КРАСНОРЕЧИВЫЙ ДОКУМЕНТ ЭПОХИ

На пике хрущёвского антисталинского мракобесия, когда этот неумный, жестокий и подлый троцкист в своих безудержно болтливых выступлениях выливал ушатами и вёдрами самые грязные помои на священное для нас имя человека, перед которым, при его жизни, лебезил до крайних степеней неприличия, – дело доходило до полного, абсолютного игнорирования и замалчивания имени И.В. Сталина в государственной и общественной жизни. Сейчас, вероятно, уже мало кто помнит, как публичное произнесение этого имени было поставлено почти вровень с нецензурным ругательством, за что со стороны особо рьяных руководящих оттепельщиков нередко следовало воспитательное разъяснение, а то и разнос, проработка – как несознательных, отсталых элементов, не чувствующих новую струю, пульс времени (плюс многие иные благоглупости и пошлости). Литература с упоминанием имени И.В. Сталина (особенно его труды) изымалась и уничтожалась не хуже, чем стараниями Геббельса в нацистской Германии, когда там устраивались кощунственные массовые сожжения книг коммунистической направленности, реально опасных для гитлеровской пропаганды национал-социализма.

Более того, в дни экзаменов по общественным дисциплинам, например, я боялся не столько трудности вопросов, сколько привязки их к нагнетаемой вакханалии «культа личности», а в начале 1960-х годов это чёрное гробокопательство нарастало как снеж- ный ком – параллельно следовавшим один за другим провалам во внешней и внутренней политике и особенно – в экономике. Ведь при ответе на такой вопрос в билете предстояло вынужденно шизофренически раздваиваться – излагать преподавателю официально «правильное», но противное тому, в чём был лично убеждён и что в глубине души оставалось памятно и бесконечно дорого. В этих сферах малограмотный, преступно-циничный ренегат и предатель Н.Хрущёв разительно напоминал «слона, танцующего тарантелллу в посудной лавке» (если сослаться на «Овод» Э.Войнич), но это отдельная тема.

Всё сказанное вызывало в нас, комсомольцах и молодых коммунистах, сильнейший внутренний протест и порой яростные споры в студенческой среде. И чтобы быть достаточно «подкованными» теоретически, владеть доказательной аргументацией, приходилось предпринимать определённые нестандартные образовательные попытки.

Так, в 1962-м году я посвятил один из своих редких выходных дней такой «спецоперации» в Пермской библиотеке им. М.Горького: поднял подшивки «Правды» за 1941-й и 1944-й годы. Ведь если существовала проблема «культа» (как позднее – «холокоста»), то где как не в главной партийной газете страницы должны пестреть портретами Первого руководителя и славословиями в его адрес? Так вот – ничего подобного я не обнаружил. Даже в день 65-летия Верховного Главнокомандующего воюющей страны сей факт не стал предметом общественного внимания. В то же время в момент моего исторического экскурса центральные и прочие газеты и журналы буквально захлёбывались в сладострастном лизоблюдстве и вознесении на седьмое небо упомянутого главного инициатора и борца с «культом личности», причём делалось это настолько бестактно, юмористически нелепо, что вызывало в народе саркастические характеристики, многочисленные анекдоты и полное морально-нравственное отторжение. Особенно бездарно-холуйским выхлопом стал фильм «Наш дорогой Никита Сергеевич», который на общественное сознание и мнение оказал воздействие, обратное тому, на которое рассчитывали проституирующие создатели этой дешёвой конъюнктурной стряпни. Правда, очень скоро из названия убрали эпитет «дорогой», а потом фильм и вовсе тихо изъяли из проката.

Далее, в тот же день я просмотрел алфавитные указатели попавших мне в руки двух или трёх томов свежего издания «Истории Великой Отечественной войны». И вот в одном из них имя Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина упоминалось 18 раз, а заштатный член военного совета Н.С. Хрущёв – 42 раза. Думаю, комментарии излишни.

Но вот передо мной интересный документ сталинской эпохи, которую в либерастическом экстазе сегодня не подвергает поношению только самый ленивый, – это подаренный мне лет тридцать назад «Настольный календарь колхозника на 1944 год». Думаю, не намного ошибусь, если предположу, что это издание на сегодняшний день хранится в единичных хранилищах лишь некоторых крупнейших библиотек да ещё, быть может, у одного любителя на несколько миллионов населения. Ведь календарь – не та книга, которой так уж сильно дорожат по прошествии года, на который он издавался. Вот и этот мой экземпляр, возможно, лежал где-нибудь в забытой книжной свалке, по корешку источен какими-то насекомыми, и для работы с ним меня очень выручил скотч, с помощью которого оказалось возможным восстановить его до рабочего состояния. При этом, к сожалению, не все страницы сохранились, но оставшиеся вполне пригодны для чтения. Издан календарь в январе 1944-го года тиражом в 50000 экземпляров, на низкокачественной газетной бумаге (объём 40 печатных листов – 320 страниц формата «Роман-газеты»), с множеством портретов, схем, таблиц.

И коль нам неутомимый либерально-«мемориальский» СМРАД (средства массовой рекламы, агитации, дезинформации) продолжает промывать мозги цветисто- злобными россказнями-инсинуациями о «культе личности», у меня первейший интерес вызвал именно этот вопрос: ведь указанный год – достаточно юбилейный для И.В. Сталина.

Да, в самом начале, после публикации новогодней речи Председателя Президиума Верховного совета СССР М.И. Калинина (прошу обратить внимание, уважаемый Читатель, – не И.В. Сталина!) на вклейке дана подборка портретов 14-и членов Политбюро ЦК ВКП(б), где в центре немного выделен размером портрет Вождя. Далее опубликован «Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны товарища И.В. Сталина о XXVI годовщине Великой Октябрьской социалистической революции на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1943 года», которому естественно предпослан портрет докладчика в маршальской форме – шинели поверх кителя.

Далее идут биографические материалы (с портретами одинаково небольшого формата) К.Маркса – 1 стр., Ф.Энгельса – 1стр., В.И. Ленина – 3 стр., И.В. Сталина – 2,5 стр., остальных членов Политбюро – чуть больше трети страницы отведено каждому. А вот пример для сравнения: председателю колхоза им. Тимирязева И.А. Емельянову (Городецкий район Горьковской области) посвящено 5 страниц (150-154). Примерно по странице либо чуть меньше выделено – явно выборочно – героям, отличившимся в боях (и павшим, и живым): это 28 панфиловцев, капитан Гастелло, разведчик Пашков, Зоя Космодемьянская, командир партизанского отряда Бумажков, Александр Матросов, крестьянин Матвей Кузьмин, партизан Неуловимый, группы проявивших героизм солдат и моряков.

Ну и где же в данном случае набивший оскомину «культ личности»? Под каким микроскопом его искать и рассматривать?! А уж в таком-то массовом издании, предусмотренном для широких народных масс он не преминул бы проявиться… если бы действительно существовал в Природе и Истории в том виде, в каком его навязывают обывательским массам заматерелые доброхотные и платные брехуны всех сортов и калибров.

Здесь необычайно интересны и другие аспекты. В литературе по новейшей истории мне встречалось упоминание о каком-то совещании, проведённом И.В. Сталиным в 1943-м году по поводу послевоенного развития мебельной промышленности. Интересен спокойный ответ И.В. Сталина на недоуменный вопрос кого-то из присутствовавших лиц: война закончится, люди вернутся с фронта, из эвакуации, начнут строительство, поэтому о мебели необходимо подумать заранее. И это говорилось на самом пике войны, когда до её конца оставалось ещё два года! В этом контексте уместно напомнить о том, что, например, в Перми здания Дворца им. Сталина (в дальнейшем – Свердлова, Солдатова и т.д.) и Дома офицеров тоже построены в 1943-м году – то есть в самый разгар смертоносного побоища, когда потери с обеих сторон составляли по нескольку тысяч в день.

Вот и рассматриваемый календарь готовился к изданию в 1943-м году. И это могло происходить в воюющей стране только при абсолютно уверенном в победе, дальновидном и заботливом руководстве, думающем о народе, – с широким кругозором по всем направлениям государственной деятельности и общественной жизни.

Календарь носит энциклопедический характер, и несомненно то, что он сыграл немалую роль в качестве теоретического и практического подспорья в работе и сельскохо- зяйственных руководителей, и рядовых колхозников. Перечень рассматриваемых в нём вопросов привести невозможно: оглавление занимает 3 страницы (по 3 столбца на каждой) – плотным газетным текстом. Но вот некоторые из них:

— Что дала Советская власть крестьянам

— Неслыханные зверства фашистских бандитов

— Что несёт фашизм советскому крестьянству

— А.С. Пушкин. Н.А. Щорс. А.М. Горький. И.В. Мичурин

— Грюнвальдская битва. Разгром немцев под Сталинградом

— Колхозное строительство. Возрождение колхозов

— Планирование урожайности по бригадам и звеньям

— Хозяйственные расчёты (определение объёма и веса)

— Снегозадержание. Уход за животными. Откорм свиней

— Предпосевная обработка почвы. Известкование кислых почв

— Возделывание основных овощных культур

— Простейшие способы хранения картофеля и овощей

— Культура и сбор лекарственных растений

— Меры борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур

— Выращивание телят. Овцеводство. Кролиководство

— Плодовый сад. Ягодная плантация

— Советы врача. Юридические справки. Уголок ребёнка.

К чести редакции, тексты грамматически выверены безупречно, в соответствии с требованиями орфографии и синтаксиса того времени.

Без преувеличения берусь утверждать, что и в наше время этот Календарь мог бы служить настольной книгой-справочником как для людей, профессионально занимающихся сельским хозяйством, так и для любителей-огородников в дачных условиях. И найдись смелый издатель, который взял бы на себя повторение этого издания на современном полиграфическом уровне, он бы обеспечил себе разносторонний успех, и не в последнюю очередь – материальный.

Поскольку данный выпуск «Настольного календаря колхозника на 1944 год» – шестой по счёту, по нему видно, что редакция заинтересованно и уважительно общалась с читателями. Её, например, интересовали следующие вопросы:
1.
Какие статьи, помещённые в календаре, вам больше всего понравились и

почему?
2.
Какие статьи вам не понравились и очему?

3.
Понятно ли написаны статьи и какие статьи оказались трудными для понимания?

4.
Какие статьи вы использовали в своей агитационной работе (для докладов, для коллективной читки, для обучения кадров и т.п.)?

5.
Из каких статей вы почерпнули полезные сведения для улучшения колхозного хозяйства? Какие из них вы использовали в своём колхозе?

6.
На какие вопросы вы не нашли ответа в календаре? Какие вопросы следовало бы дополнительно осветить в следующем издании календаря?

Подводя итог, считаю необходимым подчеркнуть два момента.

Компетентное руководство СССР, выражавшее подлинные интересы Советского народа, проявляло необходимую заботу о его делах и нуждах даже в самое суровое военное время, когда на фронтах страшнейшей в истории человечества войны решался вопрос – быть или не быть нашей Советской Социалистической Родине.

«Настольный календарь колхозника», судя по его многомерному и разностороннему содержанию – с естественным для военного времени политическим уклоном – был массовым и, в определённой степени, агитационно-просветительским изданием. Сегодня он является убедительно ярким свидетельством и доказательством запредельной лживости всей хрущёвской антисталинской свистопляски по поводу распространённости некоего «культа личности» и якобы искусственного нагнетания его по воле Вождя Советского народа.

В. Ковалёв

24 июня 2015 г.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30