МАЛЫЙ БИЗНЕС ПО-СТАЛИНСКИ

Вопреки утверждениям фальсификаторов, деловая инициатива и возможность её применения на пользу себе и обществу в сталинскую эпоху существовали вполне легально. Более того поощрялись государством. В том числе, в Прикамье. Подтверждение тому – многочисленные архивные материалы, музейные экспонаты, свидетельства старожилов.

Открыто трудились кустари, к примеру, чинившие обувь, изготовлявшие ключи, точившие ножи, клавшие печи. Ходили по дворам старьевщики, покупавшие или менявшие вторсырьё на товары «мелкого ширпотреба». На прищепках, игрушках, ёлочных украшениях в Перми, Кунгуре, Соликамске, Чердыни специализировались и частники-индивидуалы, и кооперативы — «Свободный труд», «Кооператор», «Восход», «Ударник», «Уралец». До сих пор во многих семьях сохранились замечательные самовары умельцев-суксунцев из артели «Красный медник», кунгурская керамика, юговские сундуки. Возьмите старые фотографии – подавляющее большинство их сделано рыночными «пушкарями» на фоне простынь или немудрящих декораций. На Вишере артельно даже золото добывалось.

Тоже самое – с различными промыслами. Взять хотя бы сбор лекарственных растений. Старожил-пермяк Владислав Иванович Бердников вспоминает, что в аптеках на них висели расценки, и особенно выгодно было сдавать сушёную ромашку, зверобой, малину. На станциях — это я сам помню — прямо у вагонов пассажиры имели возможность отовариться едой домашнего изготовления, включая копчёности и солёности. Ходили по городам и сёлам «шабашники» — плотники, столяры, печники, ложкари, вязальщики веников…

Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «осадили» ретивых начальников, вмешивающихся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства кооперации. Кооператоры на два года освобождались от большинства налогов и госконтроля за ценообразованием. Единственным условием было то, что розничные цены не должны превышать государственные на аналогичную продукцию более, чем на 10-13%. Это при том, что сырьё, топливо, оборудование, транспортные тарифы и т.д. предоставлялись кооператорам по оптовым госценам.

В целом по стране, до половины бытовых предметов (посуда, обувь, мебель и т.д.) изготовлялось в негосударственном секторе. В мастеровитом Прикамье этот показатель был ещё выше.

А наукоёмкая продукция? Первые советские радиоприемники, радиолы, телевизоры выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».

Грянула Великая Отечественная война. Вот, казалось бы, всё и всех прижмут-огосударсвят. Напротив. Появляются многочисленные артели инвалидов. Одной из них изготовлен имеющийся в моей коллекции экспонат – набор бельевой бечёвки. Немудрящая работа – обрезь и брак фабричного верёвочного производства упаковывать и продавать. Но ведь благодаря этому увечные воины осознавали свою полноценность, получали ощутимые «довески» к пенсиям и пайкам.

Просматривая документы Пермского краевого госархива, наткнулся на таковые, касающиеся оружия, снаряжения, амуниции. Оказывается, значительную долю их производили кооператоры. Причём, в огромных объёмах. Ну и о конкретных людях. Вот почётные грамоты Управления промкооперации по Молотовской (Пермской) области. Их – «за высокопроизводительные методы труда и усиление помощи фронту» удостоился Николай Иванович Ичетовкин – специалист-деревообделочник. Перечень его продукции от ящиков для артиллерийских снарядов до носилок и костылей. Вот записи о трудовом стаже Анатолия Павловича Кузнецова, 16-летним поступившего в местную артель «Вторая пятилетка» и шившего шинели, телогрейки, гимнастёрки, стрелковые рукавицы.

Даже в условиях войны для артелей сохранялись налоговые льготы.

В свою очередь, кооперативы откликались на призывы оказания безвозмездной помощи: шествовали над госпиталями, размещали эвакуированных, отправляли на фронт посылки с тёплыми вещами…

Развитию кооперации уделялось повышенное внимание и в послевоенное время. Один мой ровесник вспоминал об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Последний решил организовать артель в своём поселке. Съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вечером вернулся домой со всеми документами и печатью новорожденного «юрлица». Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине подобные вопросы. Собрал мужик друзей-товарищей. Тут же стали решать, что и как, распределять обязанности. Один где-то разыскал и отремонтировал сатуратор – устройство для газирования воды. Второй оборудовал в своём дворе производственное помещение. Третий занялся посудой. Четвёртый стал специализироваться на продсырье. У пятого лошадь с телегой; значит быть ему возчиком. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев – в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией. Приступили к работе. И пошло-поехало: вода-«газировка», потом леденцы, колбаса, консервированные овощи-фрукты… А через несколько лет председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался – ведь при Сталине отсутствовало ущемление работников негосударственного сектора и в законодательстве о правах, трудовом стаже и прочем обязательно присутствовала формулировка «…или член артели промысловой кооперации».

Показателен другой пример – с Озиясом Пинкасовичем Фатером, которого я знал лично. В прошлом тоже фронтовик, он, будучи портным экстра-класса, работал на основе договоров с облвоенторгом, Камским речным пароходством, театром оперы и балета. Заметьте, оставаясь классическим «частником» (сейчас бы сказали индивидуальным предпринимателем). Клиенты знали: если фрак, китель, пальто, шинель «от Фатера», то будут как влитые и износу им не будет.

Предпринимательство находилось под опекой и защитой государства – о таких нынешних реалиях, как рэкет, «крышевание», коррупция, в сталинские времена и не слыхал никто. Результаты были налицо. Негосударственный сектор креп, развивался. В Перми мелкое разрозненное производство мебели, музыкальных инструментов, игрушек разрослось до создания настоящих фабрик. Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» — у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, скобы, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха – десятки тысяч.

Предпринимательский сектор экономики в начале 1950-х годов – 114 тыс. мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки, от ювелирного мастерства до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе имелось около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на строительство жилья, оплачивали санаторные путёвки.

Верно отмечено: «Предпринимательство настоящее, производительное, а не спекулятивное. Предпринимательство со светлой головой и трудовыми руками, которое открывало полный простор инициативе и творчеству, и которое делало экономику сильнее, шло на пользу стране и народу». Именно в таком духе писал Сталин в своей последней – 1952 года – работе «Экономические проблемы социализма в СССР».

Дорвавшийся до власти Хрущев начал настоящий погром негосударственного сектора народного хозяйства, а, заодно, резко урезал приусадебные участки, которые, кстати, при Сталине доходили до гектара, обложил налогами плодовые деревья. Дорого обошёлся стране «дорогой Никита Сергеич», разоривший и уничтоживший то, что десятками лет заботливо и последовательно растил Сталин. Кооперативные предприятия либо закрывались, либо передавались под казённое управление. Артельная собственность в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Пайщики теряли свои взносы. Исключение составляли лишь мелкие предприятия бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять розничную торговлю своей продукцией на постоянной основе.

Горбачёв кинулся в другую крайность. При нём кооператоры не столько производили, сколько «переливали» из госсектора в свои фирмочки-лавочки, гнали черный нал со счетов предприятий в доход частных лиц. Тем самым усиливали товарный дефицит, способствовали скачкообразному росту цен.

Помню, в Перми стали открываться «коммерческие отделы», первый – в магазине «Одежда» на улице Мира. Возникшие коммерческие банки сулили фантастические проценты вкладчикам, торговали валютой. И никаких налогов – лишь дань доморощенным «мафиози». «Пирамидное кидалово» открыли мошенники, предлагавшие, ну по о-очень смешным ценам купить мешок сахара: приведи еще двоих-троих «лохов» и получай скидку (в светлом будущем, разумеется). В видеосалонах, в том числе, в Пермском гарнизонном доме офицеров, смаковались сцены жестокости, откровеннейшая «порнуха»…

Что ныне? Губернатора Прикамья Виктор Басаргин признаёт: «Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне — это клановая система, вокруг одни родственники». И – далее: «Нельзя допустить, чтобы это оставалось нормой!..». Коль народу, особенно представителям малого и среднего бизнеса «впаривают», мол, «утвердись у власти сталинисты, они всё поотнимают и возродят массовые репрессии», надо почаще напоминать, что именно Сталин сформировал и развил отлично действовавшую систему предпринимательства – созидающего, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил ее от злоупотреблений чиновничества, от хищнической конкуренции со стороны крупного капитала (в СССР последний ликвидировали, а иностранному поставили барьер).

Аркадий Константинов

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30