суррогатный». Суррогат (от лат. surrogatus) означает «поставленный взамен». Согласно толковому словарю русского языка, под словом «суррогат» понимается продукт, предмет, только по некоторому сходству являющийся заменой натурального. Что касается суррогатного материнства, то под этим термином понимается следующее. Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина по своей воле соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам – генетическим родителям. Они будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила другая женщина, суррогатная мать. С суррогатным материнством возникает целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. В СМИ, в обществе и в церковных кругах наиболее активно обсуждаются следующие. Противники суррогатного материнства полагают, что оно превращает детей в товар, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Существует также мнение, что материнство становится некой договорной работой. Отсюда активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе тенденция дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи. В социальной концепции Русской Православной Церкви суррогатному материнству даётся следующая критическая оценка: «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания». Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев и рожденного «своего» ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. Кроме того, важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможны его отношения с суррогатной матерью и т.п. Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности одного из супругов зачать плод, или в случае женщины, выносить его, технология суррогатного материнства – это единственный способ получить ребёнка. Они утверждают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы. Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, отличаются в разных юрисдикциях. Рассмотрим данную проблему с юридической точки зрения. 1. Во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено полностью. 2. В некоторых юрисдикциях разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство (австралийский штат Виктория, Великобритания, Дания, Канада, Израиль, Нидерланды, некоторые штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния). 3. В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законодательством, но фактически существует. 4. Страны, где суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, законодательно разрешено – это большинство штатов США, ЮАР, Россия, Украина и Казахстан. В России суррогатное материнство регламентируется такими законодательными актами и нормативными документами, как Семейный Кодекс РФ; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ; Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия». Действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса или пола при реализации программ суррогатного материнства. Мы считаем это явным пробелом в российском законодательстве, т.к. в таком контексте пользоваться услугами суррогатного материнства могут и однополые пары, что, с нашей точки зрения, негативно скажется на воспитании ребенка в дальнейшем. Закон также не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство, а только регулирует порядок регистрации детей, родившихся вследствие реализации программы суррогатного материнства у лиц, состоящих в браке (п. 4, ст. 51 СК РФ), устанавливая в качестве единственного условия такой регистрации получение предварительного согласия суррогатной матери. Это является также серьезной проблемой, т.к. ребенок, по нашему мнению, должен расти и воспитываться только в полноценной семье. Стоит отметить, что ссылки на п. 7 приказа Минздрава РФ от 26.02.2003 года № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» на практике не работают, так как первый абзац данного пункта подтверждает факт о том, что правовые аспекты суррогатного материнства определены иными нормами действующего законодательства. Иными словами, данный документ не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с суррогатным материнством и требует дальнейшего совершенствования. Итак, проблема суррогатного материнства – это сложный морально-этический вопрос, принятие такого решения зависит от самого человека: его физического и психологического здоровья, взглядов, принципов. Российское законодательство требует совершенствования в данной области, это позволит более объективно смотреть на этот вопрос и принимать соответствующие необходимые решения.

Светлакова Светлана, член Бюро Пермского краевого комитета КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30