ЗНАНИЙ МАЛО, НУЖНА СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Учащие и учащиеся Прикамья встречают 1 сентября, обременённые проблемами.
Даже совсем наивным становится ясно, что обещанное властью доведение зарплат педагогов до значительно превышающих среднюю по региону — фикция. Так, у многих учителей они 13-15 тыс. руб. при достаточно солидной нагрузке. Чтоб сводить концы с концами, учителя берут полторы-две ставки, репетитрствуют. Знаю профессора одного из пермских вузов, который, будучи в отпуске, «шабашничает» на строительстве коттеджей для людей «менее образованных, но более удачливых».


Горькой насмешкой звучит накануне нового учебного года реклама, предлагающая кредиты для того, чтобы одеть-обуть, собрать ребёнка к школе. Ещё бы! Цены-то «кусаются» всё больнее.
Несмотря на декларации, в учебных заведениях всех уровней продолжаются «добровольно-принудительные» поборы.
Школьное образование губится. Думаете в вузах совсем уж иначе? Увы! Бездумно скопированная с западных образцов система плодит полузнаек-бакалавров. К примеру, ввели в Пермском филиале Российского университета Дружбы народов рейтинговую систему оценок. Посещение – столько-то баллов, контрольная работа (не факт, что не списанная) – столько-то. И так далее. В результате, хоть даже студент «сачковал по полной», эквивалент памятной всем «троечки» всё равно складывается.
Продолжается массовое производство юристов, экономистов, менеджеров, маркетологов, которые и без того в переизбытке. То и дело встречаю таких «престижно дипломированных» — этот в обувном магазине «нефть качает», та в рекламной фирме из пустого в порожнее переливает…
Зато в аутсайдерах инженерные специальности, нацеленные на реальное производство. Или, вот ещё показательный факт. Вопреки трудностям Пермское речное училище, выжило, стало высшим учебным заведением – филиалом Волжского университета водного транспорта. А куда направлять выпускников, коль камское судоходство разорено? «Жаль, конечно, что в нашем регионе такая ситуация сложилась. Что ж, есть Волга, ещё ряд рек, моря. Тем более, что планируется разрабатывать приграничный шельф, расширять северный завоз. Дефицит квалифицированных кадров в отрасли огромен. Востребованы они и в Военно-морском флоте» – отвечает директор филиала Павел Задровский.
Самое же больное – в ином. Современное образование, в отличие от того, которое было в СССР, ставит своей целью подготовку не людей с системными знаниями, позволяющими при дальнейшем, более углубленном изучении определенного направления реализовать себя в самых разных областях, а узких специалистов. Причем, чем уже и глубже специализация, тем больше вероятность востребованности на рынке труда. «Офисному планктону», к примеру, не требуется математика; достаточно уметь нажимать правильные кнопки на компьютере, который сам все посчитает и куда надо запишет. Официанту и вовсе довольно лишь читать и писать, даже считать не надо: за него это делает микрокалькулятор.
Экономия на образовании в том, что норовят учить «верхушкам», примитивизировать, урезать предметы. К примеру, астрономию. Зачем, мол, всем знать, что Земля круглая? Зато давайте-ка поучим «Закону божьему», «Половой этике»… Такое обучение позволяет манипулировать реальностью, формируя в сознании обучаемых нужную картину мира. Например, восхвалять рыночную экономику, «оставляя за кадром» присущие ей эксплуатацию, колониальный грабёж и т.д. то же самое – о государстве. Умалчивается, что оно орудие подавления, действующее в интересах господствующих классов, что право – это их, «возведённая в закон», воля.
Наблюдается разница в знаниях, даваемых основной массе и теми, кто принадлежит к правящим элитам. Не секрет, что элитарные кадры готовят как раз по классической системе, чтобы разрыв нарастал, и его невозможно было преодолеть. В итоге достигается оптимальная управляемость «низов»: система имеет больше контроля над человеком.
Резонный вопрос: как же сочетается курс на примитивизацию человечества с тотальным насаждением компьютерной грамотности? Очень даже сочетается. Особенно если вспомнить, как именно «реформировали» образование все последние десятилетия. Сначала, «подсадив на комп», молодежь отучили читать что-либо большее по объему, чем статьи в «Википедии». Затем — представлять и осмысливать прочитанное, иметь собственное мнение. Создали «комиксное мышление» — когда реальность воспринимается в виде неких «фактов» без анализа и сопоставления. Далее ввели тестовую модель оценки знаний (пресловутый ЕГЭ), заменившую системность знаний набором определенных фактов. И наконец, предложили простое решение проблемы, «как, не учась, стать умным»: достаточно войти в Интернет и скачать любую нужную информацию. Дожили: «продвинутым» слывёт тот, кто, помимо «компа» хотя бы учебник читает!
Тем большего уважения заслуживает сознательная — думающая и действующая — молодёжь. В том числе, пополняющая ряды комсомольцев и коммунистов. Именно их от всей души хочется поздравить с Днём знаний, с новым учебным годом.
Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30