НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОРОДА ПЕРМИ

1. Историческое развитие нравственной культуры города как формы социально-этической коммуникации

Развитие социального пространства города и его нравственной культуры, происходит под влиянием внешней среды государства и глобальных структур, а также внутренних закономерностей индустриального развития города. Изменение системы социальных отношений при переходе от традиционализма к модерну вызывает трансформацию принципов коммуникации между индивидами в городском пространстве. Перед исследователями стоит задача прояснить систему ценностных ориентаций и уровня нравственной культуры горожан. Если экономическим и социальным проблемам городов (индивидуальным интересам и коллективному взаимодействию) уделяется достаточно много внимания, то значительно меньше изучен вопрос нравственного пространства города, влияющего на функционирование всех остальных сфер жизни общества. Социальное пространство города представляет собой совокупность определенных зон и районов, в которых живут, общаются и сталкиваются друг с другом городские жители. Любой город обладает «деловым центром», за которым следует «промежуточная зона» («ареалы легкой и тяжелой промышленности»), далее следует зона обитания рабочих и непостоянной рабочей силы мигрантов, протекающей как «песок» в социальной структуре, затем идет зона «резиденций» или «богемных районов», в Москве это – Рублёвка, в Перми это – Протасы, Верхняя Курья, Демидково etc. Заключающую зону составляют «города спутники» и пригороды. Городское пространство объединяет людей с различными культурными и национальными идентичностями. Происхождение нравственной культуры берет начало в религиозной этике, которая утверждает, что нравственная культура — нормы, принципы, идеалы, понятия о добре и зле, как и способность человека им следовать, — даны Богом или Абсолютом. Именно поэтому они имеют вечный и неизменный характер и общезначимое для всех содержание. Вообще авторитет морали в религиозных нравственных учениях опирается на представление о том, что Бог придает морали всеобщность, духовную возвышенность и благородство. Люди же с их приверженностью житейским интересам, подчиняющиеся своим страстям, обусловленным их телесностью и чувственностью, не в состоянии без помощи Всевышнего ни выработать единого понимания добра и принципов истинной человечности, ни следовать им. Поэтому жизнь без веры в Бога это – всегда более или менее замаскированная жестокая борьба людей за свои земные эгоистические интересы, связанные с природно-телесным, чувственным и греховным бытием человека. В противоположность религиозной натуралистическая этика стремится вывести нравственные ценности и требования из природы вообще и природы человека как ее частицы. Начиная с античности, философы стремились обосновать принципы организации жизни человека, соответствующие его природе и способствующие достижению им счастья. Однако уже в античности требование жить в согласии с природой для достижения добродетели и счастья наталкивалось на возражение, что и безнравственные развратные сластолюбцы также следуют своим присущим им от природы стремлениям. Найти критерии разграничения добродетельного и порочного в самой природе оказалось затруднительным без привлечения на помощь разума. Социально-историческая этика – исходит из решающей роли труда и общественного производства в процессе порождения человека и общества вместе со всем социальным и культурным комплексом. Звериные инстинкты были подавлены и вытеснены людьми в процессе коллективного производства, в борьбе с природой при совместном добывании средств существования. Труд как совместная, коллективная деятельность, противопоставил стихийным силам природы принципиально новую силу – силу коллективной организации. Именно творческая культуросозидающая деятельность, возникающая на основе труда, становится бесконечным источником саморазвития человеческого рода – совершенствования форм деятельности, общественных отношений, форм сознания и поведения, выработки нравственных форм коммуникации.

2. Особенности нравственной культуры г. Перми В пилотажном исследовании, проведенном М. Гавриловой, ст. С-2000 Гуманитарного факультета ПНИПУ, N=150, не ставится задача обоснования девиаций (отклонений) от норм морали, не привлекается моральная статистика (число гей-клубов, число абортов, число конфликтов в битве наркоторговцев за городское пространство, незаконный трафик товаров, распространение социальных болезней). В исследовании взяты оценки нравственной культуры города Перми, данные служащими (работниками офисов), студентами, пенсионерами, относительно осознания и ощущения ими городской среды, на улице, в транспорте, на работе, в семье, в учебном процессе. Группы молодежи и старшего возраста оценили нравственную культуру города с различных ценностных позиций. С позиций их приоритетных ценностей в исследовании выделены пять типов групп ориентированных на ценности 1. потребления, 2. конформизма, 3. героических, а также 4. индивидуалистически-аристократических и 5. религиозных установок на мир. В основании групп по типу нравственной культуры, положены три следующих признака: ценности, моральный закон, мотивы. — потребительский, тяготеющий к формам трудовой и учебной активности из соображений простой эквивалентности воздаяния. Это простейший из всех типов, сформированный индустриальной цивилизацией, массовый житель больших и малых городов, менее всего ориентирующийся на высокие моральные принципы и больше на утилитарные соображения индивидуальной выгоды. Он представлен в основном юношами-студентами и мужчинами, работниками офисов и составил менее 1/5 — конформистский тип несет в себе характеристики коллективистского общества, сформирован в глубинке региона. Группа характеризуется добросовестным отношением к труду, невысокой материальной обеспеченностью, тяготением к справедливости в межличностных и институционально-трудовых отношениях; преобладает среди студенток и женщин офисов, составил менее 1/5. — героический тип составили выходцы из средних, малых городов и поселков региона. Этот тип личности – нонконформист, подобен мертоновскому «возмутителю спокойствия», готов к подвигу: бергсоновскому «жизненному порыву», у него скорее женское, чем мужское лицо. Он готов отстаивать свои собственные права. Сюда вошли студенты-юноши ПНИПУ и люди старшего поколения, они не адаптивны к «западным» ценностям и составили в совокупности менее 1/5. — аристократический тип представлен группой молодежи, выходцев из больших и средних городов региона. Он настроен на индивидуальный успех. Мерилом и критерием отношения к Другому являются собственные, внутренние цели и ценности. Преобладает среди студентов Перми, среди юношей ПНИПУ в большей мере, чем девушек ПГГПУ. Он свободен и полагается только на себя. Группа составила большую часть опршенных — 1/3. — религиозный тип, составивший небольшую 1/10 часть. Тем не менее, определил свои черты: ориентации в ценностях на Абсолют и трудолюбия, как конформист. Он –аскет, и не тяготеет к провозглашенным ценностям успеха, материального обогащения, столь ценимой «потребителем». Образно говоря, предоставим каждому типу возможность выразить свой взгляд на сложившуюся нравственную культуру города, и их способ оптимизации ситуации. ПОТРЕБИТЕЛЬ в отношении к сверстникам отмечает деградацию в стиле жизни молодежи, характеризующееся нецензурной бранью, ленью, это в свою очередь проявляется в неуважении друг к другу. Среди близких людей он отмечает равнодушие к собственным проблемам и невежество, низкий уровень образования. Первой причиной разрушения брака данный тип считает применение физической силы, стремление контролировать действия супруга, чрезмерную ревность как следствие подозреваемой измены. Сопутствующие причины – оскорбление и унижение, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Семейная ситуация сопровождается увеличением доли беспризорных детей, детей – сирот. Наиболее частой причиной становится отказ отца от ребенка, рост разводов. Эти процессы обусловлены, во-первых, низким уровнем жизни семей и ростом алкоголизма, наркомании. КОНФОРМИСТ отмечает накатывающееся бедствие моральной тьмы нового Средневековья – вседозволенность, алкоголизм и наркоманию в городе. Все это сопровождает упадок культуры и искусства. Низкая информированность сказалась в том, что больше трети конформистов пришли в затруднение при ответе на вопрос о состоянии культуры и искусства на сегодняшний день. Однако следует заметить, что значение и роль искусства трудно переоценить для заряда энергией жизни человека. Искусство и культура в конечном счете придают деятельности личности философскую динамику воображения, формируют величие души, это – ключ к раскрытию тайн Вселенной и бездне человеческой души. Конформисты, в основном женщины, девушки, они отмечает отсутствие внимания, подарков и даже комплиментов со стороны близкого человека. К негативным явлениям относятся низкий уровень доходов, тяготение к вредным привычкам. К причинам, разрушающим брак, в первую очередь относят злоупотребление алкоголем и применение физической силы. Половина отмечает оскорбление и унижение, испытываемое в семье. Ухудшение ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами в городе конформист связывает с низким уровнем жизни семей и ростом алкоголизма, наркомании. Среди предлагаемых форм оздоровления общества предпочтение им отдаётся культуре, науке, образованию, и ряду форм воспитания. Для оптимизации социально-политической ситуации в России конформисты видят выход лишь в создании сильного государства во внешней и внутренней политике. В одинаковой мере предпочли бы жить как в государстве, подобном странам Запада, так в государстве с особым российским типом устройства. ГЕРОИЧЕСКИЙ ТИП. Треть представителей данного типа считает, что отечественная культура и искусство находится в упадке. Лишь пятая часть уверена, что культура и искусство успешно развиваются в условиях рынка, поэтому необходимо усиление роли государства в социальной политике и нравственном воспитании, поскольку очевидно растлевающее влияние алкоголизма, наркомании, как следствие – деградация молодежи, неуважение друг к другу, сопутствующее неуважение к старшим, коррупция, беззаконие и безнаказанность. Этот тип готов вступиться за свои права. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП – отличительной чертой, принадлежащей настоящему человеку, которую нельзя у него отнять, – чувство собственного достоинства. Тип составляет наибольшую часть от всех опрошенных. Среди ценностных ориентаций на первый план выступают свобода и независимость, немаловажной считается интересная работа, требующая роста квалификации и наличие хороших, надежных друзей. Издержки свободы он замечает, во-первых, в коррупции, во-вторых, в упадке морали и безнравственности молодежи. Оценивая состояние отечественной культуры и искусства, треть «аристократов» отмечают состояние упадка, лишь пятая часть уверена в успешном развитии культуры и искусства в Перми. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП в наибольшей мере видит издержки свободы в коррупции, упадке морали, безнравственности молодежи. В одинаковой мере считает, что культура и искусство приходят в упадок. Есть и всплески развития в культуре, отмечет пятая часть группы. Вместе с тем такая же доля этого типа во всех влияниях следует своей дорогой в любой ситуации. В области морали и нравственности города больше всего данный тип тревожит деградация молодежи состоящая в том, что, люди мыслят только о деньгах, процветают алкоголизм, наркомания, неуважение друг к другу. Наблюдая за близкими людьми, религиозный тип самыми негативными проявлениями в поведении считает отрицание собственных идеалов, ценностей. Пятая часть отмечает низкий уровень доходов населения, как один из факторов упадка нравственной культуры. Оценивая причины разрушения брака, на первое место он выдвигает видимые явления: оскорбление, унижение и шантаж с угрозой самоубийства. Основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами большинство группы связывает с недостаточной помощью со стороны государства, отказом отцов от признания детей (от ребенка) и ростом разводов. Семья и будущее детей в первую очередь могли бы объединить российское общество, воспитание в духе высокой морали и нравственности, при внимании государства к развитию культуры, науки, образования. Сильное государство это – то, что, прежде всего, необходимо России в настоящем, считает большинство этого типа. Почти половина представителей религиозного типа предпочла бы жить в государстве с особым типом социально-экономического устройства. В целом группы многократно подтвердили стихийность объективных процессов: низкого благосостояния города, а с другой стороны субъективные негативные следствия в институтах государства, семье, молодежной культуре, низком качестве коммуникаций в обществе. Оптимизацию и выход из ситуации видят в разумном усилении роли государства.

С.П. Парамонова.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30